Автоматизация торговли собственными руками, или как я увеличил выручку на 400% за два года

Небольшое предисловие: торговая точка, прилавочная торговля (все элементы стандартного сельпо), находящаяся в 15 километрах от крупного города, семейный бизнес, который долгое время был мне неинтересен.

Непонимание руководства, как вести работу и отчётность, кражи персонала, растущая дебиторка, — всё это делало торговую точку похожей на ещё тысячи магазинчиков на территории нашей родины. Фотографии магазина прилавочной торговли не сохранились, но там был ад и ужас.

Примерно за год я сделал то, что помогло увеличить выручку и стабилизировать бизнес.

Первое — автоматизировал торговую точку (внедрил автоматизированный учёт).

Фотография более позднего периода
Фотография более позднего периода

Это произошло не по щелчку пальцев, а растянулось на несколько месяцев. Я пришёл к мысли о необходимости автоматизации и внедрения учёта уже очень давно. Пытался обращаться в компании, которые уже предоставляли такие услуги на рынке нашего города. Изучал предложения, но цены, предложенные компаниями, меня порядком шокировали.

Тогда мне приходит мысль, почему бы не попробовать это сделать собственными силами. Опыта в автоматизации у меня на тот момент не было вообще. Но были опыт системного администрирования и большое желание разобраться.

Я начинаю изучать программные решения, доступные на рынке. Перебрал более пяти разных решений. Основные критерии:

  • простота в эксплуатации для конечного пользователя (кассира, продавца);
  • невысокая цена;
  • возможность самостоятельной поддержки;
  • отзывчивые техническая поддержка и комьюнити.
Автоматизация торговли собственными руками, или как я увеличил выручку на 400% за два года

Я наткнулся на продукты компании Microinvest, благодаря бесплатному демопериоду в 60 дней, форуму, практически моментальной реакции техподдержки, я принял решение внедрять у себя эту систему. Сначала был долгий, порядка двух месяцев, период изучения возможностей системы. Затем — поиск оптимального пути выстраивания бизнес-процессов при внедрении.

Небольшое отступление про перфекционизм

Все мы немного подвержены этому, я оттягивал старт проекта, пытаясь сделать идеальное решение, пробовал разные конфигурации, тестировал ПО и железо. На стенде всё было отлично! Внедрение было разбито на два этапа:

  1. Набор номенклатурной базы (сначала поставщики, потом товарные позиции) — товаровед создавала все приходящие товары в базе в течение двух недель. Удобная функция «СкладПро» — база с названиями товаров в интернете (так названия заполняются автоматически).
  2. Установка кассового узла и начало работы. После установки ПО начало зависать после каждой продажи, персонал недоволен, покупатели недовольны, я словил дикий стресс, успокоился, включил голову, начал отключать оборудование по-одному.
    Методом тыка нашел причину — дисплей покупателя на RS232. Я его проверил на тестовом стенде и отключил, оказывается, проблема была в переходнике с USB на RS232.
    И вот тогда я понял, что нужно делать минимально работоспособный продукт, тестировать его в полях, а позже доработать.

Цели, которые я ставил перед собой:

  • сокращение воровства персоналом;
  • оптимизация складских запасов;
  • создание гибкого управления ценами;
  • внедрение систем лояльности (скидки, акции, бонусные карты);
  • увеличение скорости обслуживания, уход от архаичных методов учёта.
Автоматизация торговли собственными руками, или как я увеличил выручку на 400% за два года

Я понял, что нужно быть готовым к диверсиям при подготовке персонала к внедрению. Были ультимативные заявления с его стороны: «Если будет компьютер, я уйду». Но нужно твердо стоять на своём и понимать, для чего это нужно.

Быть готовым к сложностям и проблемам. И главное — использовать метод «окно Овертона» для персонала. Чем старше мы становимся, тем более мы консервативны, тем сложнее нам принять новое. И если вы сегодня скажете своим сотрудникам о нововведении, а завтра его сделаете, будет очень много недовольных.

У меня период внедрения растянулся на три месяца с момента начала изучения ПО. Работа по оптимизации процессов ведётся до сих пор.

Есть одна очень умная мысль: примите несовершенство вашей организации. Как только вы это поймёте, вы будете знать, что нужно делать, чтобы стать лучше.

Что нам дало внедрение учёта:

  1. Выручка в течение месяца увеличилась на 10% за счёт сокращения времени на поиск цен продавцом.
  2. Пропала путаница с ценами: товар продавался по той цене, которую установил администратор торговой точки.
  3. Уменьшилось время на операции взвешивания (данные о весе с весов передавались на кассовый компьютер).
  4. Поставив интегрированный банковский терминал, мы сократили время на обслуживание покупателей с банковскими картами.
  5. Стандартизация ценников: теперь все ценники стали читаемыми и одинаковыми. Это повысило лояльность покупателей к торговой точке.
  6. Анализ продаж: мы чётко поняли, какие товары продаются, в каком количестве и какой товар нам приносит наибольшую прибыль.
  7. Красивые чеки с логотипом компании, на которых прописаны купленные позиции. Это повышает лояльность покупателя к торговой точке.
  8. Позже мы добавили второй монитор, на котором транслируется реклама. Он заменил дисплей покупателя.

