Wildberries Логистика: обновление тарифов - что делать?

WIN-WIN решение необходимо.

Маркетплейс может и будет менять тарифы и условия сотрудничества… как бы нам не нравилось, это реальность.

Но.

Wildberries лидер в своей сфере, и это повод задуматься.

Во-первых, трафик маркетплейса затрагивает почти каждый способный потреблять дом в России. Неправильные расчеты логистических костов могут забрать возможность у покупателей найти на полке многие товары по причине неконкурентоспособной цены, и как следствие, снятие с продаж.

Во-вторых, тысячи компаний и домохозяйств содержат бюджеты через партнерство с маркетплейсом. Им важно сохранить товарную матрицу в рабочем состоянии. С одной стороны — не дать ценам взлететь из-за дорогой логистики, с другой — покрыть косты на обслуживание товаров и остаться с желаемой прибылью.

В-третьих, как бы люди не негодовали на специфические детали работы с WB, практически никто не уходит с данной площадки.

Исходя из такого положения дел, надо найти способ безопасного и выгодного сотрудничества для всех сторон: оптимальное WIN-WIN решение.

Проблематика.

1. Тарифы на логистику могут меняться часто, сильно и быстро.

В чем проблема.

1.1. Где данные, которым можно доверять?

Сразу тяжело понять, откуда брать расчетные цены логистических тарифов.

Пример: динамика развития новости об обновлении тарифов на логистику и разница стоимость в источниках данных о тарифах.

Скрин № 1-7.

а. 20.08.2022 приходит новость от WB: https://seller.wildberries.ru/news Скрин №1.

б. Файл с новыми тарифами: Wildberries. Берем за пример товары из категорий FMCG, пусть будут “щетки”. Скрин №2.

в. Тарифы по складам: https://seller.wildberries.ru/dynamic-product-categories. В скринах №3 и №4 - примеры диапазона стоимости по складам, минимум и максимум в тарифах.

г. Калькулятор тарифов логистики: предмет, габариты и склады. https://seller.wildberries.ru/dynamic-product-categories/calculator. Скрин №5. Скрин №6. Стандартный отчет INDEEPA “характеристики матрицы”. Берем в пример конкретный товар из категории хозтоваров “Щетки для уборки” . В отчете есть необходимая информация с готовыми расчетами по каждому sku.

Скрин №7. Калькулятор тарифов логистики по складам. Пример части градации цены на выбранный предмет с габаритами из скрина №5 и №6, стоимость в зависимости от склада. Складов много.

Делаем вывод: разница стоимости логистики в новости, тарифах и реальном калькуляторе по складам может быть как выше, так и ниже — более, чем на 50% стоимости.

Корректировка цен товарной матрицы становится некой супер-задачей, квестом по предметам, габаритам и складам, но — очень дорогим квестом. К моменту написания данной статьи большинство успело оценить стоимость вопроса.

Поднимаем цену соответственно тарифам логистики — многие товары могут стать неконкурентоспособными.

Не реагировать на тарифы — не выход, маржинальность трещит по швам.

Очевидна необходимость в оптимальном решении.

Решение.

Автоматически считаем оптимальную логистику на sku:

- рассчитываем несколько вариантов стоимости

- находим оптимальный

- внедряем в расчет маржинальности

Пошаговый пример оптимального расчета:

Шаг № 1. Необходимые варианты расчета.

а. Прогнозная средневзвешенная стоимость логистики по складам.

Скрин № 8.

Стандартный отчет <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">INDEEPA</a> “Расчетная стоимость логистики по номенклатуре”. 
Стандартный отчет INDEEPA “Расчетная стоимость логистики по номенклатуре”. 

Определяем средневзвешенную стоимость логистики через калькулятор WB. Умножаем тариф калькулятора по складу на долю остатка на этом складе от общего кол-ва остатков товара.

Объемный товар: да/нет

а. 1. Верифицируем объемный ли товар, и если объемный = Объем Л * 4,5

а. 2. Минимальный тариф на объемный товар = 180 руб

Итог: 225 руб., 69 коп.

