Итоги 2022 года на Wildberries глазами юридической фирмы

В июле 2022 года, как и довольно большое количестве наших коллег мы решили обратить внимание на Wildberries как на интересную площадку для оказания юридических услуг и не прогадали, деятельность оказалась не только успешной но и интересной, за полгода маркетплейс щедро подкидывал нам вызовы и интересные задачи.

Взаимоотношения Продавцов и Маркетплейса неизбежно генерирует споры и конфликты, а по сравнению с более-менее лояльным Яндексом и Озоном, Wildberries полюбил заниматься самодурством наказывая за реальные и выдуманные нарушения. За эти полгода команда "Правовой помощи" глубоко погрузилась в пучину вышеописанного конфликта, работая на стороне Продавцов, благодаря чем сегодня 2 числа 2 месяца, публикуем краткое описание итогов 2022 года.

Так что в итоге не так с WildBerries в 2022 году?

Возвращаясь в конец 2021, начало 2022 года, обстановка на Вайлдберриз выглядела совсем иначе чем сейчас, ведь по началу Вайлдберриз выстроил очень лояльную систему для входа на маркетплейс, что привлекло огромное количество продавцов и покупателей. Однако к маю 2022 года в очередном обновлении оферты курс площадки получившей желаемую аудиторию был повернут в обратном направлении и началось это с внедрения штрафов за непередачу товара в течение 56 часов с момента размещения Заказа.

Далее наступил июнь и июль с новыми штрафами и условиями, потом в октябре 2022 года произошли серьезные изменения относительно самой регистрации на площадке, а именно, Вайлдберриз поднял регистрационный взнос в три раза для новых продавцов, он составил 30 000 рублей.

Вайлдберриз назвал его гарантийным платежом. К слову, он не подлежит возврату. Представители Вайлдберриз публично заявляли, что данная мера была вынужденной и направлена на предотвращение мошенничества и снижение контрафакта на маркетплейсе. Вероятно в понимании менеджмента Вайлдберриз у мошенника точно не найдется 30 000 рублей... Тот факт что за 2022 года произошло несколько крупных сливов личных данных продавцов, включая логины и пароли к их аккаунтам маркетплейс решил не комментировать.

Поэтому можно констатировать факт, что к маю 2022 года Вайлдберриз не смог построить систему защиты для самих продавцов, а дальше решил на это и не отвлекаться, вместо этого введя множество новых крайне спорных способов взимания денег с Продавцов.

Чего стоит одна только история произошедшая в июле-августе 2022 с "Переносом долга".

Суть в том, что Вайлдберриз осуществлял перевод долга с одного аккаунта на другой без соглашения сторон. Стоит сразу сказать, что это совершенно незаконно. Никто не вправе перевести долг на субъекта, который не согласен его принять. Если вы готовы принять долг от иного субъекта, то обязательно должно быть заключено соглашение в письменной форме и все стороны должны быть уведомлены о переводе долга. В качестве обоснования своих действий Вайлдберриз сослалось на то, что "алгоритмы определили продавцов как взаимозависимых", однако в суде никаких доказательств кроме "мы так решили" маркетплейс предоставить не смог, поэтому на текущий момент "перенос долга" канул в лету, хотя на некоторых аккаунтах, кто не писал претензии и жалобы до сих пор висит требование "заплатить за того парня".

Но теперь давайте по порядку. Разберем два самых популярных штрафа 2022 года.

2022 год можно ознаменовать, как год «необоснованных штрафных санкций у Вайлдберриз». Наверное, наиболее распространенный штраф, который затронул большинство продавцов – это штраф за занижение фактических габаритов упаковки. Многие продавцы, кому был начислен штраф, естественно, самостоятельно измеряли товары и приходили к тому, что габариты, указанные в карточке, верны. Данное говорит лишь о несовершенстве системы проведения замеров и начисления штрафов. Можно только представить – какое количество товаров находится на складах Вайлдберриз и сколько товаров в день измеряет один замерщик. Но тем не менее данное не должно быть основанием к необоснованным штрафам. Также важной особенностью является то, что, когда продавец видит в своем отчете штраф за занижение фактических габаритов упаковки, он не понимает за какой товар начислен штраф и насколько габариты неверны.

Дело в том, что Вайлдберриз не предоставляет отчеты с разъяснением причин того или иного удержания, но в соответствии со ст. 1008 ГК РФ, он обязан это делать. Кстати говоря - категорическое нежелание или невозможность раскрыть основания для наложения штрафа стали причиной того что большинство продавцов выигрывают дела по отмене это штрафа в суде.

Следующий за "габаритами" штраф вызвавший массовое негодование, это уже не начисляемый на текущий момент "штраф за невыполнение плана продаж".