Технические подробности

Всё оборудование покупали на Avito и барахолках, большая часть по-прежнему работает и обслуживается.

Кассовое место

  • ПК (Core 2 Duo CPU E7500, 4 ГБ оперативной памяти, жёсткий диск на 80 ГБ, ОС Windows 7) — 4800 рублей.
  • 15-дюймовый монитор — 1800 рублей.
  • Программируемая клавиатура Posiflex KB6600 — 2600 рублей.
  • Принтер чеков Fprint 55 — 5600 рублей (позже модернизирован до «Атола 55Ф» в связи с 54-ФЗ).
  • Многоплоскостной сканер штрих кодов Honeywell QuantumT 3580 — 4200 рублей.
  • ИБП APC Smart-Ups 1500VA — 2800 рублей с мёртвыми аккумуляторами, которые заказали позже за 3600 рублей.
  • Денежный ящик с электрозамком — 1200 рублей.
  • Весы Cas AP-15 у меня были, но их цена на рынке — около 2000 рублей. Их плюс — в наличии RS-232, и они надёжны.
  • Терминал Verifone 820VX предоставил банк.
Автоматизация торговли собственными руками, или как я увеличил выручку на 400% за два года
  • Дополнительно купили весы «Масса-К ВПМ-Т 15.2» — с чекопечатью и возможностью наклейки этикеток на фасуемый товар. Цена — 10 тысяч рублей.
  • Мне достался USB-ключ, который я приобрёл на Avito за 2000 рублей, на нём были записаны: Microinvest SkladPro Light (кассовое ПО), Microinvest ArchiPro — архивация базы данных и заливка её в облако, Microinvest UtilityCenter, прикладное ПО с разными утилитами — сжатие базы данных, загрузка весов по расписанию, отправка SMS-поздравлений клиентам.
  • MSSQL Express 2014 — бесплатно.

Из всего вышеописанного за четыре года сломался только монитор, у весов пришлось поменять термоголовку, всё остальное регулярно обслуживается и работает.

Рабочее место товароведа

  • ПК (Intel Celeron G540, 2,5 Гц, 4 ГБ оперативной памяти, жёсткий диск на 320 ГБ) — 3300 рублей;
  • 17-дюймовый монитор LG — 2200 рублей;
  • сканер штрих-кодов Motorola Symbol LS2208 — 2400 рублей;
  • китайский беспроводной сканер — 1200 рублей (товаровед выходит на склад, сканирует товары, чтобы не таскать всё к себе);
  • клавиатура и мышь — 400 рублей;
  • роутер Microtik RB951UI-2ND — 2800 рублей, бухта UTP-5e — 1200 рублей, горсть коннекторов — 200 рублей;
  • программное обеспечение: Microinvest SkladPro — 5500 рублей, Microinvest BarcodePrinter — 3300 рублей (для печати ценников) «ЕГАИС Менеджер» — 3200 рублей (наиболее удобная программа для работы с алкоголем и системой ЕГАИС).

Итого: 62 700 рублей для магазина на 70 м².

Также установили видеорегистратор Annke на 16 каналов и 16 камер AHD. Купили его на AliExpress за 28 тысяч. В комплекте: кабель, обжатый под колокола с питанием. Работает уже более пяти лет, нареканий нет. Дисциплинирует сотрудников, помогает в раскрытии краж. Есть возможность подключиться с приложения на телефоне и наблюдать за происходящим.

Дополнительно заказали корпоративную одежду, и стоит она дешевле, чем халаты из 1990-х, которые все покупают.

Создали правила для персонала, ввели кураторство, добавили современные методы продаж (crosssale, upsale, downsale), пересмотрели зарплату персонала, уйдя от фиксированной и сделав fix + flex.

Изменили маркетинговую политику, стали плотно работать с поставщиками — у нас стали появляться акции и распродажи. Добавили накопительную программу лояльности и соцнагрузку в виде скидок пенсионерам в утренние часы.

Начали вести группу во «ВКонтакте», но потом поняли, что эффект от этого никакой и получаем меньше, чем тратим.

Открыли ещё две точки, для одной сами строили здание на кредитные деньги, что, в общем, было ошибкой: слишком длинные деньги получаются. С нынешним опытом можно получить прибыль гораздо быстрее.

Создали базу знаний на OneNote — долго думал в сторону Wiki, благо собственный сервер на Ubuntu есть, но решил, что это будет сложно поддерживать.

Были мысли даже про Confluence, так как нужна была система управления проектами, но вовремя взялся за голову
Были мысли даже про Confluence, так как нужна была система управления проектами, но вовремя взялся за голову

Внедрил Trello, у всех сотрудников на мобильных стоит приложение, и они получают уведомления о задачах.