Скрин № 8а.

<p>Стандартный <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Репрайсера INDEEPA</a> “тарифы на номенклатуру аккаунта по калькулятору WB”. </p>

Стандартный Репрайсера INDEEPA “тарифы на номенклатуру аккаунта по калькулятору WB”. 

б. Историческая средневзвешенная стоимость логистики на sku.

Скрин № 9.

Стандартный отчет <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">INDEEPA</a> “Расчетная стоимость логистики по номенклатуре”. 
Стандартный отчет INDEEPA “Расчетная стоимость логистики по номенклатуре”. 

Определяем средневзвешенную стоимость логистики за последние три недели по еженедельным отчетам.

Итог: 337 руб., 61 коп.

в. Максимальный тариф.

Скрин № 9а.

<p>Стандартный отчет <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">INDEEPA</a> “Характеристики матрицы”. </p>

Стандартный отчет INDEEPA “Характеристики матрицы”. 

Определяем максимальную стоимость логистики по тарифам WB. На скринах № 4 и 9 — максимальная стоимость логистики за три недели, она составляет 351 руб., на единицу товара.

Шаг № 2. Выбираем оптимальный расчет в зависимости от сценария данных sku.

а. У sku нет остатков.

То есть рассчитать средневзвешенную стоимость невозможно. Берем за оптимальный расчет “Максимальный фактический тариф”, или 351 руб.

б. У sku есть остатки.

Смотрим какая их двух средневзвешенных стоимостей больше, «прогнозная средневзвешенная стоимость логистики по складам = 225 руб., 69 коп.” или »историческая средневзвешенная стоимость логистики на sku = 337 руб., 61 коп.”.

Показатель с большей стоимостью — оптимальный.

Причина такого решения: к примеру в еженедельном отчете вы видите сумму удержанную за логистику, меньшую, чем должна быть из калькулятора. Но есть одно НО. Сумму недоимки по логистическому тарифу могут списать позже, к примеру в статье “прочие расходы”. По этой причине считаем косты за логистику маркетплейса в процессе и по дорогому средневзвешенному варианту. Это позволяет не дать маркетплейсу провести Вас.

Шаг №3. Оптимальный результат делим на процент выкупа sku.

Скрин №10.

Интерфейс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Репрайсера INDEEPA</a>.
Интерфейс Репрайсера INDEEPA.

Стоимость доставки к/от клиента: делим оптимальный результат на процент выкупа.

Выкуп 93% ( точнее 0,9267) , в периоде 90 дней, т.е. для покупки товар ездит один раз с небольшим хвостиком.

Скрин №10а.

<p>Интерфейс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Репрайсера INDEEPA</a>.</p>

Интерфейс Репрайсера INDEEPA.

Расчетная стоимость логистики в Репрайсере получается:

Историческая средневзвешенная стоимость логистики на sku:

- к клиенту 337 руб. , 61 коп. / 0,9267 = 364,30 руб

- от клиента 33 руб. /примерно 0,08 = 2,64 руб

Если отсутствуют % выкупа за прошедшие 90 дней с минимальным порогом количества продаж, берем расчетный средний % выкупа за весь период истории sku автоматически, если нет истории sku — это новинка, в этом случае берем средний % выкупа по предмету в бренде.

Итог: получаем стоимость логистики максимально приближенную к будущей реальности в еженедельном отчете. Это позволяет иметь оптимальную для клиента розничную цену, и не дает маркетплейсу “надуть” селлера на основании оферты, даже неумышленно.

2. Потеря маржи в периоде смежном со сменой тарифов.

В чем проблема.

2.1. О проблемах узнаешь только после получения недельного отчета во вторник + как минимум один-два дня на осознание беды и время на адаптацию, т. е. две недели работы с потерями в марже при оперативном реагировании.

Решение.

Шаг №1. Репрайсер своевременно подтягивает новый расчет логистических тарифов маркетплейса после появления новых данных в калькуляторе WB.

