Как не зависеть от настроения сотрудников и бумажек ― 7 инструментов эффективной логистики

Без чего не выдержит конкуренции ни маркетплейс, ни крафтовый магазинчик

Курьерские службы, ритейлеры, промышленные предприятия, сервисные центры, провайдеры 3PL, фирмы по поставкам для гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa), а также сервисы прямых продаж с объемами от 500 заказов на доставку в месяц ― во всех этих компаниях логистика играет ключевую роль. И она же пожирает их ресурсы, если ею не управлять с помощью технологий.

Сейчас как раз то время, когда лишних затрат бизнес позволить себе не может и более того, их сокращает, меняет географию перевозок. Всемирный банк говорит о спаде ВВП России до 4,5% в 2022 году. США, Канада и страны ЕС ввели жесткие ограничения на транспортное сообщение с Россией и Беларусью. Эти ограничения, в частности, привели к многокилометровым очередям на границе, простоям и увеличению расходов на перевозку. Более 86% компаний в РФ затронуты действием санкций, почти 12% останавливают из-за этого бизнес.

Есть и хорошие новости. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем онлайн-продаж в России в январе–июне 2022 года был на 39% выше, чем в первой половине прошлого года. Агентство INFOline приводит еще более внушительные цифры: рост интернет-продаж на 51,5% для непродовольственных товаров и 100% – для продовольственных. В 2023 развитие этих сегментов продолжится. Перевозчики без работы точно не останутся.

На этом хорошие новости закончились. Следующая состоит в том, что требования покупателей будут все более жесткими. «Почему доставка моего заказа только завтра, а не сегодня?», «А вы можете привезти его в этот конкретный промежуток времени и еще позвонить мне несколько раз за 15 минут?». «Почему я не могу отслеживать, где именно находится моя посылка?». На все эти вопросы придется отвечать, если хотите остаться на рынке. Это вряд ли удастся, если строить логистику «руками», а не технологиями.

Доверимся машинам?

Технологии могут обслуживать всю логистическую цепочку на каждом из ее этапов:

  • Сбор заявок на перевозку груза. Автоматизация этого процесса освобождает сотрудников от «бумажно-переговорной» рутины и повышает их производительность.
  • Обработка заявок. Технологии рассчитывают стоимость заявки в режиме реального времени, быстро оформляют путевые листы на рейсы и генерируют сопроводительные документы.
  • Организация доставки. IT-инструменты упрощают построение оптимального маршрута: планируют работу водителей, повышают точность взаиморасчетов, помогают в подборе транспорта под параметры груза, оповещении водителей и заказчиков, оформлении страховки на рейс и др. К тому же, как у оператора, так и у клиента появляется возможность отслеживать статус доставки онлайн: «водитель не начал доставку», «водитель на загрузке», «водитель в пути» и т.д.
  • Хранение товара. Специальные системы контролируют действия персонала и движение товара на складах, позволяют свести к минимуму ввод данных вручную, повышают скорость и точность приемки и отгрузки заказов.
  • «Последняя миля». Это важнейший процесс логистической цепочки — доставка товара со склада или распределительного центра получателю. Из-за проблем на «последней миле» бизнес часто теряет клиентов или получает негативные отзывы (хотя товар бывает ни при чем). Срок на доставку «последней мили» в 24 часа уже не выдерживает конкуренции.

7 технологических must have в логистике

1. CRM и ERP-системы как инструменты сбора и обработки заказов

Этими инструментами не пользуются пожалуй только староверы, однако не могу с них не начать. CRM ― это полноценный ассистент любого менеджера. Она собирает персональные сведения о клиенте, информацию по его заявке, систематизирует все в карточке, обрабатывает документы по шаблону, напоминает о сроках. Ведение любого проекта невозможно построить эффективно без такого онлайн-пространства.

Несколько примеров: Битрикс24, amoCRM, MobiDel, Mea Soft.

В логистике важно пойти еще дальше и решиться на внедрение ERP. Enterprise Resource Planning предназначена для синхронизации всех подразделений компании (стола заказов, сервиса доставки, склада и др.) и объединения их в единый механизм. Так организация начинает видеть каждый свой шаг. Исследования показывают, что в среднем ERP может снизить общие операционные затраты на 23%, а административные расходы — на 22%.

Примеры: Sage, SAP и др.

2. Системы управления перевозками и распределением грузов

В логистике никак и без TMS (Transportation Management System). Она объединяет все звенья в цепи поставок и, если необходимо, согласует параметры разных видов транспорта в процессе перевозки. Такие программы разрабатывают унифицированные технологии транспортировки груза, определяют рациональные тарифы, позволяют осуществлять спутниковый мониторинг и контроль безопасности транспортировки, а также ее многоступенчатое планирование (например, силами нескольких отделов).

Исследование ARC Advisory Group показывает, что применение TMS в среднем приносит компаниям до 8% экономии.

TMS сокращает затраты и для конечного клиента. Система позволяет легко сравнивать тарифы перевозчиков, чтобы выбрать наилучший вариант, и делать быстрое бронирование – без долгих телефонных разговоров. Автоматизируется большинство операций, на которые нужны люди и время: аудит, подписание контрактов, платежи и планирование заказов. Кроме того, TMS рационализирует транспортировку – выбирает самые экономичные варианты, которые трудно или невозможно обнаружить, если действовать вручную – и оптимизирует отгрузку, проектируя схемы погрузки грузовых поддонов.