Доска для одного из магазинов
Доска для одного из магазинов

Планы на ближайший год:

Интернет-магазин и система доставки товаров на дом в радиусе ближайших пяти километров. Это эксперимент, не факт, что он получится. ПО позволяет без дополнительных затрат выгружать ассортимент в магазин на OpenCart.

Самый большой бич малых предприятий — неквалифицированные сотрудники, в связи с этим на точках часто возникает затаривание либо, наоборот, нехватка товаров.

Хотим написать систему автозаказа, для чего ищем программистов, бюджет большой не осилить, пытаюсь сам учить Python в свободное время и писать на T-SQL. Если кто-то готов дать рекомендации или помочь мне с данным решением, буду рад пообщаться.

P. S. Все ИТ-решения я поставил, настроил и обслуживаю в одиночку, графическим дизайном и оформлением занимаюсь тоже я. На какое-то время пришлось забыть, что такое сон. Но это был классный опыт.

Я веду небольшой бложек во «ВКонтакте», пишу про бизнес, делюсь своим опытом — иногда на отвлеченные темы, в последнее время всё больше занимаюсь SMM и маркетингом в рамках другого проекта.

Большая часть из этих достижений стали возможны благодаря моей семье, потому, что помимо описанного, был ремонт здания и внутренняя отделка, операционные задачи часть которых с меня сняли - дали мне время на продумывание стратегии развития.

Самая большая боль и страх для нас сейчас - это крупный ритейл, если рядом встанет магнит: нам тяжело будет с ними конкурировать.

277277
129 комментариев

Пословица "Хочешь сделать хорошо - делай сам" - в действии?
Проделана большая работа, удачи вам!

55
Ответить

Есть немного другой опыт, если не хочешь всю жизнь делать сам, пусть сотрудники совершают ошибки, на которых они смогут научиться.

19
Ответить

Это хорошая идея для старта, все на своем горбу испытать, дальше надо делегировать, если есть желание вырасти в сеть, пусть и небольшую, у автора похоже есть.

1
Ответить

Степан, спасибо за полезный материал. В свою очередь хочу ответить взаимностью: авось за 3 копейки и пару часов работы увеличите прибыль.

В июле-августе 2016го удалось за месяц поднять продажи магазина аналогичного вашему на 6%. Как вы знаете, в северных городах в связи с периодом отпусков и летних каникул этот период = дно продаж.

1. На фото с кассовым аппаратом виден лист с кодами фруктов. Там порядка 80 позиций. Хотя фото от апреля 2017го, надеюсь, ваш интерес к этой высокомаржинальной товарной группе не иссяк. Продажи в этой группе можно поднять в 2 раза. Для этого часть товара надо продавать поштучно. "весы Масса-К ВПМ-Т 15.2 - весы с чекопечатью и возможностью наклейки этикеток на фасуемый товар"- вам в помощь.

Гипотеза строилась на трёх идеях:
а) стоимость конкретного яблока, указанная прямо на нём, убирает фактор страха "а хватит ли мне денег, и не придётся ли позорно убирать товар из корзины на кассе, потому что зарплата/пенсия только 15го, и надо как-то дотянуть". Кризис, блин, он и в Архангельской области кризис.
б) всё больше одиноких людей. Им не надо "килограмма два". Поштучные продажи процветают. Возможно в вашем магазине в Васьково этот пункт не сработает, но в Архангельске должно.
в) яблоко за 25 рублей психологически меньше стоит, чем "кг за 120 руб".

На фруктовой полке эксперимент принёс увеличение продаж в 2 раза(из трёх сортов яблок самый дорогой продавали поштучно), в прикассовой зоне - в 8 раз (лимон). "Пруф" приложу в конце поста. Фруктовая зона у вас в зоне видимости кассира, попыток переклеить стикер-ценник с малого яблока на большое будет минимум.


2. На той же фото видны ценники. Могу ошибаться, но там указана цена за кег в формате "1300.0". При быстром прочтении похоже, на 13 000. Особенно, если ваш покупатель забыл очки дома. Особенно, если галерея фото магазина не врёт и там темновато. Удаляем с чеков все лишние нули в копейках. Экономим чернила и увеличиваем читаемость.

3. Это уже не за 3 копейки. Ашан в своё время зарабатывал в 2 раза больше конкурентов с 1 м2. При первом посещении этой точки бросилась в глаза её яркая освещённость.

"Пруф" из старых бумаг: записывал те эксперименты, что принесли деньги. Удачи и больших продаж.

54
Ответить

У нас в области подобным образом зарабатывает Бристоль, они стали продавать яблоки поштучно) Я давно взял на заметку этот вариант, все не хватает времени его внедрить.

3
Ответить

Фигасее! Хотел придраться к правописанию, но после ТАКОГО финала статьи рука не поднимается. Начинали-то с прилавка, а тут всё развернулось в Trello и сотрудники получают уведомления о задачах. Отвал башки!!!

44
Ответить

А расскажи, как прошло восстание персонала против машин? Быстро справились или пришлось менять?

17
Ответить