Обзор маркетплейсов: где покупать выгоднее?

Сделали сравнение программ лояльности и разобрались, какие бонусы за повторные покупки предлагают главные маркетплейсы.

Обзор маркетплейсов: где покупать выгоднее?

Согласно недавнему исследованию Wildberries, в первом полугодии 2022 года продажи товаров повседневного спроса на маркетплейсах выросли на 140%. Покупая продукты, хозяйственные средства, одежду и обувь, детское питание и т. д., россияне все чаще выбирают онлайн-площадки с множеством магазинов и брендов.

Для тех, кто посещает сайты маркетплейсов не реже, чем супермаркет у дома, собрали все выгодные возможности в одном тексте.

Содержание:

Общие параметры, влияющие на качество программы лояльности

Чем обычно руководствуются маркетплейсы, продумывая бонусную систему?

  • Щедрость. Тут нужен баланс: бонусы, с одной стороны, должны быть легко достижимой плюшкой, с другой — они должны иметь некую ценность, клиенту нужно прилагать хоть какие-то минимальные усилия, чтобы их получить.
  • Прозрачность. Клиент не любит, когда все сложно. Если для списания бонусов нужно совершить более 3 действий, интерес к предложению падает. Тем более обидно, когда бонусы действуют в течение очень короткого срока, только на часть товаров и непременно ровно в полночь.
  • Гибкость. Если бонусы сгорают в течение 3 дней — клиент чувствует, что его слишком активно толкают к следующей покупке. Если же бонусы бессрочны — это приятно, но расслабляет: зачем спешить, если потратить бонусы можно в любой момент, то есть примерно никогда?

Практически на каждой площадке можно заметить, что определенный баланс гибкости, прозрачности и щедрости бонусной программы делает ее привлекательной для покупателей: один ритейлер предлагает очень много бонусов, но они быстро сгорают (программа щедрая, но не гибкая) , другой — еще больше бонусов, но, чтобы их получить, нужно очень хорошо знать правила площадки и совершать определенные шаги (например, покупать в определенное время суток), и так далее.

Бонусные программы основных российских маркетплейсов

Wildberries: система все сделает за тебя, только покупай чаще

Ядро программы — скидка покупателя: автоматическая фича, которая приплюсовывает накопленные баллы с прошлых заказов к стоимости текущего товара. Вы можете даже не знать, сколько баллов вам начислено — просто увидите перечеркнутую цену, рассматривая товар.

Баллы начисляются сразу после оплаты заказа и сгорают, если их не использовать в течение 60 дней. Программа лояльности как бы намекает тебе, что полезно заходить на платформу и совершать новые заказы не реже 1 раза в 2 месяца.

Нюансы:

  • Скидка покупателя действует не на все товары. Если вам не пересчитали стоимость товара с учетом вашей скидки, значит, товар не входит в список тех, к которым применимы бонусы.
  • Найти список товаров/магазинов, на которые не действует скидка бонусами, практически невозможно.
  • С мая 2022 года площадка штрафует клиентов баллами за частый возврат товара. Правило действует только для определенной части аудитории, но для многих оказывается новостью.

Итого:

Система умная и самостоятельная — сама себе все начисляет, сама же списывает. Это снимает все классические вопросы, вроде «Какой процент покупки я могу оплатить накопленными баллами».

Минус программы — короткий срок баллов и непрозрачные условия: только очень неленивый покупатель будет разбираться, на какие товары скидка идет, на какие — нет.

Яндекс.Маркет: вливайся в единую программу

В основе бонусной программы лежит принцип сообщающихся сосудов: если ты пользуешься продуктами «Яндекса», тебе выгодно покупать на его маркетплейсе.

Чтобы вступить в программу, нужна подписка «Яндекс. Плюс». За покупки вы получаете баллы «Плюса», которые можно потратить на следующие покупки или на другие плюшки сервисов Яндекса.

Подписчики «Плюса» могут пользоваться специальным фильтром и выбирать только те товары, за которые начисляются баллы и кешбэк. Программа щедрая: можно оплатить баллами практически 100% покупки: минимальная стоимость каждого товара в заказе должна быть не меньше 1 рубля.

Обзор маркетплейсов: где покупать выгоднее?

Нюансы:

  • Баллы начисляются не сразу, а в течение 7 дней с момента совершения покупки.
  • Часть расходов на кешбэк маркет берет на себя. Во время акций размер кешбэка меняется для покупателя, но не для продавца: маркетплейс «накидывает» баллы из своего кармана, а сумму скидки перечисляет продавцу вместе с платежом покупателя.
  • Срок годности баллов — 3 года с момента начисления, но чтобы они сохранились, нужно хотя бы 1 раз за год заходить на «Яндекс» под своим аккаунтом.

Итого:

Для активных пользователей продуктов «Яндекс» бонусная программа будет очень кстати. Приятно, что клиент сам управляет своими бонусами и решает, куда, когда и на что их потратить.

Flowwow: бессмертные баллы, плати — или жертвуй кошкам

Программа лояльности Flowwow называется WowPass и устроена до неприличия просто. Во-первых, в ней участвуют не все магазины, а только те, которые того захотят. Во-вторых, магазины сами определяют размер кэшбэка — обычно от 1 до 5%.