Летом маркетплейс определил план продаж для продавцов, чей недельный объем продаж на площадке превышает 100 000 рублей. Суть достаточно проста: для нарастивших недельную выручку на 10% Вайлдберриз снижает свою комиссию на 5% за этот период и возвращает ее в виде бонуса, для тех, кто не справился с заданным темпом роста, комиссия увеличивается на 5%, ее удерживают при следующей выплате. То есть комиссия увеличивается и снижается в зависимости от выполнения установленного плана.

По словам представителей Вайлдберриз, таким образом компания хотела бороться с ростом цен на площадке и избежать «спекулятивного роста цен на площадке в условиях экономической неопределенности на рынках». Самое интересное в данном нововведении то, что отказаться от участия в программе нельзя. Подразумевалось, что данное правило будет стимулирующей мерой, но, к сожалению, оказалось, наоборот. Официальные чаты и сообщества маркетплейса были переполнены жалобами продавцов, которым были начислены огромные штрафы практически ни за что. Недовольство было вполне разумным и очевидным. Во-первых, невозможно осуществляя продажу конкретных товаров всегда расти, спрос на товары очень зависит от сезона, потребностей людей. Невозможно удерживать спрос на один и тот же товар на одном уровне в течение долгого периода. Кроме того, продавцы были вынуждены больше вкладываться в рекламу, снижать цены, чтобы привлечь покупателей. И собственно вопрос, а где же здесь стимулирование и поддержка?

Увы, маркетплейс за весь год так и не обратил внимания на одну из наиболее существенных проблем, ставшей причиной повальных поражений для Вайлдберриз в судебной инстанции. Система начисления штрафов как была так и осталась совершенно непрозрачной и основанной на "мы так хотим".

Информация об удержаниях выносится в качестве сообщений в личном кабинете, которые продавцы «обязаны читать и знать». Также страдает система объяснений начисленных штрафов. Как было сказано ранее, на основании ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. То есть любые удержания (законные и нет) должны быть обоснованными со стороны Вайлдберриз, но пока этого нет это скорее плюс для продавцов получивших стабильный инструмент в виде иска в суд для отмены большинства мер ответственности которые столь щедро применяет маркетплейс.

Теперь перейдем к иным проблемам маркетплейса всплывшим 2022 году.

В первую очередь, сразу после штрафов, 2022 года показал, что программное обеспечение Вайлдберриз далеко от совершенства. Система периодически дает неприятные сбои, от которых в первую очередь страдают продавцы. Примеров таких сбоев огромное множество:

1) Сбои цен и скидок, которые устанавливает продавец. Известны случаи, когда продавцы устанавливали одни цены и скидки на товары, а через определенное время товары продавались со скидкой более 90% или невыгодно менялась цена. Соответственно по очень низким ценам продавцам мгновенно поступало несколько тысяч заказов, которые они были не силах поставить. После отмены заказов Вайлдберриз начислял штрафы или выплачивал мизерное вознаграждение за поставленные заказы, которое не окупало даже издержки на логистику. Скорее всего на платформе происходят технические ошибки, но Вайлдберриз отвечать за них не планирует и перекладывает ответственность на продавцов.

2) Похожие ситуации происходили, когда ошибки возникали в еженедельных отчетах. Например, на сайте была указана одна розничная цена и цена со скидкой (правильная), по которой товар и был реализован, но в еженедельном отчете оказывалось, что розничная цена в 10 раз меньше, из которой производились неверные расчеты вознаграждении. Ввиду чего продавец терпел убытки, так как размер вознаграждения не покрывал даже стоимость логистики.

3) Невозможность полного вывода средств, которые находятся в личном кабинете. Это ситуации, когда продавцы технически без каких-либо причин не могли получить свои деньги, полученные в качестве вознаграждения за реализованный товар.

4) Большое количество сбоев происходит у продавца при поставке товаров на склады: не отображаются данные о количестве товара в пути, прибывшие на склад товары не отображаются на сайте, товар приходит не в полном объеме или товар оказывается перемешанным, если продавец поставлял несколько видов товара. В вопросе поставок многие продавцы имеют слабую позицию, поскольку большинство не фиксирует количество отправленных товаров, факт направления их на склад, у продавцов отсутствует документы, которые могли бы подтвердить право собственности на товар, его стоимость. Ввиду чего доказательная база практически отсутствует.

5) Распространенной проблемой было и есть: невозможность осуществить возврат товара. Случаются случаи, когда в силу определенных обстоятельств покупатели отказываются от товара и он возвращается на склад, например, при обнаружении брака на товаре. Продавец в данном случае имеет полное право товар вернуть. Однако нередки случаи, когда система не позволяет осуществить возврат товара (отсутствует сама возможность на платформе), и они автоматически отправляются на утилизацию.

