Игорь, владелец ПВЗ OZON в Московской области: «Домашний пункт OZON – на данный момент нежизнеспособная модель бизнеса»

Игорь, владелец ПВЗ OZON в Московской области: «Домашний пункт OZON – на данный момент нежизнеспособная модель бизнеса»

Эта точка на карте маркетплейса открылась по тарифу «Домашний пункт OZON» и сразу соответствовала всем требованиям по локации, логистике и охвату аудитории. Однако владелец закрыл ПВЗ спустя три месяца после старта. Игорь поделился опытом: сравнил затраты и доходы и объяснил, почему принял решение не продолжать это «нежизнеспособное» дело.

«Мы отвечаем всем требованиям»

В октябре 2022 года OZON запустил специальный тариф «Домашний пункт». Он был рассчитан на населенные пункты от 1 000 до 3 500 человек. Участники-франчайзи могли открыть пункт выдачи заказов даже в своем доме или квартире.

Мы с супругой попали под действие этой программы. Живем в поселке на 1 200 человек, у нас частный дом с участком, возможностью принимать товар и организовать хранение. «Мы идеально отвечаем требованиям!» — решили мы.

В свое время у нас была идея открыть обычный пункт OZON, и мы подумали: как же классно, что теперь можно сделать это дома! В ремонт вкладываться не надо, в персонал тоже, работаем оба удаленно – значит, все обстоятельства за нас.

«Ура, мы теперь ПВЗ!»

На старте все прошло спокойно: мы отправили заявку, нас попросили сделать фотографии входа и рабочего помещения, снять видео. Нашу заявку приняли.

Финансовые вложения оказались посильными. Мы купили вывеску по акции всего за 1 рубль: подключить ее нужно было в течение 10 дней, а затем она должна была гореть на входе круглосуточно 7 дней в неделю. Это требование повлекло расходы на подведение электричества к воротам. Это обошлось нам в 5 000 рублей.

Еще мы успели купить брендированные пакеты по акции. Маркетплейс обязывает ПВЗ держать на балансе определенное количество пакетов, не менее 80. За 200 пакетов мы заплатили 200 рублей.

Затем нам пришлось дважды купить сканер для штрих-кодов: первый не работал, поэтому мы его вернули и экстренно купили новый. Потратили на это 2 300 рублей. И, наконец, купили дверной звонок за 1 000 рублей, до этого он нам был не нужен.

Нам прислали вывеску и наклейку на дверь. Мы все подключили — и сразу же завалили всех родственников и друзей радостными фотографиями с подписью «Ура, мы теперь ПВЗ!». И начали работать.

Ожидание — реальность

Мы спешили открыться: подключались фактически к старту Черной пятницы. Активно отправляли нужные документы, быстрее делали необходимые фото и видео — времени было мало. Хотели захватить Черную пятницу и предновогодние акции, чтобы оценить объем пиковой загрузки и понять, сколько денег максимально может приносить домашний пункт выдачи заказов.

OZON обещал домашним ПВЗ разнообразную поддержку: чуть ли не наружную рекламу и адресную работу с аудиторией новых пунктов. В итоге маркетплейс добавил точку с нашим открывшимся пунктом на карте, и пользователи могли сами выбирать ее в настройках доставки. Но как часто человек, привыкший забирать заказы с OZON в одном и том же месте, проверяет новые пункты? Ближайший к нам ПВЗ расположен в соседнем населенном пункте, путь в одну сторону занимает около 15 минут. В сумме же приходилось тратить около часа на сборы и дорогу.

Мы были уверены, что, открывая пункт выдачи в нашем населенном пункте, выполняем в том числе социальную миссию. Забегая вперед, скажу, что лишь около десятка жителей нам сказали, что с появлением пункта рядом с местом их жительства получать заказы стало удобнее.

Поскольку никаких предложений о маркетинговой поддержке от OZON нам не поступило, мы в день открытия сами сделали смс-рассылку местным абонентам МТС об открытии нового пункта выдачи заказов. Потратили на это 4 200 рублей. А спустя 7-10 дней OZON тоже по какой-то выборке разослал сообщения жителям нашего населенного пункта. Но сообщения получили вновь только абоненты МТС. И вышло так, что они приходили к нам и рассказывали: «Мне пришла смс дважды, а вот жене — ни разу».

Мы открылись 10 ноября, но в начале января к нам все еще приходили люди, которые говорили: «Как же жалко, мы не знали, что вы работаете! Мы весь ноябрь и декабрь продолжали ездить в соседний населенный пункт. Если бы знали, мы бы, конечно, пошли только к вам».

Пять причин, чтобы закрыть домашний ПВЗ

Наш пункт работал с 9:00 до 19:00, при этом не работал в выходные дни. Вскоре оказалось, что совмещать работу и домашний ПВЗ практически невозможно, да и сама модель такого пункта выдачи показала свою полную нежизнеспособность. И вот почему:

  • Невозможность выстроить четкий режим работы и совмещать прием и выдачу заказов с основным делом

Каждый день к нам в разное время приезжала машина доставки. Иногда это случалось и после рабочего дня: пару раз мы принимали поставку в 21:00. Соответственно, от звонков приходится дергаться не только в рабочие часы, но и вечером. Не получится просто сесть и поужинать, потому что ты ждешь машину.

