Бревна, дешевое молоко и итальянские тапочки. При чем здесь маркировка?

Я, Игорь Вааг, директор по развитию направления «Маркировка» в компании АТОЛ, продолжаю рассказывать о главных новостях за неделю о маркировке товаров в России.

1 марта стартует обязательная маркировка табака

1 марта наступит не только весна, но и новая эпоха для российского ритейла: стартует обязательная маркировка табака.

Поэтапно она будет происходить следующим образом: с 1 марта начинается регистрация производителей и торговых точек в системе Честный ЗНАК, а с 1 июля производители будут обязаны маркировать каждую пачку сигарет уникальным Data Matrix кодом. Продавать немаркированные пачки сигарет в рознице можно до 1 июля 2020 года.

Благодаря маркировке доля контрафакта на рынке будет сведена к минимуму. По оценкам аналитического агентства Nielsen, доля нелегальных сигарет в России в 2018 году выросла почти в два раза с 4,5% до 8,4%. Как подсчитали в агентстве Kantar TNS, тогда бюджет страны недополучил 50 млрд рублей табачных акцизов и НДС.

Будут ли маркировать каждое бревно в лесу?

Накаляется ситуация вокруг незаконной вырубки леса. Напомню, пару недель назад Дмитрий Медведев предложил маркировать каждое бревно, которое идет на продажу.

Тогда мы будем понимать, кто чего и куда возит.

Дмитрий Медведев, Председатель правительства РФ

По данным «Газеты.Ru», в 2018 году ущерб от деятельности «черных лесорубов» составил 11,6 млрд рублей.

Однако, как подсчитали журналисты, чипирование бревен будет экономически нецелесообразным. Стоимость одного чипа оценивается в 0,5–5 долл., а стоимость среднего бревна объемом 0,25 м3 с доставкой на 250 км при стоимости 1м3 в 3000 рублей выходит в 750 рублей.

Молоко может подешеветь

Эксперименты по маркировке молочной продукции планируется начать уже в этом квартале. Но точную информацию о правилах маркировки мы получим не раньше 31 декабря этого года, когда будут подведены итоги эксперимента — сообщил директор по развитию новых направлений бизнеса ЦРПТ (оператора маркировки) Дмитрий Скорчеллетти. Об этом он рассказал на выставке «Молочная и мясная индустрия», которая прошла с 19 по 22 февраля в Москве.

На вопрос о том, насколько маркировка сделает товары дороже, Скорчеллетти ответил, что в некоторых случаях она может даже удешевить продукцию за счет оптимизации бизнес-процессов. С точки зрения удорожания в каждом конкретном кейсе нужно смотреть на особенности предприятия. По его словам, часто на крупных заводах уже есть оборудование, необходимое для нанесения маркировки.

Если Россельхознадзор или Роспотребнадзор обнаружит небезопасную продукцию, система маркировки позволит быстро найти нужную партию. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fwiki%2FFile%3A%25D0%2590%25D0%25B2%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0_%25D0%259C%25D0%259E%25D0%259B%25D0%259E%25D0%259A%25D0%259E.JPG&postId=59833" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wikimedia Commons</a>
Если Россельхознадзор или Роспотребнадзор обнаружит небезопасную продукцию, система маркировки позволит быстро найти нужную партию. Wikimedia Commons

Крупные ритейлеры считают, что маркировка — это удобно и не сильно затратно

Крупные федеральные ритейлеры прогнозируют перебои с поставками молока, масла, сыра, творога, сметаны — об этом пишут «Известия», которые ознакомились с письмом Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет «Перекресток», «Пятерочку», «Ашан», «Дикси» и другие сети) в Министерство экономического развития.

Пессимизм ритейлеров связан с приказом Минсельхоза, который с 1 июля обязывает оформлять ветеринарные сопроводительные документы на готовую молочную продукцию и вносить их в единую систему. По их мнению, Минсельхоз предлагает изменить регулирования слишком быстро, без поэтапного внедрения, и новые требования серьезно замедлят доставку товаров в магазины.

По мнению ритейлеров, система «Меркурий» хорошо работает в цепочке «от фермы до цеха». На последующих стадиях переработки продукции и ее реализации целесообразно использовать маркировку контрольными знаками: это менее затратный проект.

ФНС предлагает маркировать минеральную воду

Михаил Мишустин, глава Федеральной налоговой службы, выступил в Совете Федерации: ведомство предлагает маркировать минеральную воду.

Маркировка, по который мы были операторами по изделиям из меха, показала, что первый год, когда мы ввели ее в эксплуатацию, оборот меховых изделий возрос в 10 раз. А вода — это еще более удобный продукт, чтобы его каким-то образом скрывать от налогообложения. Поэтому было бы здорово ввести маркировку и здесь.

Михаил Мишустин, Глава ФНС

ЦРПТ готов начать пилотный проект, как только правительство примет соответствующее решение. Оператор уже тестирует технологию маркировки бутилированной воды вместе с «Холдингом Аква», производителем воды под брендом «Ессентуки».

Идея маркировать минеральную воду кажется здравой и с точки зрения потребителей. По данным Минпромторга, сегодня чуть ли не каждая четвертая бутылка — контрафакт.

Код товара укажут в чеке

Дмитрий Медведев подписал постановление «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности». Теперь в кассовых чеках и бланках строгой отчетности обязательно должен указываться код товара, присвоенный ему при маркировке. Как сообщает «Гарант.ру», код нужно будет указывать через три месяца после старта обязательной маркировки товара.

Участник эксперимента по маркировке обуви рассказал, как это было

Портал Shoes Report пишет об интернет-магазине АХА, который участвует в тестовой маркировке обуви (обязательная маркировка обуви стартует с 1 июля этого года). АХА продают домашние итальянские тапочки. Генеральный директор компании рассказал, как компания договаривалась о маркировке с производителем в Италии и вела переговоры о строительстве логистического центра по маркировке в Турции.

Должен сказать, итальянцы очень тепло встретили новость о введении маркировки в России, так как для них это — дополнительный заработок. Глобального непонимания мы пока что не встретили.

Дмитрий Лаврухин, Генеральный директор AXA

Как говорят в АХА, главный опыт, который они приобрели по результатам эксперимента, — попытка автоматизации всех внутренних процессов в компании.

Буду следить за новостями — о самых интересных расскажу на следующей неделе.

55
Начать дискуссию