“Искусственный отбор”. Как выбрать службу доставки

За последние годы, доставка из роскоши или редкой необходимости стала повседневностью. Вот и мне пришлось всё чаще и чаще делать выбор между разными способами доставки. В результате определилось несколько критериев, по которым можно сравнить все распространённые способы доставки, и выбрать какой из них в текущий момент будет удобнее.

Первый критерий это доступность, территориальная и по времени. Важно, чтобы отправка и получение легко вписывались в собственный ритм жизни. Если меня ограничивает время работы или расположение пунктов приема и выдачи, я стараюсь рассмотреть варианты без этого недостатка. Нередко, особенно в мегаполисах, важна 24 часовая доступность, чем похвастаться могут отнюдь не все. А по мере удаления от центров, становится всё важней и территориальный фактор. И нужной службы может не оказаться ни поблизости, ни по пути. Сюда же относятся и ограничения по грузу, по габаритам, доставке хрупких грузов, документов и конфиденциальных посылок.

Во-вторых, я хочу чтобы посылка могла не только подождать, если я получатель, но и дождаться в целости. Некоторые из способов подвержены криминальному фактору, вандализму, стихиям, авариям и даже кибератакам. Как говорят в интернете, с 2020 года количество хакерских атак на интернет магазины и ритейлеров увеличилось на 77%, и в 2022 году не снижалось ниже определённого плато. Можно вспомнить довольно известный эпизод с атакой на известную сеть почтоматов, когда по стране внезапно открылось около 3000 ящиков с посылками. В феврале 2022 увеличилось общее количество атак в сегменте рунета, и маркетплейсы с доставкой не исключение. Сюда же относится и собственная безопасность при получении ценной посылки. Тем более в наше неспокойное время всё чаще предупреждают о том, что анонимные посылки лучше не получать.

Есть случаи, когда важна именно конфиденциальность заказа. В таких случаях неприятно даже думать о том, что сотрудник доставки знает порочное содержимое заказа и кажется, что с трудом сдерживает хитрую улыбку. Часто на пунктах выдачи наложены ограничения на определенные товары, но это зависит от конкретной службы. Не говоря уже о том, что такие посылки хочется получать лично в руки, а не думать что все мои секреты получены на ресепшене бизнес-центра, а любопытные секретари уже одним глазом подсмотрели в бумаги. Не всегда такая конфиденциальность конечно связана с секретом, иногда просто хочется подготовить сюрприз близкому человеку. Будет не тот эффект, если подарок вместо меня вручит курьер.

И, конечно, доступность обратной связи, в случаях когда что-то идёт не так. Насколько реально разрешить трудную ситуацию "на месте", или необходимо пройтись по инстанциям, заполнить бумаги, разыскать формы возврата на сайте. Как быстро получается дозвониться и как скоро перезванивают? Это, на мой взгляд, один из главных, если не важнейший, критерий. Когда всё идёт, пусть не очень комфортно, но по плану - гораздо спокойнее и легче воспринимаются препятствия. Но когда нужна помощь - очень важно её получить, и получить вовремя. Иногда возникает желание оставить благодарность, а иногда претензию. Поскольку мой личный опыт связан с работой в поддержке - тут я особенно чувствителен. Ни кому не пожелаю терпеть холодный формализм, безразличие, или открытую агрессию и хамство от тех, кто призван помочь и хотя бы успокоить. Но такие случаи не редкость и отдельные организации страдают ими больше чем другие. Я никогда не пренебрегаю чтением отзывов о доставке именно в разрезе обратной связи и конфликтов.

Я постарался собрать как можно более универсальные критерии, по которым можно выбрать способ получения или отправки посылок и заказов. Применять, конечно, их стоит исходя из текущей ситуации, из контекста в котором делается доставка. Не бывает так, что бы какой-то способ был универсален и превосходил остальные при любом развитии событий. Да и под рукой оказаться могут далеко не все возможные службы и сервисы по доставке. Прежде всего требуется понимание, что в текущий момент важно для Вас лично, безопасность, доступность, сохранность и прочее. Надеюсь мой опыт поможет в следующий раз выбрать такой способ, что от него будут только положительные впечатления, и искреннее желание оставить доставщикам дифирамбы в разделе отзывов.

В следующих статьях, сравним по этим критериям самые распространённые варианты доставки и посмотрим, какой из способов имеет сильные и слабые стороны по изложенным факторам.

Материал подготовлен при поддержке сервиса Почтовая Касса.

Начать дискуссию