Кстати, если предположить, что модель домашнего ПВЗ рассчитана, например, на мам в декрете, то я не представляю, сколько лет должно быть ребенку, чтобы его этот момент не раздражал. Ты не положишь ребенка спать, не сядешь с ним ничего делать, не отведешь его на кружок. Просто не получится никуда отойти в часы работы!

  • Система документооборота, в которой придется разбираться

Для домашних ПВЗ документооборот не упрощен, и, например, оформление возврата — целая история. За возврат можно получить, если я не ошибаюсь, 15 рублей. При этом товар нужно упаковать в сейф-пакет и приложить несколько сопроводительных документов. А еще есть «засылы», когда в ПВЗ приходит посылка, которая на самом деле должна была уехать в другой город. Ее нужно принять, поставить на учет и снять с учета. Если человек далек от документооборота и компьютера, выполнять эту ежедневную рутину будет сложно. По этой же причине открыть домашний ПВЗ среднестатистическому пенсионеру, который не «дружит» с компьютером, — практически невыполнимая задача.

  • Хранение разных товаров — в том числе токсичных — на домашней территории

Разумеется, домашнему пункту, чтобы организовать хранение товаров, не требуется площадь, сопоставимая с типовым ПВЗ, размещенном в нежилом помещении. Однако площадь для размещения все же нужна, и это априори будет домашняя территория.

Мы не задумывались о том, что люди делают на OZON разные заказы. К нам привозили крысиный яд, наполнитель для очистных систем, промывочные жидкости для канализации. Это токсичные вещества, которые хранить дома опасно или попросту нельзя. Но где их еще размещать в домашнем ПВЗ?

  • Регулярный большой поток посетителей

Люди ходят в ПВЗ в течение всего дня. Рекордным числом посетителей для нас стали 37 человек — то есть примерно один человек каждые 15 минут.

Все эти люди приходят в жилой дом, и нужно быть невероятным экстравертом, чтобы каждому улыбаться и уделять свое время.

Очень пострадали мои рабочие онлайн-встречи: каждый раз перед созвоном приходилось уходить в отдельную комнату, чтобы коллег не отвлекали постоянные звонки в дверь и лай собаки.

  • На домашнем ПВЗ не получается зарабатывать много или хотя бы стабильно

Самый важный пункт. Специфика пунктов выдачи заказов OZON в том, что туда не доставляют крупногабаритные товары. И те 15-20 человек, которые могут прийти в течение дня в домашний пункт, обычно забирают из пункта разную мелочь: рамку для фотографий, сережку для пирсинга, карандашик, пачку гречки. С каждого заказа владелец домашнего ПВЗ получает 2,55% от стоимости. Соответственно, при заказах с маленьким чеком сумма вознаграждения за выдачу оказывается ничтожной.

Выдав 655 посылок за период с 10 ноября по 31 декабря, мы заработали 10 000 рублей. Из них 3 500 рублей за ноябрь и 6 500 за декабрь. При этом 6 500 рублей, полученные в последний месяц года, стали рекордными, ведь уже в январе нам стало понятно, что в обычном режиме работы эти деньги недосягаемы. К Новому году наши посетители хотя бы стали заказывать мелкую технику и гаджеты вроде наушников и электронных сигарет. В целом же, средний чек за три месяца работы у нас получился на уровне 15 рублей. А еще у нас было буквально три заказа дороже 5 000 рублей.

Три месяца от старта до закрытия

Впервые мы задумались о закрытии своего пункта, когда нам запретили брать новогодние каникулы и назначили первый рабочий день 2 января. Мы обратились с просьбой пересмотреть расписание работы пункта на праздниках, однако наладить диалог оказалось сложно. Проблема даже в том, что никто не подтверждает, что согласовал твою просьбу. В результате после переговоров с OZON нам все же разрешили взять еще два выходных, о чем мы узнали из графика работы нашего же пункта на сайте OZON. Мы открылись 4 января и, просидев дома целый день, заработали всего 100 рублей!

Когда решение созрело, мы заготовили речь и были готовы убеждать менеджера в своем «выгорании». В действительности же нас никто ни о чем не спросил. Просто поинтересовались, с какого числа мы хотим закрыться, и сказали заранее отправить уведомление. Мы выбрали дату 10 февраля — ровно 3 месяца со дня открытия. В OZON уточнили: «А вам принципиально закрыться именно в этот день или можете раньше?». В итоге точку с нашим пунктом сняли с общей карты ПВЗ уже в середине января. Следующие несколько недель к нам шли оставшиеся отправления, а мы так и не понимали, сколько нам еще работать и каким образом процесс завершится?