Также в 2022 году Вайлдберриз стал активно бороться с контрафактом, и чтить авторские права, чего раньше за ним не было замечено.

На сегодняшний день за продажу контрафактной продукции продавцу грозит блокировка аккаунта. Все товары должны иметь специальные сертификаты. Также Вайлдберриз предусматривает процедуру защиты исключительных прав на карточку товара, средства индивидуализации.В целом за 2022 года Вайлдберриз находился в постоянном поиске того что бы еще переделать и изменить.

Теперь можно осветить наиболее резонансные судебные споры с Вайлдберриз, которые подарил нам 2022 год.

1) Первое рассмотренное нами дело будет связано с утерей товар Вайлдберризом на 12,7 млн. рублей. Продавец работал с Вайлдберриз и сделала крупную поставку на склад. По прошествии времени решила прекратить работу с площадкой и попросила Вайлдберриз вернуть нереализованные товары. Вайлдберриз не вернул предпринимательнице товары на 12,7 млн рублей, сославшись на то, что они уже были возвращены, и удержал с Продавца стоимость за хранение и утилизацию товаров. В итог: Вайлдберриз не смог доказать, что он реализовал товар. Суд обязал возместить Продавцу убытки в размере рыночной стоимости, а не стоимости с учетом скидки, как просил у суда Ответчик. Кроме того, суд пришел к выводу, что если товар утерян, то продавец не обязан платить за хранение и утилизацию. В апелляции и кассации Вайлдберриз также проиграл.

2) Второе дело будет связано с незаконным переводом долга. Нашумевшее в СМИ дело Дарьи Зарыковской связано с тем, что на ее аккаунт продавца на платформе Вайлдберриз был переведен долг с чужого аккаунта в размере 400 000 рублей. Продавец пыталась урегулировать конфликт путем обращения в службу поддержки, но все оказалось безуспешно. Предпринимательница обратилась сначала с претензией к Вайлдберриз, а затем подавала исковое заявление в суд. После того, как дело получило огласку в СМИ и дошло до суда Вайлдберриз захотел урегулировать спор мирным путем и просто молча списал долг с аккаунта. Однако, данное не устроило Продавца, девушка решила взыскать все убытки с маркетплейса, однако по факту исполнить желаемое у нее не получилось и в удовлетворении иска было отказано.

2) Третье дело взбудоражившее многих юристов связано с защитой исключительных прав на средства индивидуализации, а именно, на товарный знак. ООО «Аввалон – Ло Скарабео» обратилось в суд с иском о нарушении исключительного права на товарный знак против Вайлдберриз. Истцом было обнаружено, что на сайте Вайлдберриз предлагаются и распространяются товары – игральные и гадальные карты, иную печатную продукцию, которые содержат товарный знак RIDER WAITE, схожий до степени смешения с товарным знаком Истца, а также содержащий изображения, правами на которые истец располагает – 78 штук на картах и 1 на коробке. Истец предпринимал попытки урегулировать спор о нарушении авторского права на рисунок и о нарушении исключительных прав на товарных знак в досудебном порядке, но сделать этого не удалось. В суде Истец доказал наличие прав на товарный знак и рисунок, ввиду чего его требования о выплате компенсации в размере 19 550 200,00 рублей были удовлетворены. Это крайне резонансная практика, ведь Ответчиком в итоге стал не нарушитель, а организатор площадки на котором реальные нарушители продавали свой товар.

Подводя итог этому обзору.

2022 год стал достаточно успешным для Вайлдберриз, он занял лидирующие позиции во многих рейтингах, как по количеству продавцов, так и по прибыли. Однако обеспечить комфортные и справедливые условия работы для своих продавцов это не помогло. При чем непонятно стало ли это результатом каких либо ошибок, либо было изначально задумано.
Так 2022 года на Вайлдберриз принес:
Во-первых, огромное количество необоснованных удержаний с продавцов.

Во-вторых, неработающую систему службы поддержки, которая абсолютно шаблонно и одинаково отвечает на любой вопрос продавца, что вынуждает продавцов направлять претензии и обращаться в суд.

В-третьих, непрозрачную систему отчетности Вайлдберриз перед продавцами. Многие удержания остаются для продавцов загадкой, ведь получить какую-то информацию в службе поддержки практически невозможно. Ввиду чего многие чувствуют себя обманутыми и прекращают сотрудничество с маркетплейсом, уходя на другие платформы.

Что ждет Вайлдберриз в 2023 году?

