Удастся ли компаниям сэкономить на курьерах в предновогодний сезон

Собрали очередной обзор новостей и событий, связанных с рынком и зарплатами линейного персонала в ритейле и доставке – с комментариями Salary Index и Merchandising.ru

· Wildberries основательно подготовился к сезону осенних распродаж и предновогоднего спроса и создал 46 000 новых рабочих мест.

· Общее число сотрудников WB без учета персонала партнерских ПВЗ и сортировочных центров в ноябре составило 154 тыс. человек.

· Новые рабочие места WB появились в Удмуртии, Хакасии, Московском регионе, Ленинградской и Тульской областях, в Алтайском и Ставропольском краях и др.

· Доход сотрудников и исполнителей WB выше на 38%, чем в среднем по рынку (по словам пресс-службы маркетплейса).

· Основные схемы доставки – из магазина и из даркстора.

· Для организации доставки из даркстора можно использовать помещение практически любой площади, без привязки к инфраструктуре и проходимости, спланировать его для удобства сбора заказов. Но в случае масштабирования и увеличения числа сотрудников на складе падает эффективность их работы внутри, начинают друг другу мешать.

· Сбор заказов на территории магазина может быть сложнее, потому что планировка сделана все-таки для покупателей, а не курьеров. Плюс возникают «неудобства» в виде наплыва покупателей, невозможности найти некоторые товары, которые числятся в наличии, но могут лежать не на своем месте. Эффективность работы курьера/сборщика сильно зависит от того, насколько они знают торговый зал и расположение товаров.

· Магазин, в отличие от даркстора, имеет транспортную доступность, может расширять штат работников торгового зала, содержание помещения окупается еще и за счет офлайн-торговли.

· Точки роста для повышения эффективности «последней мили» – это грамотное сотрудничество и разделение функций между ритейлером и сервисом доставки (например, поддержание стока и комплектация заказов на стороне магазина, а сервис предоставляет персонал для доставки). А также совместная работа над оптимизацией планов торговых площадей и маршрутов сборки, в том числе для распространения механики мультипикинга.

В случае с разными сервисами доставки у сотрудников будет варьироваться набор обязанностей, и в ряде случаев вакансия курьера подразумевает выполнение им функций и сборщика, и доставщика. Вот здесь мы рассказывали, как это происходит в разных сервисах и влияет на заработок курьера.

· Дефицит линейного персонала существует уже больше 10 лет. Причины этого: последствия демографического кризиса 90-х и сокращение молодого населения (20-29 лет), низкий престиж профессии, высокая ротация.

· Ситуация усугубилась с приходом пандемии, так как уменьшилось число мигрантов.

· Кризис-2022 должен был привести на рынок порядка 8 млн кандидатов из ушедших иностранных компаний (об этом мы еще летом писали для РБК), но и осенью ситуация не поменялась. Вакансий по-прежнему больше, чем кандидатов. Одна из причин – то, что «фудовых» вакансий в разы больше, чем в non-food, а производственно-продовольственные компании преимущественно перешли под российские бренды, сохранив персонал.

· Ритейл в этом году лидирует по числу вакансий – 14% от общего числа рабочих мест в стране (по данным hh.ru и АКОРТ). Самые активные по росту сегменты: доставка (курьеры, комплектовщики) – рост на 15%; торговый персонал (мерчандайзеры, кассиры, так называемые «работники торгового зала») – рост на 6%.

· Стоимость привлечения линейных сотрудников очень высокая. Например, себестоимость привлечения одного курьера в 3 квартале 2022 года доходила до 10-15 тыс. руб. Этому способствует и конкуренция за кадры, и особенности кадровой воронки, и традиционно высокая ротация.

· Самозанятые – годный вариант для закрытия линейных вакансий, имеют мотивацию, поскольку их доход зависит от качества работы, а не от количества времени, проведенного на рабочем месте.

· Привлекать самозанятых удобнее всего через платформы – только по реальной необходимости, под конкретные задачи, в сезоны и пики спроса.

В этом году впервые участники агентского рынка трейд-маркетинговых услуг отметили, что ротация персонала уменьшилась. Это может быть связано и с сокращением количества вакансий на рынке (после I квартала в поле мониторинга Salary Index попало на четверть меньше вакансий и зафиксировалось на том же уровне), и с психологическими факторами, когда человек стремится снизить неопределенность, отказываясь от смены работы.

Скоро посмотрим, как рынок отреагировал (в цифрах) на скачок сезонного спроса в торговле и доставке в ноябре-декабре («черные» распродажи и новогодние праздники). Уже скоро команда Salary Index подведет результаты IV квартала и подготовит дайджест с самыми важными цифрами.

Если хотите получить наш дайджест, отправьте запрос на magafonova@merchandising.ru

· Департамент налоговой политики Минфина выступает за «сужение» режима для самозанятых: чтобы он использовался только для оказания услуг физлицами физлицам.

· Беспокойство вызывает то, что часть штатных сотрудников «перетекла» в режим самозанятых, и возможность того, что работодатели таким образом сокращают свои расходы на персонал.

· Также проблемой являются потери внебюджетных фондов, которые недополучают доходы, поскольку страховые взносы необязательны для самозанятых.

Пока это только инициатива, «мысли вслух». Однако подобные непоправимые улучшения могут серьезно сказаться на рынке линейных сотрудников, где сейчас процветает частичная занятость и растут убер-платформы для найма торгового персонала.

· Курьеры Яндекс Еды в новогодний период будут получать больше, за счет повышенных ставок, допвыплат, удвоенных чаевых.

· Компания готовит для курьеров и подарки – вещи, которые им пригодятся на доставках.

· На стимулирование курьеров и сервиса доставки компания выделит более 70 млн рублей.

· К декабрю значительно выросло количество вышедших на доставку курьеров (+50% в первую неделю декабря, по сравнению с последними неделями ноября).

· За последние полгода доход курьеров-партнёров Яндекс Еды увеличился почти на 50% и сейчас может достигать 160 тыс. рублей в месяц.

Интересно, что в III квартале заработки курьеров почти прекратили расти, а в некоторых регионах уменьшились. Причины понятны, и их без стеснения озвучивали участники рынка на конференции Tinkoff eCommerce: компании срезают курьерам ставки, стремясь сократить свои расходы, прекратилось «вливание» денег в сферу доставки готовой еды и развитие экспресс-доставки, направленное на формирование устойчивой привычки покупателей пользоваться такими сервисами. Удастся ли развернуть тренд снова?

· «Пятёрочка» запускает сервис доставки из своих магазинов «Пятёрочка Доставка» в трех новых регионах: Адыгея (Майкоп), Северная Осетия (Владикавказ) и Карачаево-Черкесия (Черкесск).

· Также сервис появился в 15 новых городах: Михайловск, Каменск-Шахтинск, Азов, Геленджик, Армавир, Балаково, Каменск-Уральск, Пятигорск, Нефтеюганск, Кисловодск, Новый Уренгой, Невинномысск, Ноябрьск, Муром и Обь.

Уже совсем скоро выйдет очередной квартальный мониторинг заработных плат персонала в торговле и доставке, который покажет динамику цифр по вакансиям, профайлам и регионам не только за квартал, но и за год.

Чтобы получить наш дайджест с самыми интересными и важными цифрами рынка, отправьте запрос на magafonova@merchandising.ru

44
Начать дискуссию