Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Скоро почти все товары будут продаваться с зашифрованным кодом. Это называется «маркировка». С 1 июля 2019 года под закон о маркировке попадают компании, которые производят или продают обувь. Так государство борется с подделками и уходом от налогов.

«Чей туфля?» Ответит маркировка обуви
«Чей туфля?» Ответит маркировка обуви

Тех, кто думает, что всё делает по правилам, ждут большие проблемы из-за неправильных или устаревших настроек в «1С» или «серого» грузоперевозчика.

Введение маркировки отразится на всей цепочке: от фабрики до магазина. Как именно изменится и где риски для честного бизнеса — разбираем вместе с Екатериной Андрющенко, руководителем отдела внедрения компании «Первый Бит», которая знает о маркировке примерно всё.

Смысл маркировки. Вершина айсберга

Теперь информация про обувь будет храниться в системе «Честный знак». У «Честного знака» есть бесплатное приложение для смартфона, где можно отсканировать данные о любом промаркированном товаре.

Теперь нас (и налоговую тоже) будет не обмануть: всем известно, где сейчас находится обувь — вплоть до момента «списания» на кассе конечному покупателю. Код покажет, что обувь на производстве, у грузоперевозчика или в магазине. После продажи обуви в магазине конечному покупателю код исчезнет из системы.

Скачав приложение «Честный знак», любой может отсканировать камерой QR-код и увидеть информацию о товаре
Скачав приложение «Честный знак», любой может отсканировать камерой QR-код и увидеть информацию о товаре

Информация о товаре будет доступна до момента продажи на кассе. Если физически товар исчез, а продажа конечному потребителю ещё не состоялась, то у налоговой могут появиться подозрения: нет ли у компании серых схем по сбыту. «Потерять» обувь нельзя, и с воровством придётся бороться жёстче, чтобы не нарваться на дополнительные проверки.

Было — стало: как маркировка всё изменила

Рассмотрим путь обуви от производителя до конечного покупателя по старым правилам и по новым, которые начнут действовать с 1 июля 2019.

Производство

Было. На фабрике сшили туфли. Когда они вышли из цеха, их переместили на склад. Оператор внёс данные в систему (чаще в «1С»), и теперь у компании числится пара обуви на складе.

Стало. После того как сшили туфли, на них нужно нанести специальный QR-код, который несёт в себе информацию о товаре — это часть производственного процесса. В будущем по коду любой участник цепочки покупки (оптовая компания, розничный магазин или конечный потребитель) узнает о товаре.

Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Такие коды будет генерировать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он уже работает в системе маркировки в табачной отрасли. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создаёт и защищает цифровые коды. Производителю придётся заплатить: с 1 июля 2019 за генерацию одной метки заявлена цена 50 копеек без НДС.

Отгрузка товара

Было. Отдел продаж продал обувь и позвонил кладовщикам, чтобы те отправили товар клиенту — оптовому складу. Они находят подрядчика с машиной. Водитель принимает товар, документы и отвозит оптовику.

Стало. Отдел продаж продал обувь и выписал документы на определённые пары обуви, которые имеют свой уникальный код. Кладовщик в системе видит, какой именно товар нужно отправить, и находит ту самую обувь с нужным кодом. Если склад хранит товар в ячейках, а в «1С» прописан адрес товара, то для кладовщика найти товар и поставить в зону отгрузки — простая задача.

Пример адресного хранения. Каждая коробка на своём месте, на коробке информация о товаре
Пример адресного хранения. Каждая коробка на своём месте, на коробке информация о товаре

Далее логист нанимает перевозчика, отдаёт ему товар, документы на него и отправляет к клиенту. Перевозчик, принимая товар в машину, также сканирует QR-коды, и в «Честном знаке» появляется информация о перевозке.

Нелегалы не смогут теперь конкурировать ценой: закупка оборудования для считывания штрих-кодов, продумывание маршрутов — всё это увеличит затраты и усложнит работу. Если предприниматель перевозил товар незаконно в тайне, то теперь утаить свою деятельность он не сможет: он либо регистрирует юридическое лицо и получает лицензию на перевозку, либо уходит с рынка перевозок.

Разгрузка и приём товара

Было. Разгрузили, отдали документы, машина уехала. Приёмщик оптовой компании посчитал, сравнил факт с тем, что указано в документах. Если есть расхождения по количеству или модели, можно передоговориться с заводом. Оператор вносит информацию в базу данных (чаще в «1С») в течение дня. Если не успевает, то доделывает на следующий день.