Маркетплейс не берет на себя расходы на программу лояльности: все бонусы за счет магазинов.

Бонусы начисляются в течение 1-2 дней с момента покупки. Они бессрочные. Чтобы баллы не сгорели, не нужно делать вообще ничего: они точно останутся на счете.

Оплатить бонусами можно до 100% последующих покупок — кроме стоимости доставки: она всегда оплачивается клиентом отдельно.

Нюансы:

  • Использовать бонусы можно только в магазинах, участвующих в программе.
  • Бонусы также можно потратить на благотворительность — перечислить часть или всю накопленную сумму в фонд помощи городским животным «Кошки в городе». За время существования программы клиенты перечислили в фонд более 4 млн рублей.

Итого:

Программа очень ненавязчивая: можно два года не совершать покупок, потом вернуться и купить дорогой подарок на одни только бонусы. Клиент сам решает, как и когда распорядиться своей скидкой.

Ozon: один раз разберись, и будет тебе счастье

У программы «Озона» есть три движущие силы: карта OZON, баллы и кешбэк.

Картой OZON можно оплачивать товары с зеленым ценником: скидка получается до 30%. Кешбэк же начисляется только при оплате покупок через внешнего агента (то есть – не по OZON-карте), один раз в месяц. Базовый кешбэк – 1%, можно пометить одну категорию как любимую и в ней получать за товары до 10% кешбэка.

Нюансы:

  • При отмене или возврате покупки кешбэк аннулируется.
  • Размер кешбэка всегда округляется в меньшую сторону до рубля.
  • Действуют лимиты: не более 1500 руб. по любимой категории, не более 3000 всего.

Что касается баллов, то их клиент накапливает, покупая определенные товары или участвуя в акциях OZON и партнёров площадки. Баллы могут быть предоставлены клиенту в качестве поощрений в рамках акций, программ лояльности Ozon Premium и OZON Счёт, а иногда площадка сама начисляет некоторую сумму бонусов в целях поддержания лояльности к продуктам OZON.

Срок действия баллов – 1 год с момента начисления, если срок не ограничен условиями акции.

Вы можете проверить, сколько у вас баллов, в разделе Баллы в личном кабинете. Маркетплейс автоматически рассчитает количество баллов, доступное для списания.

Минимальное количество баллов, которое можно потратить на заказ — 50. Баллами можно оплатить до 25% от стоимости товаров.

Итого:

Программа кажется гибкой, прозрачной и разнообразной, но в конечном итоге здесь действуют довольно серьезные ограничения. В целом, для клиентов, которые во всем один раз разобрались, просчитали и выстроили выгодную схему — система вполне удобная. Новички — обречены путаться с картами, баллами и кешбэками.

AliExpress: бриллиантовым клиентам — особый почет

Этим летом у AliExpress появилась особенная бонусная программа, действующая на территории России. Она работает только в российском мобильном приложении.

Структура программы — иерархическая: чем больше заказов вы совершаете, тем выше оказываетесь в глазах маркетплейса.

Обзор маркетплейсов: где покупать выгоднее?

Ваш уровень зависит от количества заказов, которые вы совершили в течение года (не за всю историю покупок, как было раньше) . Баллы накапливаются при покупке товаров с определенным значком. Чтобы увидеть такие товары, можно воспользоваться фильтром «кешбэк».

Срок действия баллов — 1 год с момента начисления. Курс балла стандартный: 1 балл = 1 рубль. Нужно указывать при заказе, сколько баллов вы хотели бы списать. При отмене заказа списанные баллы возвращаются на счет в течение суток.

Нюансы:

  • Оплачивать баллами можно все товары, кроме супермаркета, а также стоимости доставки.
  • Получить баллы можно после фактического получения заказа.

Но это только бонусная программа, а так на AliExpress развернута целая игровая реальность: и монеты, и купоны, и товары со знаком молнии… И во всем этом можно разобраться только с десятого заказа.

Итого:

Немного напрягает разделение клиентов по сортам: практика из девяностых, к которой сейчас редко возвращаются. Тем не менее, если покупать больше и чаще, каждый новый заказ будет для вас выгоднее. Чтобы покупать на «Алике», нужно иметь особую степень осознанности и очень точно знать, что тебе на самом деле нужно.

Краткие выводы

Программы лояльности только на первый взгляд все одинаковые. На самом деле все они строятся по разным принципам и напрямую зависят от: а) продукта, б) аудитории, в) ценностей компании. Именно поэтому на «Яндексе» нет баллов для не-подписчиков, на Wildberries нельзя копить баллы, а на AliExpress надо побыть серебряным клиентом, чтобы потом дослужиться до платинового.

Но в конечном итоге на всех этих площадках большую роль в развитии бизнеса играют повторные покупки. И если можно за скромный кешбэк купить своему магазину еще одну точку опоры — почему бы это не сделать?

Ну а покупателям остается пожелать максимальной трезвости и осознанности при пользовании маркетплейсами. Покупайте то, что вам нужно, а бонусы пусть будут только приятным дополнением к хорошему шопингу, но никак не самоцелью.

7
1 комментарий

Сначала подумал: каким местом вдруг Flowwow решил называть себя маркетплейсом!!?!? ....а потом увидел кто статью написал ))

Ответить