Шаг №2. Автоматически рассчитывает оптимальный вариант логистики с даты вступления в силу новых тарифов. Уточнение: не всегда обновленные тарифы вступают в силу с даты, указанной маркетплейсом. Тут есть риски, которые смягчает “оптимальный расчет”, но он не убирает их совсем. Следует отметить, что детальная работа по коррекции происходит только после получения еженедельного отчета.

Итог: стоит иметь в виду, что никто не запрещает маркетплейсу переписывать историю задним числом, как в книге Д. Оруэлла «1984”. Этот риск мы учесть не можем. Несмотря на это, математические вводные репрайсер учитывает и внедряет с момента вступления в силу обновлений в тарифах. Таким образом, потери сводятся к минимуму. Потери по причине упущения и несвоевременной корректировки расчета маржи исчезают сразу после подключения сервиса, и остаются только штрафы и таинственные »прочие расходы”, происхождение которых неведомо юридическим и физическим лицам.

Скрин №11.

Стандартный отчет <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">INDEEPA</a> “Управленка”. <p>Отчет показывает структуру костов маркетплейса и проценты неведомых расходов, которые система не может привязать к sku.</p>
Стандартный отчет INDEEPA “Управленка”. 

Отчет показывает структуру костов маркетплейса и проценты неведомых расходов, которые система не может привязать к sku.

3. Платная приемка со сложной структурой тарифов на складах ВБ.

Лирика. К моменту написания статьи, платная приемка частично отменена. Оставляю эту информацию в связи со следующими причинами: платных новеньких фишек может не появиться, а старые могут исчезнуть, поэтому — решение ниже несовершенное, но рабочее. Это то, какие действия можно предпринять в связи с новыми временными ценами.

В чем проблема?

а. Без автоматизации — такие процессы сложно решаемы, тем более в условиях высокого сезона.

б. Автоматизация неэффективна без регламента, но регламент в отношениях с “партнерами” это не о нашем кейсе. Условия могут меняться неожиданно, и часто основанием этого является мелькнувшая новость.

Решение.

Скрин №12.

<p> Интерфейс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.indeepa.com&postId=505160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Репрайсера INDEEPA</a>, настройки диапазона маржинальности.</p>

Интерфейс Репрайсера INDEEPA, настройки диапазона маржинальности.

Шаг №1. Базовые настройки Репрайсера. Вам нужно внести дополнительные расходы на каждый sku в проценте от себестоимости или руб. Сюда можно отнести не только расходы на упаковку, маркировку и логистику, но и новинки в расходной части WB, к примеру — стоимость платной приемки на конкретном складе.

Скрин №13.

Массовая загрузка настроек.
Массовая загрузка настроек.

Шаг 2. Все настройки можно внести массово через xl и отредактировать индивидуально в интерфейсе.

Итог: проблему с платными услугами маркетплейса в высокий сезон и не только, необходимо решать оперативной редакцией расходной части при формировании маржинальности в каждом sku. Далее Репрайсер проверяет и при необходимости корректирует цены ежечасно по установленным сценариям в автоматическом режиме, без вовлечения человека в краткосрочном и среднесрочном периоде.

Заключение.

Если Вы считаете, что в примерах выше мало деталей — то прошу задавать интересующие Вас вопросы и/или писать кейсы, в которых описанный подход может не сработать. Я, в свою очередь, подумаю как помочь и/или улучшить подход с расчетом цен и себестоимости товаров.

PS. На данный момент, сервис нацелен на работу со средними и крупными селлерами и компаниями. В ноябре мы планируем запустить тариф для небольших продавцов на маркетплейсах с базовым, достаточным функционалом и доступной стоимостью.

44
2 комментария

Все конечно очень круто, но при цене 39.000р/мес - это конечно лихо… очень хочется, но сильно колется.

Ответить

Владислав, здравствуйте! Напишите пожалуйста мне на почту, aleksandr.m@indeepa.com, думаю что получится сделать вам скидку.

Ответить