Грабли для предпринимателей: как наступить на все, запуская своё производство спортивной одежды, и сделать выводы

Есть такая фраза — «Возможности человека определяются уровнем проблем, которые он готов решать». В этой статье сооснователь BarsSport Эмиль Сиразев поделится опытом, как ему с партнёром удалось преодолеть проблемы при запуске производства в Казани и как череда ошибок помогла создать технологичную компанию по выпуску спортивной одежды.

Несколько лет назад мы с моим партнёром Русланом занялись производством и продажей промоодежды с логотипами компаний. И на старте совершили, наверное, все возможные ошибки начинающих предпринимателей. Я бы хотел рассказать, как нам удалось с ними разобраться, какие выводы мы сделали и как пришли к собственному производству спортивной одежды.

Грабли №1. Чрезмерное доверие к подрядчику

Первый наш провал случился, когда мы договорились о партии в 6500 футболок для подрядчика целлюлозно-бумажной компании «Илим». Поскольку своего производства на том этапе у нас не было, мы привлекли к сотрудничеству контрагента, который до этого уже выполнял для нас небольшие заказы.

Он предложил низкую цену, но, видимо, не рассчитал всех нюансов. В итоге им пришлось вписываться в заявленный бюджет. И ребята «вписались». Сэкономили на всём, в том числе и материале, да так, что футболки превратились в элегантные топики. Об этом мы узнали от возмущённого заказчика.

Самим нам попросту не хватило тогда опыта и профессионализма, чтобы оценить соотношение объёмов работы и средств. Кроме того, мы не контролировали производство, а в полученной партии проверили лишь часть образцов, которые были сделаны «показательно» согласно нормам. Это был сильнейший стресс и минус около полумиллиона рублей.

Как мы решили проблему? За полтора месяца без сна и выходных мы переделали корпоративные футболки у другого подрядчика за свой счёт и заодно научились разрешать конфликты, так что довольный клиент вскоре обратился к нам повторно.

Какие выводы мы сделали?

Успешное сотрудничество в прошлом не гарантирует отсутствие косяков в будущем.

Мы поняли, что выполнение работы подрядчиком должно жёстко контролироваться, а для этого надо разбираться в том, что он делает. И главное — пришли к выводу, что если мы хотим быть уверенными в качестве, нам нужно открывать свой цех. Это не просто страховка от подобных случаев, но и перспективы развития. Ведь найти подрядчика, чьё видение совпадает с твоим и кто готов браться за интересные тебе задачи, очень сложно.

Форма, которую компания делает сегодня на собственном производстве
Форма, которую компания делает сегодня на собственном производстве

Грабли №2. Недобросовестный партнёр

Вторая остросюжетная история случилась немного позже. Мы уже запустили собственное производство и привлекли первых клиентов, когда выяснилось, что предоплату по одной из сделок третий наш партнёр потратил на личные нужды.

Ситуация иная, но причины во многом схожи: как и в первом случае, у нас не было понимания сути бизнеса, отчётности, организации дела. Всё было на доверии и словах, документы и фиксация обязательств казались неважными. Итог — человек просто вышел из фирмы, а нам с Русланом пришлось разбираться с массой проблем.

Как мы решили проблему? Опять же — выплатили все деньги по обязательствам (зарплата швеям, расчёты с поставщиками, текущие заказы) из своих личных средств, как следствие, долги и снова минус.

Какие выводы мы сделали?

Поняли, что в бизнесе нет места вещам вроде «я тебе доверяю без условий» или «боюсь обидеть коллегу просьбой составить отчёт».

Вопросы личного характера здесь должны уходить на второй план. Дружба и партнёрство не исключают контроля, чёткого распределения обязанностей, прозрачности и ответственности. Причём все эти процессы лучше запускать ещё на старте.

Грабли №3. Немасштабное мышление

Открыв свой цех, мы некоторое время продолжали заниматься промотекстилем — брендированная одежда для рекламных кампаний, для персонала, сувенирка. И в какой-то момент поняли, что нам скучно и тесно в этом узком сегменте, где нужно максимально быстро и дёшево шить очень простые вещи. Там не было стимулов и возможностей для развития, кроме простого увеличения объёмов.

Как мы решили проблему? Переориентировались на производство спортивной одежды, которое даёт почти неограниченный простор для развития.

