Складская логистика на маркетплейсах

Маркетплейсы со своими складами сегодня перестали быть только фулфилмент-площадками. Рост товарного объема заставил разработать и другие модели взаимодействия поставщиков с маркетплейсами.

За 2021 год объем рынка онлайн-торговли в стране вырос на 52% по данным из отчета Data Insight. Количество заказов увеличилось до 1,7 млрд, а это более чем в два раза в сравнении с 2020 годом. Количество продаж и поставщиков выросло, изменения в логистике маркетплейсов стали неизбежны. Появились новые комплексы складов, центры сортировки, наращивается количество пунктов приема заказов для продавцов. К примеру, у Ozon площадь сортировочных центров, складов и дарксторов стала за 2021 год в 3 раза больше, чем годом раньше и составила почти 1 млн кв.м.

Запрос на логистику у крупных продавцов (с собственной развитой системой доставки и хранения) сильно отличается от начинающих поставщиков с небольшим ассортиментом. Селлер выбирает удобный формат логистического взаимодействия с онлайн-ритейлерами.

Форматы работы с маркетплейсами

Сейчас схемы взаимодействия с маркетплейсами становятся более гибкими:

  • FBO,
  • FBS,
  • DBS.

Хоть они и описаны универсально, но каждый маркетплейс вносит в них свои нюансы.

Фулфилмент от оператора (FBO)

FBO предполагает полное доверие маркетплейсу: доставка, хранение, обработка заказов и возвратов. Продажа со склада маркетплейса — это первичный формат и он подходит новичкам, у которых нет своих логистических мощностей, а также поставщикам недорогих товаров с высоким уровнем спроса. Крупные селлеры тоже используют схему, когда не хватает своих площадей или нужно ускорить доставку.

Яндекс.Маркет в рамках схемы Fulfillment by Yandex (FBO) крупным продавцам с 500+ SKU предлагает услугу «Витрина + упаковка». Продавец использует свой склад для хранения и по заказу привозит продукцию на склады маркетплейса Яндекс.Маркет, где товар упаковывает маркетплейс и доставляет покупателю.

Фулфилмент от продавца (FBS)

FBS — это хранение и упаковка товара на складе продавца, а доставка до покупателя через маркетплейс. При этой схеме комиссия маркетплейса ниже, чем с FBO.

Wildberries дает продавцу ограниченные 48/72/96 часов после оформления заказа для передачи его в пункт приема заказов или центр сортировки маркетплейса. Широкая сеть пунктов приема заказов в регионах и склады по маркетплейсу вайлдберриз в регионахдают возможность сэкономить продавцам. Однако есть и система штрафов, если диапазоны доставки нарушены.

Продавцы Ozon также могут хранить товары на собственных площадях, а доставлять в пункт приема заказов товар, упакованный по требованию маркетплейса. Ozon Rocket доставит товар покупателю или в пункт выдачи заказов.

FBS на Яндекс.Маркет открывает возможности экспресс-доставки за 2 часа в некоторых городах. Курьер Яндекса забирает заказ с собственного склада продавца для передачи покупателю.

Схема удобна селлерам, у которых есть и другие каналы продаж кроме маркетплейса, им удобно вести учет товаров с одного склада.

Поставки на маркетплейс можно организовать личным транспортом продавца и воспользоваться услугами фулфилмент- или транспортных компаний. Например, на сайте СДЭК есть даже калькулятор доставки.

Доставка от продавца (DBS)

Маркетплейс при DBS — витрина для продаж. Доставка на склады или сортировочные центры маркетплейсов не нужна. Хранится товар на складе продавца и доставляется его силами или силами рекомендованных компаний. Выгода маркетплейса – комиссия с продаж.

Ozon год назад запустил схему RFBS (DBS) и организовал экспресс-доставку за 3 часа, это удобный вариант поднять продажи в категории продуктов питания.

На Wildberries модель DBS действует чуть более полугода и только для продавцов со складами в Санкт-Петербурге и Москве. Есть стандартная доставка заказов с отгрузкой за 48/72/96 часов после оформления и экспресс-доставка за 2 часа.

Схема DBS открывает новые возможности для продавцов, чья категория товара запрещена для поставки на склад маркетплейса (живые цветы, продукты с ограниченным сроком хранения или пиротехника).

Схемы легко менять, сочетать и выбирать наиболее удобную для конкретного бизнеса. Гибкие схемы сотрудничества с возможностью выбрать конкретную услугу дает селлеру больший контроль над своим бизнесом. Тестирование разных схем на маркетплейсах проще проводить, используя единый личный кабинет маркетплейсов, чтобы контролировать поставки и учет товаров в одном месте.

Способы контролировать логистические процессы в автоматическом режиме

Когда селлер выходит на высокие обороты и работает по различным схемам на всех популярных маркетплейсах, становится сложнее контролировать заказы и поставки. Есть ли альтернатива работе с каждым личным кабинетом отдельно и ручному сбору данных аналитики? Выходом в такой ситуации может стать сервисы автоматизации продаж без сложного внедрения, например, облачная платформа LK.MARKET. Для маркетплейсов интеграция происходит через API.

Например, продавец находится в Санкт-Петербурге и отгрузил на склад маркетплейса Озон по схеме FBO 1000 сладких подарочных наборов для доставки по России и 1000 оставил у себя на складе для экспресс-доставки по RFBS. А еще его продукция поставлена на Wildberries в количестве 500 штук и распределена по 5 региональным складам.

Чтобы отслеживать заказы и рассчитывать поставки, ему приходится переключаться из кабинета в кабинет на маркетплейсах и вручную генерировать общие показатели. Это напрямую будет влиять на скорость обработки заказов. Гораздо удобнее получать и отслеживать все заказы в едином интерфейсе. Достаточно интегрировать по API личные кабинеты селлера.

Благодаря LK.MARKET возможна упрощенная работа на маркетплейсах. Сервис единого личного окна собирает данные по складам маркетплейсов, их можно отфильтровать по адресу, названию, региону, схеме продаж. Функционал позволяет управлять сбытом с учетом нюансов каждого маркетплейса. Селлер получает экономию времени, аналитику продаж и прогноз отгрузок. Единое пространство селлера в LK.MARKET станет залогом эффективной работы.

55
Начать дискуссию