Конференция Digital Retail 2023: главные тенденции в цифровом развитии ритейла

Как цифровые технологии трансформируют сегодня розничную торговлю в России и что ждет индустрию в ближайшем будущем, — обсудили в Нижнем Новгороде.

Конференция Digital Retail 2023: главные тенденции в цифровом развитии ритейла

Более двухсот участников со всей России собрались в апреле на конференцию DIGITAL RETAIL 2023, которую организовала и провела компания “1221Systems”, специализирующаяся на разработке IT-решений для розничной и оптовой торговли. Основной партнер компании — ГК «Сладкая жизнь», один из крупнейших дистрибьюторов продуктов питания в России.

Конференция включала 16 выступлений спикеров (SPAR, «Сладкая жизнь», Яндекс, СберАналитика, BI.ZONE, Департамент информационных технологий Москвы) и позволила обсудить самые актуальные для розничной торговли темы: развитие мобильных приложений для ритейла, автоматизацию логистических путей, геймификацию, создание виртуальных складов, использование ИИ и больших данных.

Конференция DIGITAL RETAIL 2023: 16 спикеров и более двухсот участников
Конференция DIGITAL RETAIL 2023: 16 спикеров и более двухсот участников

Big Data: от онлайн-витрины до склада

Большие данные уже стали мощным инструментом в ритейле, но используют этот ресурс пока не все. В 2022 год VK Cloud и Arenadata провели исследование среди руководителей IT-подразделений 150 крупных российских компаний: 38% еще не учитывают Big Data при принятии решений, а 21% делает это только 3-4 последних года.

Такую статистику привел директор “1221Systems” Игорь Васенев. Он рассказал, что в 2022 году усилия специалистов “1221Systems” были сосредоточены на анализе покупательского поведения. Big Data дала возможность магазинам холдинга «Сладкая жизнь» формировать акционные предложения для разных сегментов покупателей и делать адресную рекламу новинок и рекомендаций, что увеличило средний чек. Большие данные подсказывают, кому предложить бонус, а кому — скидку и на каких условиях, как расположить товары в каталоге онлайн-витрины, какое количество заказов ожидать в определенное время, то есть аналитика позволяет повторять успешные маркетинговые механики, напоминать о брошенных корзинах, выбирать для разных сегментов покупателей самые эффективные формы поощрений. Сейчас, помимо этих тем, на первый план выходят другие задачи: развитие чат-ботов для общения с клиентами и централизация видеонаблюдения ради предотвращение краж, нарушений и очередей.

Анализ больших данных очень важен также для успешной экспансии торговых сетей или сокращения издержек: директор аналитических проектов Сбер Бизнес Софт и СберАналитика Николай Семендеев поделился рядом кейсов, в том числе когда точный прогноз спроса на скоропортящиеся продукты снизил затраты на списание на 15%.

Серию вопросов и ответов топ-менеджменту ГК «Сладкая жизнь» модерирует Игорь Васенев
Серию вопросов и ответов топ-менеджменту ГК «Сладкая жизнь» модерирует Игорь Васенев

Играть, чтобы продавать

Бонусы, коллекции призов, конкурсы — элементы игры, которые в ритейле давно используют, чтобы сделать шоппинг захватывающим, подогреть интерес и активность покупателей. Ольга Моисеева, директор по маркетингу компании «Сладкая жизнь», поделилась опытом геймификации программы лояльности дискаунтеров Smart.

Это сеть магазинов с низкими ценами, где нет балльной программы, больших скидок, а вся выгода выражена в ценнике на полке. Тем не менее, внедрение трех видов игр, основанных на купонах, позволило сети вырастить средний чек (на 5%), частоту (на 13%) и сумму покупок. Эти показатели могут вырасти еще, если продолжить работу над аналитикой предложений, сегментацией аудитории и простотой механики.

На связи с покупателем

Времена огромных гудящих колл-центров уходят в прошлое: искусственный интеллект выводит коммуникации с пользователями на новый уровень. Валерий Королько, руководитель развития бизнеса «Яндекс.SupportAI», рассказал о новом поколении чат-ботов для ритейла. Они уже умеют отвечать на простые вопросы («Как оплатить заказ?», «У вас есть подарочный сертификат?») и все лучше справляются со сложными. Дерево сценариев можно растить бесконечно, его настройка со стороны клиента не требует особых технических знаний, все диалоги хранятся в виде голоса и текста, что удобно для анализа.

По данным спикера, компании, внедрившие чат-ботов, уже экономят до 70% на обслуживании контакт-центров, сократили время ожидания ответа на линии до 1 секунды, а 40% пользователей получают моментальный ответ на свой вопрос. Ритейл все чаще поручает искусственному интеллекту консультации по статусу заказа, проведение NPS-опросов и даже рекрутинг новых сотрудников.

Доставка быстрее и быстрее

Доставка онлайн-заказов — сегодня важная составляющая любого крупного ритейл-бизнеса в России. Мария Ильинская, исполнительный директор SPAR Online, рассказала, что благодаря автоматизации 1С в прошлом году работа с маршрутами сократилась с 9 действий до трех. Как следствие — увеличилась скорость работы наборщиков и курьеров. Вполне реалистичный план по SKU на текущий год — обрабатывать на 22% больше единиц складского учета/час, чем это было в 2021-м.

Еще один фокус на ближайший год — масштабировать выдачу онлайн-заказов через постаматы, сделав ее более удобной.

Мария Ильинская прогнозирует рост заказов, которые будут выдаваться через постаматы
Мария Ильинская прогнозирует рост заказов, которые будут выдаваться через постаматы

Искусственный интеллект за прилавком

Большой интерес аудитории конференции DIGITAL RETAIL 2023 вызвал доклад дизайнера “1221Systems” Геннадия Черемушкина и Data Scientist Екатерины Васеневой об опыте использования нейросетей.

ChatGPT применяется разными специалистами ГК «Сладкая жизнь»: маркетинговыми службами для написания рекламных текстов и при наполнении сайта, IT-отделом — для рефакторинга кода, сотрудниками Data Science — при подготовке рекомендаций онлайн-покупок. Спикеры назвали ChatGPT «старательным джуниором», отметив недостатки технологии на данный момент: не всегда справляется с задачами, не оперирует свежими данными и много фантазирует.

Для создания и обработки изображений отлично зарекомендовала себя нейросеть Stable Diffusion, которую дизайнеры используют для маркетинговых материалов наравне с привычными графическими редакторами. Она способна обучаться и при многократном использовании образа самостоятельно генерировать изображение, например, «лицо бренда» или стилизованного персонажа, а также быстро и на высоком уровне обрабатывать фото недостаточного качества. В целом, применение ИИ в ритейле имеет большой потенциал и уже сейчас ускоряет и упрощает любые креативные процессы.

Нейросеть Stable Diffusion помогает дизайнерам в ритейле работать быстрее и креативнее
Нейросеть Stable Diffusion помогает дизайнерам в ритейле работать быстрее и креативнее

Цифровые технологии пронизывают бизнес розницы и помогают повысить его прибыльность на всех уровнях: от логистики до маркетинга, от системы безопасности до открытия новых филиалов. Внедрять IT-нововведения и тестировать их, оценивая эффективность — отдельная задача. Конференция DIGITAL RETAIL 2023 позволила 200+ специалистам крупного российского дистрибьютора обменяться свежим опытом, посмотреть на общемировые процессы, оценить, как они влияют на розничные сети сегодня и понять, в какую сторону развиваться дальше.

1212
Начать дискуссию