Думается, что Вайлдберриз не сдаст свои позиции на рынке, будет расширяться еще сильнее. Относительно штрафов политика маркетплейса вряд ли изменится, поскольку это невыгодно в первую очередь для самого маркептлейса, а для продавцов нет какого либо особого выбора с кем работать. В таких условиях Вайлдберриз рискует стать монополией диктующей условия для своих поставщиков не взирая на их нужды, декларируя принцип "Или с нами - или никак". С интересом смотрим в будущее, так как очевидно что с ноября 2022 года Вайлдберриз ищет способ переломить негативную судебную практику, но на январь 2023 года все остаеться по прежнему. Из 10 дел в среднем в пользу продавца заканчиваются 7. Хотя конечно тут многое зависит как от предмета спора, так и от качества представителей.

Впрочем вопрос этот со стороны маркетплейса явно не входит в число "критически важных", ведь далеко не каждый продавец решается оспорить необоснованно начисленные штрафы и таких большинство. Для оправдания такого смирения существует целая мифология о жестокой мести маркетплейса в отношении тех кто не то что в суд пошел, а даже просто посмел направить претензию. Мифы эти мы уже разоблачали ранее и никакого реального подтверждения они так и не получили. Впрочем верить в "месть Вайлдберриз" или не верить, в итоге решать вам. Опытным путем существование такой мести не доказано... Но кто знает, может быть сосед с дрелью не так прост и выполняет "особый заказ".

Добрый день, уважаемые подписчики!

Мы бы хотели еще раз затронуть тему о блокировке аккаунтов после судебных процессов с Вайлдберриз.

Огромное количество продавцов, которые сталкиваются с проблемами, но боятся разбираться с Вайлдберриз и отстаивать свои права, так как думают, что их аккаунты будут заблокированы. Однако оправданы ли данные опасения? На просторах Интернета мы неоднократно видели миф о том, что Оферта запрещает судиться с маркетплейсом. Но давайте разберемся по порядку.

1) В п. 7.5 Оферты предусмотрен порядок разрешения споров. Данный пункт говорит о том, что вначале необходимо соблюсти претензионный порядок. Срок ответа на претензию составляет 30 дней. В случае не достижения согласия спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Московской области.

2) Если бы Вайлдберриз запретил бы в Оферте судиться с ним, то маркетплейс бы нарушил конституционные права на судебную защиту, поэтому такое просто невозможно представить.

Кроме того, мы уже приводили примеры судебных споров, когда после положительного решения суда продавцы продолжали осуществлять предпринимательскую деятельность на платформе Вайлдберриз.

https://t.me/pravopom_WB/61

Так, согласно п. 2.5 Оферты прекратить сотрудничество с продавцом могут в случае повторного нарушения обязанностей, предусмотренных п.2.4 Оферты (предоставлять достоверную информацию о Товаре, его параметрах, производителей и т.п.; использовать фотографии и изображения, на которые имеются разрешения для коммерческого использования правообладателей; размещать товары, разрешенные для продажи посредством Портала законодательством РФ и других стран, в которые осуществляется доставка; не создавать дублирующиеся карточки Товара; не использовать маркетинговые надписи (например, «Топ продаж», «Продано более...раз» и т.п.), контактные данные Продавца и ссылки на иные саиты/группы/сообщества на фотографиях Товара; не размещать информацию, законных прав на которую Продавец не имеет (торговые знаки, изображения, описание, документацию, личные данные и т.п.); не размещать предложения о продаже товара, произведенного, ввезенного в РФ или реализуемого с нарушением законодательства или прав третьих лиц; не размещать Товар в несоответствующей ему товарной категории). Как мы видим в п. 2.4 нет ни слова о судебных спорах и вытекающих из них последствиях.

Однако нам, как практикующим юристам, интересно услышать мнение и истории наших подписчиков. Поступали ли вам угрозы со стороны Вайлдберриз после получения ими претензии о блокировки личного кабинета? Сталкивались ли вы с блокировкой личного кабинета после инициирования судебного разбирательства?

Вайлдберриз, естественно, этим пользуется, поэтому можно предположить, что на смену штрафам за «невыполнение планов продаж» придут новые штрафы, а за ними следующие и так далее. Пока это выгодно - нет причин прекращать.

Первой ласточкой новых проблем на текущий день стал крестовый поход маркетплейса против самовыкупов, что начался после 26.12.2022 года и все еще находиться на стадии развития.
Об этом мы уже писали на ресурсе в прошлом посте:

Обзор подготовлен командой "Правовой Помощи". Наш канал:

11
2 комментария

Столько новый штрафов за такой короткий промежуток, теперь понятно почему постоянно всплывали новости что продавцам на вб сложно развиваться на этом маркетплейсе. Но все же для обычного покупателя иногда бывает, что именно на вб дешевле и быстрее

Ответить

вб топ маркетплейс, надеюсь он еще долго будет держаться на таком уровне

Ответить