Зачем селлеру маркетплейса вести управленческий учет? Шаблон таблицы внутри

Меня зовут Денис, я совладею магазином кофе на Wildberries. За 3 месяца с нуля мы уже вышли на оборот более 400 000 рублей в месяц. В этой статье я расскажу, что и зачем нужно считать селлеру, да и любому другому предпринимателю, чтобы бизнес не обанкротился.

Зачем селлеру маркетплейса вести управленческий учет? Шаблон таблицы внутри

Управленческий учет необходим для того, чтобы видеть ситуацию в бизнесе без розовых очков. Как бы вам не казалось, что бизнес работает круто, нужно это внутреннее ощущение подкреплять еще внешними цифрами. Цифры вас как минимум не обманут (если их считаете вы).

Основные функции управленческого учета:

1. Контроль основных финансовых показателей (выручка, расходы, ebitda и прибыль).

2. Контроль за расходами по статьям и контрагентам.

3. Контроль кассового разрыва.

4. Расчет будущих выплат от ВБ.

На основе этих функций уже понятно, что должно быть в таблице.

База данных

Отдельный лист, куда будут вноситься все контрагенты и статьи расходов и доходов. Нужно это для того, чтобы не вносить в каждом листе нового контрагента, а просто подтягивать информацию из базы данных. Это сэкономит в будущем кучу времени и нервов, лучше поэтому сделать заранее.

Движение денежных средств

Важно понимать, куда, когда и сколько денег было потрачено. На основе этих данных считается: операционная и чистая прибыль, суммы по контрагентам и статьям. На первых этапах этих финансовых показателей достаточно.

Операционная прибыль (EBITDA): доход - расходы, без учета налога, амортизации и выплаты по долгам.
Чистая прибыль: доходы - все расходы.

Не забывайте, что ваша работа как собственника должна быть включена в себестоимость, и, соответственно, в расходы. Вы должны платить себе зарплату в таком размере, как вам платили бы за такую же работу в другой компании. Прибыль – это деньги бизнеса, которыми вам нужно грамотно распределиться.

Важно! Не учитывайте у себя как выручку ту сумму, которую переводит вам маркетплейс. Выручка – это количество продаж Х стоимость товара. Маркетплейс из выручки еще вычитает стоимость своих услуг и логистики, которые нужно учитывать как отдельные расходные статьи.

Отчеты по статьям и контрагентам

После того, как вы внесли финансовую операцию, она должна суммироваться с такими же операциями для удобства анализа. Таким образом вы сможете видеть конечную сумму по нужной статье расходов или доходов, или по нужному контрагенту. То же про товары: если у вас несколько товаров, то их нужно учитывать отдельными статьями или добавлять еще одну переменную, но вместе они составляют общую выручку. Это важные данные для анализа.

Платежный календарь

Чтобы предугадывать кассовый разрыв, а, в идеале, его не допускать – без учета своих будущих расходов и поступлений этого не получится. Поэтому нужно заранее знать, куда, когда и сколько денег уйдет. По факту это тот же отчет о движении денежных средств, но в будущем времени. Я считаю, что наличие или отсутствие платежного календаря отличает зрелого предпринимателя от незрелого.

Кассовый разрыв – это ситуация, когда вам нужно заплатить денег больше, чем у вас есть. В таких ситуациях приходится либо просить отсрочку, либо брать в кредит, либо трясти активно тех, кто должен вам. В любом случае это неприятно и лучше предусмотреть заранее, чтобы хотя бы делать это в спокойном режиме, а не за один день.

Предсказывание выплаты от маркетплейса

Для того, чтобы верно вести платежный календарь, нужно понимать сколько денег мы получим от маркетплейса. Многие пользуются сервисами разными, я считаю вручную, так как мне кажется это точнее. Каждый день захожу с утра и вбиваю:

К этому уже подгружается сама стоимость логистики, прибыль и предполагаемое перечисление в моей таблице.

Финансовые результаты

Результатом работы над предыдущими пунктами станут цифры, по которым можно судить об успешности бизнеса.

Важно понимать две основные вещи: ваша ebitda (операционная прибыль) и чистая прибыль. Если у вас нет выплат по кредитам и амортизации, то можете ориентироваться на чистую прибыль и вообще не считать эбитду.

Я же ориентируюсь в первую очередь на ebitda, потому что у меня есть кредиторы, с которыми я рассчитываюсь.

При этом важно следить за темпами роста расходов и доходов. У вас не должны расходы расти быстрее доходов, если это не запланировано заранее, например, из-за маркетинговой кампании. Если у вас есть заемный капитал, то нужно тоже контролировать его рост. Как? Если совсем просто: если рост заемного капитала опережает рост выручки, при этом собственный капитал меньше в 2 или 3 раза заемного – вы скоро закроетесь, если ничего не предпримете.

В этом месте отлично бы прикрутилась реклама моего курса, но такого нет. Я готов вам помочь разобраться в своем бизнесе с точки зрения финансов и маркетинга. Это бесплатно, поэтому пишите. С удовольствием пообщаюсь в зуме. Единственное, у вас должен быть уже рабочий бизнес с оборотом хотя бы 150 000 рублей в месяц.

Также рассмотрю любые варианты сотрудничества.

Важные нюансы по таблице

1. Везде налог учитывается как 6% УСН.

Если у вас другая система – нужно адаптировать таблицу

2. Это таблица, которой пользуюсь я сам. Поэтому где-то она может быть костыльна, либо всплывет баг. Но у меня все ок.

3. 100% у кого-то будут возникать вопросы по заполнению. Первых желающих я могу лично проконсультировать по тому, как ее заполнять. Если желающих будет много, то запишу отдельно видео.

Как и обещал, прикрепляю шаблон того учета, с которым работаю я. Держите:

Денис Белков
Предприниматель

Еще я веду телеграм-канал, в котором вы можете следить за моей бизнес-деятельностью и образованием в режиме реального времени.

Начать дискуссию