В случае недостачи, в том числе воровства сотрудниками, компания перекрывала убытки прибылью. Таким образом все недочёты оставались в стенах компании.

Стало. Разгружать нужно именно тот товар, который указан в документах. Например, вся машина загружена красными «Лабутенами» 38 размера, но выгрузить нужно именно те партии (коробки с парами обуви), которые обозначены в документах данному оптовику — у него уже свой комплект документов, и он сможет принять только те пары обуви, которые обозначены в счетах.

Допустим, при погрузке товара в машину никто не учёл транспортный маршрут: в самый дальний угол разместили тот товар, который нужно привести в первый пункт разгрузки. Это нарушит рабочий процесс и у логистов, и у оптовиков.

Водителю придётся потратить дополнительно время на разгрузку, поиск нужной пары обуви и обратную загрузку товара. А оптовая компания будет терять время в ожидании, пока грузчик найдёт и выгрузит товар.

Если к оптовику должно приехать несколько машин, задержка разгрузки одной машины может повлечь задержку разгрузки следующих машин.

Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров

Грузчик выгрузил товар из машины. Кладовщик оптовой компании принимает товар, сканируя каждую коробку специальным терминалом — так данные о товаре появляются в «1С» незамедлительно.

Теперь обувь надо перевести на склад. Здесь процедура хранения и отгрузки повторится.

Розничный магазин

Было. Приём товара и хранение происходит так же, как у оптовика. Далее обувь перемещают в торговый зал. Покупатель, померив туфли, идёт на кассу и оплачивает покупку. Часто касса и «1С» не синхронизированы, и тогда информацию о продаже обуви надо зафиксировать в специальную тетрадь. По окончании смены сотрудники магазина пересчитывают количество обуви в торговом зале, чтобы доложить необходимое.

Стало. Магазин должен принять товар в той же процедуре, что и оптовый склад. Перемещая туфли на баланс магазина, мы сканируем QR-код и автоматически загружаем данные в «1С», которая находится в связке с кассой.

Покупатель подходит к кассе, продавец специальным терминалом сканирует обувь, покупатель оплачивает покупку, и товар выбывает из системы магазина. В этот момент QR-код исчезает из системы «Честный знак» и более нигде не фигурирует.

Если при сканировании на кассе товар «не бьётся», то касса не сможет пробить товар. Это значит, что покупатель не сможет заплатить за товар и не получит его. В такой ситуации магазин в лучшем случае не получит деньги от покупателя и не заработает. В худшем — нарвётся на проверку и штрафы около 40 тысяч рублей.

Что же делать с маркировкой честному бизнесу

Производитель, оптовик и магазин будут обязаны:

  • Наладить хранение по ячейкам, чтобы избежать пересортицы одного и того же товара с разными кодами.
  • Отразить адреса в системе данных (например, в «1С»), чтобы кладовщик сразу нашёл товар, который необходимо отправить клиенту.
  • Увеличить площади для отгрузки и приёмки товара, чтобы сканировать и принимать товар «здесь и сейчас» — или осознанно увеличить время и персонал на эту процедуру.
  • Придумать новые методы по борьбе с воровством, так как теперь воровство не утаишь, и за каждый QR-код придётся отчитаться — это самый сложный пункт, так как однозначного универсального решения нет.

Логисту придётся:

  • Продумать заранее маршруты для своих водителей, чтобы те разгружали товар в нужной последовательности.
  • Научиться загружать товар так, чтобы его легко можно было достать, возможно, потребуется сменить часть машин.

Переход на маркировку — это не только закупка и настройка сканеров. Это изменение бизнес-процессов компаний. Если вопросы по маркировке остались, посмотрите вебинар.

3333
382 комментария

По работе несколько лет очень тесно связан с розницей и ЕГАИС. Скажу так: ни один процесс такой головной боли еще не доставлял. Простой пример: мы можем принять акцизный алкоголь от поставщика, доверяя ему. А потом вскроется, что поставщик привез не те коробки. В результате у нас на магазине нелегальный алкоголь (=т.е. без документов). Здравствуй штраф.
Ок. Теперь будем сканировать весь входящий алкоголь. За раз приезжает 200-400 бутылок. С каждой бутылки нужно отсканировать два штрихкода (EAN13 и Акцизку). На магазине всего 2 сотрудника и оба они кассиры/выкладчики/документооборотчики/приёмщики и т.д. Торговать-то когда? Можно принять третьего человека. Как думаете, куда упадут затраты на него?

