Игорь Демишев, со-основатель UK-based стартапа Jiffy и автор Telegram-канала «Игорь про продукт и бизнес», подготовил для vc выжимку из отчета WeAreSocial по итогам 2022 года с основными цифрами мировой электронной коммерции.В современную цифровую эпоху электронная коммерция стала неотъемлемой частью жизни. По мере того, как люди все больше полагаются на интернет, популярность онлайн-покупок возросла, а электронная коммерция превратилась в многомиллиардную индустрию.Недавно WeAreSocial большой выпустили отчет о глобальном состоянии цифровых технологий по итогам 2022 года. Отчет в том числе раскрыл и некоторые интересные факты о мире электронной коммерции. В этой статье мы углубимся в выводы этого отчета и изучим состояние рынка электронной коммерции.Мобильные устройства VS Компьютеры в мировом трафикеДоля мобильных в ежедневном использовании интернета продолжает расти. И если про Mobile first начали говорить еще в 2010 годах, когда в мире это занимало треть/четверть от общего интернет трафика, то сейчас эта часть уже больше половины(56.9% VS 43.1%).За 10 лет количество людей, использующих телефон для выхода в интернет выросло более, чем в два раза. Сейчас при создании стартапов в сфере электронной коммерции даже не обсуждается, что нужно делать мобильное приложениеЕженедельное использование екомаДоля еженедельного екома довольно большая — 57,6% пользователей покупают онлайн. Однако, она все равно снижается. И скорее всего это следствие того, что люди стараются не тратить лишние деньги.Об этом свидетельствует и последняя иконка(used a buy now, pay later service вырос на 3,4 процента), это означает, что людям если и нужно что-то купить и им чего-то не хватает, то они покупают это в рассрочку.Что интересно, это гросери не упало в объеме. Я думаю, на это повлияло два фактора. Во-первых, это из-за того, что этот рынок не достиг своего потенциала. А во вторых, это базовая потребность, от которой люди не могут отказаться даже во время кризиса.Еженедельные покупкиВ мире 57,6% от общего населения покупают хотя бы раз в неделю. При этом 29,3% от этого количества совершает покупки через мобильные устройства.Лидирующие страны по частотности покупок — страны с небольшим достатком: Тайланд, Южная Корея, Турция, Индия, Индонезия и тд. Показатели в этих странах выше среднего. То есть в экономиках более бедных стран происходят более частотные покупки.Драйверы онлайн покупокСамый главный драйвер — бесплатная доставка. Но могу судить личному опыту в Jiffy, в некоторых странах это не такой сильный драйвер, если говорить про фактическое поведение людей.Например, в Великобритании люди привыкли платить за доставку. И мы не наблюдали какой-то существенной разницы в конверсиях после того, как мы ввели платную доставку. Хотя если посмотреть на весь мир, половина людей выбмрают бесплатную доставку, как основной драйвер. Туда же идут купоны и social proof. А дальше все остальные бенефиты.В России же, бесплатная доставка — очень сильный фактор, это нельзя отрицать.Обзор е-коммерса потребительских товаровТут мы видим в целом рост людей, которым стала доступна опция покупок онлайн и которые стали покупать онлайн составил +8,3% (315 миллионов человек). Так как количество еженедельных покупок снизилось, общие траты в электронной коммерции тоже упали. Таким же образом это повлияло на выручку на пользователя, она упала даже сильнее.Так же и тут видно как растёт доля покупок через мобильный телефон. Это связано с приростом пользователей мобильных телефонов в целом(6,5% за 2022 год).Сколько пользователи тратят по сравнению с ВВП страны?Тут мы видим довольно сильную разницу между странами, что может быть косвенным фактором более развитой электронной коммерции в некоторых из них. Так например, Китай, Гонг Конг и Британия в несколько раз больше той же саудовской аравии, в которой е-коммерс только начинает развиваться.