Во-первых, в этом сегменте можно работать для разных видов спорта. Во-вторых, внутри каждой дисциплины тоже есть разные направления: комплекты тренировочные, игровые и парадные, зимние и летние и так далее. В-третьих, у спортсменов другие требования к материалам и функциональности одежды, что позволяет нам расти как профессионально, так и в стоимости заказов.

Поменяв аудиторию, компания ушла от конкуренции на уровне «покупайте у нас, у нас дешевле!» к «давайте поговорим о качестве, бюджете и запросах, мы готовы сделать вам уникальное предложение».

Какие выводы мы сделали?

Чтобы добиться успеха, у бизнеса должны быть перспективы для развития, интересные задачи, которые хочется решать.

Если первоначальная идея оказалась слишком узкой и приземлённой, нужно оглянуться по сторонам и придумать, как можно её трансформировать и масштабировать. И делать это стоит сразу, как только появился дискомфорт. Иначе есть шанс смириться и застрять в тёплом болотце.

Грабли №4. Несовершенство существующих средств контроля

С ростом компании, а значит, и числа сотрудников, заказов, материалов встал вопрос, как всё это контролировать. Сначала мы, как и многие, воспользовались готовой CRM-системой для ведения клиентов. Но её функциональности оказалось недостаточно. Стало очевидно, что нам нужна программа, которая бы включала и производственные процессы, но на рынке ничего подходящего найти не удалось.

Как мы решили проблему? Наняли программиста и начали создавать свою систему. Сегодня у нас в ней выстроена вся работа. Как только клиент оставляет заявку на сайте, он попадает в программу. Дальше идёт контакт с менеджером, утверждение деталей. Без подписанного макета, бланка с размерами и количеством система просто не даст заказу перейти на этап производства.

Заказы маркируются штрих-кодами, а в цехах стоят сканеры, и когда материал передают, например, от раскройщиков к швеям, на приёмке его «считывают», и в программе всё тут же отображается. Это не только держит в порядке наши внутренние взаимодействия, но мы ещё и заказчику всегда можем дать актуальную информацию о ходе работ. Кроме того, мы используем систему в стратегическом планировании.

Какие выводы мы сделали?

На производстве, особенно в фазе роста, когда ставятся более сложные задачи и амбициозные цели, без автоматизации не обойтись.

И если рынок не может предоставить инструмент под твои задачи, то придётся создать его самому, несмотря на то, что это очень и очень непросто.

Научились на ошибках

Путь, усеянный граблями, привёл нас к своей компании BarsSport, которая производит технологичную форму для популярных видов спорта — баскетбола, волейбола, футбола, хоккея — и сотрудничает с такими серьезными партнёрами, как «Академия хоккея АК Барс» и казанский ФК «Рубин».

У нас есть свои дизайнеры, которые помогают разрабатывать логотипы, макеты, фирменные стили команд, а болезненный вопрос с нестандартными размерами решается с помощью системы мерок, которые каждый спортсмен может легко снять с себя сам.

Команда BarsSport сегодня
Команда BarsSport сегодня

Сейчас перед нами стоит новая цель — за несколько лет выйти в российские лидеры по производству спортивной одежды. И добиться её проще, когда понимаешь, что в любых проблемах кроются новые возможности, а каждая ошибка — это ценный опыт.

2727
21 комментарий

Комментарий недоступен

1

О это совершенно отдельная тема) но вы правы, это тоже очень большая боль производства

Напишите, где открыли цех, что он из себя представлял, сколько потребовалось оборудования, какие были затраты. Со швеями присоединяюсь, тоже интересно.

1

первый цех, который открыли самостоятельно был в съемном помещении на первом этаже жилого дома. удалось найти площадь, которую до нас арендовали тоже швейники, это сняло часть вопросов по организации производственного процесса.
вообще это отдельная тема для целой статьи, если подобная информация действительно интересна, можем подготовить отдельный материал по тому как запускался цех и как решались все эти вопросы на старте.

6

Хотелось бы подробности про автоматизацию)
Какие были проблемы, какой бюджет, что пришлось преодолеть )

Как уже писал выше, давайте подготовим более подробную информацию о запуске в новом материале. Нюансов много, всего не перечесть, но личным опытом готов поделиться.

2

Про спорт одежду на ютубе есть блог от дочи.