Перспективы развития и тренды ретейла в 2023 году

Перспективы развития и тренды ретейла в 2023 году

Уходящий год стал еще одним звеном в цепочке кризисов, замедливших прирост выручки и оборотов: значительные корректировки в деятельность ретейлеров внесли пандемия, санкции и частичная мобилизация. В рыночных условиях выживают те игроки, кто оперативно реагирует на постоянно изменяющиеся реалии и смело вносит необходимые, актуальные изменения в дело своей компании. Что происходит в ретейле и что можно ожидать в ближайшем будущем, рассказывают эксперты аутсорсинговой компании «Ваш кадровый ресурс».

Сэкономил – заработал

Уходящий год отмечен печальной тенденцией – падением покупательской способности, которая отразилась определенным образом на ретейле. Осенью доходы населения ускорили снижение. Согласно докладу Росстата, реальные располагаемые доходы населения (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) снизились на 3,4% по сравнению с третьим кварталом прошлого года. При этом доля доходов, направленных на оплату товаров и услуг, сократилась до 78,2% по сравнению с прошлогодними 81,8%.

Граждане придерживаются сберегательной стратегии, значительно сокращают число импульсивных и долгосрочных покупок. Фактор цены становится определяющим. Несмотря на то, что в социальных опросах респонденты отвечают, что им важно, в первую очередь, качество продукции, приходя в магазин они голосуют рублём и покупают то, что дешевле. В покупательской корзине растёт доля товаров со скидками и особыми условиями.

Лидерами среди каналов продаж становятся дискаунтеры и онлайн-магазины. По некоторым данным покупки в супермаркетах сократились на 35%.

Онлайн-торговля

Несмотря на то, что год выдался сложным и предпринимателям пришлось бороться с неопределённостью в экономике, нарушениями цепочек поставок, проблемами с кадрами, увеличение количества онлайн-покупок составило более 60%, а число продавцов, занятых в e-commerce, утроилось.

Специалисты отмечают «квантовый скачок» роста онлайн-рынка: сейчас он составляет 15% от всего потребления товаров в стране, хотя до пандемии он был на уровне 2-3%.

Главный драйвер рынка сейчас — продолжающаяся цифровизация общества. Появляется всё больше людей, у которых в привычку входит заказ товаров через интернет. Это сегодняшняя норма.

Если Россия повторяет траекторию развития рынков Европы, США и Китая, то на этом основании можно строить предположения о ближайших трендах по аналогии зарубежного развития.

Во-первых, ожидается расцвет нишевых маркетплейсов. Сегодня две трети всех заказов происходят на топовых маркетплейсах, но этот объем будет рассредоточиваться по специализированным площадкам. А нынешние онлайн-магазины с высокой экспертностью, в свою очередь, будут трансформироваться в маркетплейсы.

Во-вторых, вырастет число продавцов, осуществляющих торговлю на разных площадках. Они будут руководствоваться правилом «неважно, откуда приходит трафик — главное, что он приходит ко мне». Тем не менее, потребительский спрос продолжает снижаться, а на его фоне растёт конкуренция, которую выдерживает далеко не каждый продавец и вынужденно сходит с дистанции.

Эксперты также полагают, что предприниматели в онлайн-торговле сосредоточатся на снижении себестоимости. Лоукост-модели, просчитывание юнит-экономики — это серьёзный тренд.

Некоторые специалисты подчеркивают тенденции к кастомизации, персонализации и крафтовости. Продавцы пытаются найти узкую аудиторию и построить под неё микро-воронку продаж. А потребители всё чаще интересуются историей и концепцией, самим производителем товара, им нужен нестандартный подход.

В целом, если серьёзных потрясений не случится, то жизнь будет продолжаться, а общие тренды по росту онлайн-торговли не позволяют усомниться в будущем этого рынка.

Рост спроса на курьеров

С развитием e-commerce стала особенно популярной профессия курьера. По данным «Авито Работа» за последние пять лет число таких вакансий на сайте выросло в 11 раз. В уходящем году зафиксирован спрос на более 300 000 курьеров по всей стране, с приростом на 113% по сравнению с предыдущим годом.

Значительно выросла и зарплата курьеров, в особенности пеших. И если раньше на эту работу шла в основном молодежь – и то неохотно, то сегодня в доставке работают и студенты, и люди без опыта работы, и люди старше 45 лет, и обладатели одного и более высших образований. Больше половины курьеров утверждают, что это их основная работа, остальные – совмещают с другой деятельностью.

Также в 2022 году усилилась тенденция к замещению вакансий курьеров со стороны женщин.

Хард-дискаунтеры и переключение между ценовыми сегментами

Люди ищут более выгодные места для покупок, переставая обращать внимание на удобство расположения и внутреннее оформление магазинов, и отдают предпочтение хард-дискаунтерам. В среднем покупатели наведываются в хард-дискаунтеры 3-4 раза в месяц и, в первую очередь, ищут продовольственные товары. Во многом корзина этих покупателей включает в себя базовые категории: бакалею, кондитерские изделия и молочные продукты, в то время как единственным непродовольственным сегментом в ТОП-5 популярных категорий стала бумажная продукция.

Как в любой кризисный период, потребитель свой стресс заедает и запивает, поэтому во II квартале 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, наиболее заметно выросли натуральные продажи кондитерских изделий – на 9,1%, премиального алкоголя – на 8%, тортов и пирожных – на 3,8%.

Приобретение базовых категорий в канале хард-дискаунтеров также связано с другим трендом — усилением фокуса потребителей на низком и среднем ценовых сегментах. Это легко можно было заметить на примере категорий круп: так, по сравнению с пиком в период начала пандемии (март 2020), в сопоставимый период в марте 2022 года существенно выросли продажи круп эконом-сегмента, в то время как продажи премиальных брендов значительно снизились. Словом, в сопоставимых условиях и при одинаковых объемах закупок потребители за два года стали вести себя иначе — в первую очередь, в целях экономии.

1010
Начать дискуссию