Теперь столкнулся с маркировкой обуви (хотя то же самое и на лекарствах, сигаретах и т.д.). И это вынос мозга №2. Сейчас владельцам торговой сети нужно:
* закупить маркираторы + постоянно закупать расходники (риббон + бумага, т.к. просто термобумага выцветает со временем);
* закупить сканеры штрихкодов на все точки;
* закупить лицензии на ПО с поддержкой маркировки. А если ПО на точках отличается от офисного, то затраты на "двойные";
* закупить коды маркировки у Честного знака по 50коп/шт;
* купить у ОФД пакет на передачу марок из чеков в Честный знак;
* оплатить услуги IT на настройку всей этой кухни;
* промаркировать все остатки обуви по всей сети;
* провести обучение сотрудников на точках;
* провести обучение сотрудников в офисе по работе с ЭДО;

У меня получились затраты в 250 тыс.руб на 10 торговых точек.
На кого лягут эти затраты? Обувь станет дешевле? Или качество выше из-за конкуренции?
Да скорее наши друзья из таможенного союза за определенный % начнут маркировать китайскую обувь.

Выгода будет в "более" честной конкуренции. Как будет в действительности - посмотрим.

PS: QR - это стандарт двухмерного штрихкода с тремя квадратами в углах. Термин «QR-код» закреплён за изобретением Denso-Wave. Для маркировки обуви/лекарств/алкоголя и т.д. используется штрихкод стандарта Data Matrix. Поэтому использование сочетание "QR" в данном контексте некорректно, хотя, может быть, и более понятно.

44

Здорово, что вы понимаете этот вопрос "под капотом"! Если честно, то 250тр на 10 точек - очень оптимистичный прогноз. Если у клиента совсем нет информационной системы, интеграций, оборудования и т.д., то я честно ориентирую клиентов на 300+ за 1 магазин. Понятно, что 10 магазинов не умножается на 300, а выйдет в районе миллиона за все, но это миллион, Карл!
Оборудование на точку - это лицензия на работу в 1С, сканер на приёмку, сканер и касса на отгрузку, принтер этикеток чтоб отмаркировать возврат товара. И это хорошо, если сейчас компьютер есть.
Ведь программный продукт надо не только купить и поставить. В него нужно ввести корректные данные по справочной информации, текущие остатки, организовать корректный партионный учет, настроить права доступа, чтобы "себестоимость" с доп.расходами не все кассиры смотрели. Настроить печать ценников. Завести данные о программах лояльности. И т.д. Молчу уже про организацию адресного склада. А если точек несколько, то это перемещения между складами.... Но! Это система консолидированного учета. Это возможность захватить рынок, подать через сервис и маркетинг. Теперь бизнесом надо управлять, а не просто иметь.
Про QR. Спасибо за замечание. Мы действительно имели в виду Data Matrix код и написали так, чтобы было понятнее. Они похожи, но при этом визуально различимы. Ну и важно, конечно не путать с QR на чеке =)

3

По большей части согласен. Единственное но, при приемке алкоголя, зачем Вы читаете EAN, достаточно акцизки.
У нас приходит в магазин в среднем 600-1200 бутылок за поставку, поэтому очень удобно использовать приемку по коробам, отсканировал код на коробе, вскрыл, пару бутылок проверил, все ок, принял весь короб.
Но это только в тех случаях, если короб не вскрыт и не сборный.

1

Тут интересен еще вопрос возврата товара или порчи дата матрикса в ходе продажи или доставки. Как со всем этим быть? Не подскажите сайт или форум, где обсуждается вопрос перехода мелких обувных магазинов (ип) на маркировку? Что-то много вопросов появляется:( Даже какой принтер этикеток брать и к чему его подключать :(

Кстати, есть кейсы приемки товара по rfid меткам, чтоб не распаковывать коробки. С алкоголем это сложно - бутылки это отражающие поверхности. А вот с обувью реализуемо 😉

пришел я в магазин, отсканировал этикетку. Увидел, что это "Бодайбинская Чулочно-Носочная фабрика" выпустила так понравившиеся мне валенки. И?
Вся эта информация и на коробке с валенками написана. Или это меня как-то убережет от того, что в эту коробку подсунили поддельные адидасовские?
Или если валенки порвутся - мне будет легче понять и простить производителя?

Нафига мне эта маркировка?

27

Комментарий недоступен

20