Подсчеты и выводы

Если сложить все наши затраты, то мы вышли примерно в ноль. К уже перечисленным тратам на открытие пункта нужно добавить бумагу и картридж в принтере, канцтовары, затраты на электричество и установку дверного звонка. В целом, экономика получилась такой:

Игорь, владелец ПВЗ OZON в Московской области: «Домашний пункт OZON – на данный момент нежизнеспособная модель бизнеса»

Спустя некоторое время после нашего открытия OZON представил меры финансовой поддержки для вновь открывшихся ПВЗ. Чтобы пункты зарабатывали в месяц от 100 000 до 130 000 рублей, маркетплейс пообещал доплачивать их владельцам. Однако домашние ПВЗ не попали под действие этой программы. Очень жаль, потому что мне такая модель поддержки представляется очень правильной!

Даже если бы нам пообещали, что ежемесячный уровень заработка домашнего ПВЗ будет на уровне от 30 000 рублей, и площадка поддержит финансово, чтобы мы пришли к этой сумме в конце месяца, мы бы могли отложить решение о закрытии. Я не представляю того, кто согласится развивать домашний пункт выдачи заказов в большом населенном пункте всего за 4 000 – 5 000 в месяц. Даже для деревенских пенсионеров это не деньги, тем более за такой труд.

Мы испытали радость и облегчение, когда закрыли ПВЗ! В домашнем пункте выдачи я не вижу плюсов, кроме возможности получать свои заказы на дом и никуда за ними не ездить. В высокий сезон перед Новым годом мы эту опцию оценили. Все прочие последствия — это недостатки:

  • Пострадавший ремонт: по ламинату катали огромные ящики, а водители доставки открывали входную дверь буквально пинком.
  • Эмоциональная истощенность: почти каждый приходящий норовил рассказать мне или жене, зачем он сделал именно такой заказ, поругаться на доставку и просто поговорить.
  • Ощущение потерянного времени: так, в рождественский сочельник вместо того, чтобы быть с семьей, мы строго до конца рабочего дня ждали посетителей. А потом получили претензию, что в середине этого дня приходил человек, но «дверь ему никто не открыл». И разбираться в ситуации OZON не стал, спасибо, что обошлось без штрафа.

Под требования к владельцам домашних ПВЗ мы подходили на 100%! Отвечали условиям по количеству населения, по региону покрытия, по логистике. Более того, мы молоды и активны, а еще у нас не было ни одной проблемы с документами. Но сейчас с уверенностью делюсь своим мнением: результат не стоит всех действий!

При этом мы ни о чем не жалеем. До этого мы хотели открывать отдельный ПВЗ, и страшно подумать, если бы взяли помещение в кредит или аренду. Хорошо, что попробовали на мини-формате и поняли, что эта модель не работает, а OZON должен пересмотреть свое отношение к «маленьким» партнерам.

1111
14 комментариев

Угарная история!
Наверно это для магазинчиков подходит вариант. Те которые продуктами занимаются, + выдачи посылок. Суть одна и таже.
Нанять за 10ку человека, что бы заработать 10ку...но зато дополнительный трафик в 500 человек которые купят продуктов 😂

4

это как делать бизнес не ради дохода, а просто ради бизнеса)

2

Грамотно вы разложили несостоятельность Озона по полочкам в домашних ПВЗ. Можно предположить, что и на других участках бизнеса Озона есть аналогичные проблемы - чудес не бывает. Имхо на 99% это проблемы управления - денег у них вроде хватает

3

курьеры же есть, смысла не вижу в пвз. только если озон додумается когда-то принимать там небольшие партии товаров от продавцов, чтобы с возвратами увозить их на склад для продажи. тогда со всей страны продавцы подтянутся, а не только по крупным городам

1

Курьеры не для всех подходят. Т.к. под них подстраиваться нужно.

1

Насколько мне известно, бизнес никогда не окупается в первые несколько месяцев (период вложений, настроек, притирок), а вы практически в ноль вышли через три месяца. Ноябль-декабрь пиковые месяцы, можно сказать, вам повезло. Но выводы стоило бы делать, спустя хотя бы полгода работы, когда вся округа уже наконец-то узнала, что есть ПВЗ под боком, когда все процессы налажены, нюансы учтены, а вы свыклись со своей участью бесправных обслуживателей. Кстати, насчёт клиентов... А вы на что рассчитывали, открывая пункт на дому? Ко мне на обычную ПВЗ в день бывает и по 300 человек приходит, и работаю без перерыва на обед (особенно забавно пытаться покушать, когда каждые пару минут кто-то приходит и это даже не час пик). Впрочем, коллега (теперь уже бывший? :) я вас прекрасно понимаю — открывать пвз дома врагу не пожелаешь, если только это не отдельное строение, и человек должен там сидеть с крепкими нервами.

1

так там же выводы в том, что люди заказывают дешевое и ПВЗ ничерта не зарабатывает с человека (а не с объема): 15 рублей за заказ
то есть, если точка в богатом квартале, она будет приносить кратно больше денег при том же кол-во выполненных заказов. А работа - та же
300 человек в день это 4500 в день. Это клево как сумма, но 300 человек это ж жесть? может проще работу найти в торговле

1