«Ставка аренды в небольших городах в 2 — 3 раза ниже, чем в миллионниках»

Что заставляет крупных ретейлеров открывать магазины в малых городах

Малые города и райцентры обзаводятся торговыми центрами разных форматов. Это может быть крупный семейный комплекс с кинотеатром и детским развлекательным центром, как в Набережных Челнах, а может — небольшой ТЦ, где на одной площади собрано два десятка арендаторов и можно купить все, что нужно. В пример можно привести сеть “Эссен”, в управлении у которой сегодня находится 40 торговых центров в 27 малых городах Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии и других поволжских регионов.

Согласно последним тенденциям, в подобные ТЦ приходят не только представители локального торгового сообщества. Их арендаторами становятся крупные федеральные и даже международные сети, которые не ограничиваются городами-миллионниками, а расширяются в направлении населенных пунктов поменьше. О том, что позволяет открывать торговые точки в малых городах, об особенностях такого расширения и о различиях между работой в райцентре и в миллионнике наше издание поговорило с заместителем директора по развитию «DNS-Казань» Артемием Макаровым. Сеть DNS плотно работает с сетью «Эссен», арендуя площади во многих ее торговых центрах.

«За счет небольших площадей и недорогой аренды поддерживаем баланс прибыли и затрат»

— В каких малых городах Татарстана сейчас представлен DNS?

— В том или ином формате ДНС представлен фактически в каждом крупном населённом пункте Татарстана. Это все города и райцентры с населением около 10 тысяч человек и выше.

— Чем отличаются условия аренды в мегаполисах и малых городах?

— Для нас критически важное условие — величина арендной платы. В среднем, ставка по аренде в небольших городах в два, а то и в три раза ниже, чем в той же Казани. Пожалуй, это основной фактор, который позволяет открывать и поддерживать магазины в небольших городах.

— Где работать выгоднее — например, с точки зрения конкуренции или экономики?

— Очевидно, что открытие в локациях, не занятых конкурентами, несёт определённые плюсы. Но, как правило, оборот таких торговых точек в 5-6 раз ниже, чем у магазинов, открытых в крупном городе. Впрочем, за счет небольших площадей и низкой арендной платы мы поддерживаем положительный баланс прибыли и затрат даже при таких оборотах.

При этом влияние каждого отдельного магазина на общий результат — как в плане выручки, так и в плане доли рынка — небольшое. Поэтому основной результат нам всё-таки приносят крупные магазины в больших городах.

Кстати, в целом мы не боимся конкуренции. Даже наоборот — стараемся активно “садиться” в торговые центры, где представлены магазины коллег по рынку. По нашему мнению, присутствие нескольких крупных игроков в одном ТЦ несёт дополнительную ценность для клиентов в виде расширенного ассортимента.

«Мы рассматриваем торговые центры как точки притяжения для наших покупателей»

— Стремятся ли арендаторы открывать магазины именно в торговых центрах? Нужен ли в таком случае отдельный вход, в чем плюсы такого расположения?

— Мы рассматриваем торговые центры как точки притяжения для наших покупателей, поэтому зачастую открываемся именно на их площадях. Что касается отдельного входа, то в большинстве случаев для нас не имеет значения, будет он у магазина или нет.

Однако есть моменты, которые могут сделать помещение с отдельным входом более приоритетным в выборе. Например, это сложная планировка торгового центра: беспорядочная рассадка арендаторов, сложные и извилистые лабиринты проходов. Или, к примеру, высокая вероятность ограничений — как, например, во время локдауна, когда отдельный вход спас от временного закрытия многие торговые точки.

— Есть ли смысл арендовать большое помещение и выставлять много товара, если сейчас все можно купить через интернет-магазин?

— Даже в крупных городах суммарная доля интернет-заказов не превышает 30% в выручке, при этом эта доля сильно отличается от изделия к изделию. Для некоторых групп товаров уровень онлайн-продаж превышает 50%, а есть и такие группы, продажи которых через интернет не выше 10%.

Так что экспозиция товара на полке продолжает нести большую ценность для наших покупателей, а поэтому — да, выставлять товар необходимо. Другим актуальным вопросом становится, какой объём выставляемого товара оптимален. Особенно актуальным он становится сейчас, когда доступный для поставок в Россию ассортимент значительно сократился.

У нас очень гибкая сеть, и мы активно экспериментируем с форматами, но всегда отталкиваемся от потребностей наших клиентов. Если мы видим ценность в размещении расширенного ассортимента в конкретной локации — мы это делаем.

— Каковы ваши дальнейшие планы по расширению?

— Наша работа по развитию не прекращается, мы работаем с форматами представления и продолжаем искать локации, в которых открытие наших магазинов будет представлять ценность для покупателей!

Начать дискуссию