Логистический феномен Турции

Мы живем в период, когда карта мировой логистики подвергается существенным изменениям. Сегодня мы поговорим о логистике через Турцию: как эта страна перерисовывает картину мира логистики, и с какими сложностями можно столкнуться при организации бизнеса через эту страну.

Логистический феномен Турции
Логистический феномен Турции

Турецкий логистический лабиринт

Логистика через Турцию помогает решить два важных вопроса: продолжать сотрудничество с иностранными партнерами и обеспечивать импорт товаров из регионов, не имеющих прямого логистического сообщения с Россией.

Возьмем для примера компанию "РУС", у которой есть поставщик из США, с которым компания «РУС» давно сотрудничает. Отношения между ними крепкие и стабильные, но на пути этого коммерческого партнерства возникают ограничения. Предположим, банк поставщика не может принимать платежи из России, что очень вероятно в текущих реалиях. Это может привести к тому, что деньги возвращаются обратно, или еще хуже - застревают где-то посередине, и банки начинают мучить стороны сделки дополнительными запросами.

Кроме ограничений со стороны разных институтов бизнеса, возможны репутационные ограничения. В структуре собственников партнера могут быть лица, скептически настроенные в отношении России, или бизнес с российской компанией может представлять для партнера компании «РУС» репутационные риски на своем локальном рынке.

В этом контексте Турция выступает как идеальный логистический посредник. Турецкая компания легко может принять платеж из России, произвести конвертацию и перевести деньги конечному поставщику. Это пример того, как Турция становится логистическим мостом, связывающим различные рынки и облегчающим глобальные сделки.

Логистический феномен Турции

Турция как транзитный хаб для российской логистики

Второй преимущественной ролью Турции для российского бизнеса становится решение задачи транзитного хаба для логистических маршрутов из регионов, где прямая логистика в Россию серьезно осложнена, а порой и вовсе отсутствует. Ярким примером являются Северная и Латинская Америка, а также некоторые африканские страны. Здесь все работает просто: груз прибывает в Турцию, производится его перегрузка из контейнера в контейнер, и затем он отправляется в Россию любым удобным способом. В некоторых случаях можно обеспечить перевозку без физической смены контейнера (что актуально, например, если груз хрупкий или отправитель делает спецкрепление груза в контейнере), многие компании обладают своим парком контейнеров в разных локациях мира.

Не секрет, что Турция в лице представителей как государства, так и бизнеса, прекрасно понимает, что роль связующего звена между Россией и западом - это золотая жила. Главным фактором, благодаря которому этот процесс удалось развить, стала лояльность к взаимодействию с Россией ключевых институтов: государства и бизнеса. На данный момент компании, которые ведут бизнес таким образом, отмечают почти полное отсутствие бюрократических барьеров, а так же быструю работу на поток: деньги пришли – деньги ушли. При этом комиссия остается в Турции, и все остаются довольными.

Разнообразие логистических опций через Турцию

Логистические возможности, которые уже были довольно хорошо развиты до времен ограничений, так же серьезно расширились. К уже проверенным опциям, которые раньше шлифовались годами, добавляются новые возможности. Основные морские сервисы перевозят грузы в Новороссийск с транзитным сроком до 36 часов, а по факту и того меньше. Помимо Новороссийска, добавился морской сервис в Санкт-Петербург, при этом ограничений по грузам для морских отправок почти нет.

Автомобильные перевозки представлены двумя основными опциями: через паром Ro-Ro в Новороссийск, хотя этот вариант довольно дорогой. Более экономным вариантом является транспортировка через Грузию (Верхний Ларс) и далее в Россию. Однако, стоит учитывать, что Грузия устанавливает много ограничений на виды транзитных грузов и проводит строгий контроль за санкционными товарами. Если искать путь с минимальными ограничениями, то есть маршрут через Армению, Иран, который, несмотря на свою продолжительность, парадоксально все равно оказывается дешевле, чем на пароме.