В Jiffy мы использовали в том числе данный показатель, когда впервые сегментировали страны для приоритезации продаж.E-commerce ARPU (показатель, означающий средний доход в расчёте на одного пользователя)Если прошлый показатель был относительным, то этот уже абсолютный – он показывает сколько пользователи тратят в екоме по странам. Если вы сейчас запускаете продукт, эта информация так же поможет понять, на какой рынок выходить.Например, в начале стоят рынки, где каждый пользователь тратит каждый день в екоме много: Гон Конг, США, ЮК, Южная Корея, Швейцария. В таких странах легче продавать более дорогие товары, в премиум сегменте.Из стран с более низким показателем можно выбирать большие страны по численности населения или те, в которых еще пока недостаточно сильно развита электронная коммерция, и есть незанятые ниши, и делать на эти рынки массовый продукт.Развитие екома по категориямИз восьми представленных категорий, за 2022 год выросли только еда и напитки.Все остальное — фэшн, электроника, игрушки и хобби, мебель, личная гигиена и товары для дома, СМИ — упало. Особенно сильно упала электроника и мебель, потому что это наименее частотные покупки.Например, если у тебя уже есть телефон и диван, то ты можешь повременить с покупкой, если он все еще выполняет свою функцию. А с предметами первой необходимости так не работает: в кризис они падают намного меньше. В том числе и средства личной гигиены и товары для дома упали, но не так сильно.Что интересно, хобби не очень сильно упало, потому что люди готовы жертвовать какими-то серьезными покупками из серии телефонов, но не готовы жертвовать развлечениями.Процент населения, заказывающий продукты онлайн еженедельноВ каких странах рынок уже сформирован, а какие-то сильно недообслужен. В целом зависимость от развитости экономики отследить сложно. Также нельзя сказать, что этот показатель напрямую связан с ВВП страны.Однако, Южная Корея, одна из стран, с большим ВВП на душу населения, возглавляет этот список. При этом она входит в топ 5 стран с самым большим ARPU.При этом Тайланд, который занимает второе место в списке после Южной Кореи, имеет сравнительно низкий ВВП на душу населения и ARPU сильно ниже среднего. Похожая ситуация происходит и с Турцией, которая занимает третье место по количеству населения, покупающего продукты онлайн каждую неделю (видимо спасибо GetIr).Общая информация о индустрии доставки едыТут мы видим рост как по количеству пользователей, пользующихся подобным сервисом, так и рост по показателю стоимости этих заказов, даже не смотря на падение среднегодовой корзины.Методы оплаты, использующиеся в екомеВыделяют 5 видов: цифровые и мобильные кошельки, дебетовые и кредитные карты, банковские переводы, cash-on-delivery, другое.Очень интересно, что карты занимают всего 32%, а большинство платежей(45%) проходят через диджитал или мобильные кошельки (pay pal и подобные штуки).Интересно так же, что cash-on-delivery занимает всего 4%. Возможно он остался в тех странах, где тяжело это измерить и поэтому объем оплат наличными может быть недооценен.ИтогиЭлектронная коммерция все больше проникает в жизни людей и, как ожидается, в ближайшие годы будет продолжать стремительно расти. Тут даже всемирный кризис не может преломить эту динамику, и скорее добавляет тренд на экономию у клиентов и экономическую эффективность у онлайн ритейлеров.Поэтому я думаю что через несколько лет динамика роста е-кома восстановится, и те компании которые проинвестируют сегодня в расширения онлайн каналов продаж и повышение их операционной эффективности, смогут обеспечить себе лидирующие позиции в ближайшие 5-10 лет.Для предпринимателей и продактов это означает, что сейчас отличное время на определенных рынках запускать продукты в области е-коммерса и смежных, которые смогут вырасти на тех трендах, которые мы видим в этом репорте.Если тебе интересно понимать, как применить эту информацию для принятия реальных решений, подписывайся на мой телеграм канал «Игорь про продукт и бизнес». Кроме того, я скоро разберу там остальные сферы цифрового мира. Там же можно найти и полную версию отчёта!