3. Управление ежедневными операциями на складах

Этот процесс поддается автоматизации благодаря WMS (Warehouse Management Systems). Они в режиме реального времени предоставляют отчеты о складских запасах, участвуют в комплектовании и упаковке заказов, утилизации ресурсов и сборе аналитики.

WMS делает весь цикл прохождения товара через распределительные центры и хранилища абсолютно прозрачным благодаря штрихкодам, меткам RFID, датчикам и другим инструментам отслеживания местоположения.

Например, Manhattan

Все перечисленные системы могут работать в связке по API. ERP может интегрироваться с WMS и TMS. TMS или WMS получают данные из ERP и преобразуют их в понятный для пользователей формат. Без интеграции некоторые процедуры придется совершать вручную: например, чтобы заказать транспорт, можно отправить заявку в транспортную компанию по почте, а можно сформировать ее в ERP, отправить данные в TMS или WMS — и продолжать работу в них.

4. Системы построения оптимальных маршрутов

Статичные системы не видят реальной картины движения транспортных потоков, чего не скажешь о системах с big data. К последним подключены данные десятков тысяч авто, которые в течение 5-10-20 лет двигались на данных участках.

Благодаря BigData-прогнозу системы создают максимально напряженные, но выполнимые задания для курьеров и водителей. Искусственный интеллект находит наиболее экономичные сценарии доставки, учитывая временные окна, расстояние, пробки, время в пути, расходы на топливо и историю скоростей движения по улицам (для грузовых и легковых авто по отдельности).

Сведения о бизнесе и специфике доставок также будут храниться в системе, а не в головах логистов. Этими данными компания может руководствоваться для принятия управленческих решений: как оперативных (например, замены привычных маршрутов на новые), так и стратегических (реструктуризации отделов, реинжиниринга бизнес-процессов, оптимизации штата сотрудников).

Примеры: Logimus, ABM Rinkai, VeeRoute.

5. Сервисы для клиентов и партнеров

Клиенты и партнеры станут лояльнее, если вы предоставите им доступ к сервису оповещений. Так вы сможете информировать их о времени доставки, подготовить к приезду заказа, уладить форс-мажоры и получить объективную оценку работы своей службы на основании множества мнений. Клиентские сервисы обычно демонстрируют трекинг курьера, автоматически генерируют SMS-сообщения, а по завершении заказа предлагают заполнить опросник.

Примеры: Бизнес.Ру, Logimus

6. Мобильные приложения для курьеров и водителей

Как убедиться в том, что перевозчик выбирает оптимальные маршруты? Для этого на смартфоны водителей устанавливаются мобильные приложения, которые контролируют процесс доставки, отображают маршрут с учетом возможных задержек и препятствий, оптимизируют пробег и время, затраченное на дорогу.

Обычно они выполняют множество других функций. Например, хранят расписание поездок, электронные путевые листы, перечни товаров и списки заданий для водителя. С помощью приложения перевозчик может общаться с клиентом и поддерживать связь с офисом: сообщать о вынужденных отклонениях от графика, объяснять причины, по которым невозможно доставить заказ, фиксировать на фото брак товара или ошибку в накладной. Информация о статусе доставки, добавленная курьером через приложение, как правило, поступает в ERP-систему.

7. Умное управление корпоративным каршерингом

Обслуживание и содержание автопарка – та еще головная боль. Траты на транспорт, как и количество неприятностей с ним, хочется свести к минимуму, но не всегда удается. Волновой характер рейсов (много утром и мало в остальное время) требует большого штата механиков, нагруженных только в начале дня.

Работа многосменных автопарков оптимизируется благодаря тому, что на одну машину можно назначить несколько водителей. Но корпоративные автомобили нередко используются в личных целях и попадают в аварии из-за неаккуратного стиля вождения. Этот процесс можно взять на контроль умного каршеринга – и узнать, по чьей вине происходят поломки или задержки на маршрутах.

Программа автоматизирует все ключевые процессы: закрепляет водителя за автомобилем, фиксирует цель каждой поездки, проводит алкометрию, помогает регистрировать повреждения, оформлять выдачу и приемку авто, заполнять документы в цифровом виде. К тому же избавляет от бумажных путевых листов и ведомостей учета топлива, снижая тем самым нагрузку на бухгалтеров. Но главное – искусственный интеллект анализирует качество вождения и составляет рейтинг шоферов, побуждая их бережнее относиться к транспорту.

Примеры: Infinium Driver.

9
3 комментария

Всё бы хорошо, но как по мне, стоит учитывать что все программы должны подразумевать наличие людей, умеющих грамотно работать с ПО, а так же считывать информацию и оперативно корректировать вводные данные

Ответить

100%, инструмент высвобождает потенциал логиста, где он делает существенный вклад и его решения приносят больше выгоды для компании.

Ответить

просто дать инструмент, может оказаться что его вообще не по назначению используют без обучения. Это как ноутбуком гвозди забивать. От этого пользы 0, как и без внедрения и настройки под существующие стыки бизнес-процессов

Ответить