Авиация тоже может похвастаться разнообразием доступных вариантов, но есть нюансы. Из Турции на Россию летают турецкие авиакомпании. На эти рейсы они ставят широкофюзеляжные борта, что позволяет отправлять тяжелые грузы. Формально авиакомпании к санкциям не присоединились, однако характер грузов проходит фильтрацию, и фактически в основном на свои борта из России они берут медицину и товары первой необходимости.

Российские авиакомпании, наоборот, принимают все виды грузов, но используют узкофюзеляжные самолеты, поэтому крупные грузы перевозить сложнее. Также работают авиакомпании из других стран - Ирана и Азербайджана. Они не применяют столь строгую фильтрацию грузов, как турецкие авиакомпании, но уровень сервиса оставляет желать лучшего из-за задержек и потерь грузов.

Понятно, что Турция – это не логистический рай на земле, проблем тоже хватает.

Наплыв грузов создает невероятную загруженность всей инфраструктуры – складов, портов и людей, которые должны этот объем переваривать. В связи с этим приходится жертвовать сервисной частью и клиентоориентированностью. Пока логистические провайдеры пытаются переварить свалившийся на них объем бизнеса, долгие переговоры и оценка рисков являются непозволительной роскошью. Вторая проблема - особенности местного менталитета, помноженные на общую загруженность. Турецкий бизнес не любит отказывать, и это может обернуться проблемами в дальнейшем. Турецкий партнер сначала скажет «да, можем», а уж потом по прибытии груза в Турцию будет разбираться могут ли на самом деле или нет. И не так уж редок самый страшный кошмар логиста, когда груз прибыл в транзитный пункт, а в силу особенностей самого груза, дальше с ним ничего сделать не получается. Поставщик просит поискать кого-то другого, а призывы к соблюдению ранее достигнутых договоренностей не будут работать.

Рассмотрим конкретный случай из практики: перевозка листового стекла которое приехало в Турцию в обычном контейнере, а перетарить необходимо было в контейнер типа opentop. Однако во время перетарки турецкий логист столкнулся с проблемой - отсутствовали подходящие средства для безопасной перегрузки стекла. Менеджер на турецкой стороне без раздумий подтвердил возможность перегрузки, однако на деле подходящего оборудования не оказалось.

Немаловажную роль так же играет тот факт, что в этой сфере появились сверхприбыли, поэтому в нее попыталось ворваться большое количество молодых амбициозных компаний. Теперь логистический бизнес Турции выглядит примерно следующим образом: очень маленькая доля серьезных ответственных компаний и огромная доля тех, кто активно стрижет деньги, но регулярно сталкивается с грузами, которые не может обработать в силу нехватки опыта и ресурсов.

Мошенничество в международной логистике

Само собой такой бурный рост не мог не спровоцировать рост доли мошенников. Отправляя деньги и груз в Турцию, компания должна доверять партнеру. Возможность потери денег и груза реальна, и такие случаи встречаются. Особенно если турецкий партнер предлагает услуги за комиссию значительно ниже рыночной. Впоследствии он может рассказывать о том, что деньги были перечислены, но арестованы в другой стране. Разбираться в таких случаях приходится долго, а успех возврата денег или груза не гарантирован.

Поэтому при работе через Турцию важно сохранять здравый смысл, трезвый взгляд на вещи и не доверять груз компаниям без подтвержденной репутации.

И последнее, но возможно самое важное. Все вышеперечисленное имеет смысл только если иностранный контрагент относится к вам лояльно и готов продолжать сотрудничество. В противном случае лучше не тратить время и деньги на попытки продолжать покупать у него товар даже через турецких или других партнеров. Имеет смысл потратить ресурсы на поиск поставщиков аналогичных товаров в дружественных странах, а сэкономленные комиссии на транзитных партнерах заплатить агентствам, которые помогут найти достойных поставщиков и проверить их благонадежность, а также качество продукции. Однако, это идея для отдельной статьи, с которой мы вернемся в ближайшее время.

Немного о нас

  • Major Cargo Service - крупнейший организатор грузоперевозок в России, предлагающий широкий спектр услуг и возможности для карьерного роста.
  • Если вы стремитесь найти работу в стабильной и динамично развивающейся компании, мы будем рады получить ваше резюме на почту.
44
Начать дискуссию