Тренды рынка бытовой химии 2023
На прошлой неделе вышла моя статья в онлайн-журнале “Стратегия”, в которой я рассказал о трендах рынка бытовой химии. Сегодня хочу познакомить вас с кратким содержанием материала.
1. Рост доверия к отечественным брендам
В последние годы российские производители стали уделять больше внимания качеству продукта, упаковке и маркетингу бренда. Вкупе с ограничением импорта в минувшем году это стимулировало у россиян рост доверия к отечественным брендам.
Доля российской бытовой химии в сети супермаркетов «Магнит» в минувшем году увеличилась на 10% и достигла 50%. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2023 года этот показатель может составить до 70%. Наиболее востребованные категории:
- российская бытовая химия – около 79% сегмента,
- средства личной гигиены отечественных брендов – 72% рынка (двойной рост),
- декоративная косметика – 48%,
- отечественные средства по уходу за волосами – 40% (рост в полтора раза).
2. Рост интереса к производству под СТМ
Первый тренд привел к появлению второго – у сетей вырос интерес к производству продукции под собственной торговой маркой. В отчете Sberbank CIB «Индекс Иванова» сообщалось, что в 2021 году доля потребителей, которые переключились на покупку СТМ розничных сетей, выросла до 37% против 24% за тот же период в предыдущего года. Скорее всего это связано с желанием покупателя сэкономить.
Розничная сеть «Лента», например, в прошлом году запустила в продажу новый бренд косметических средств под собственной торговой маркой INO с производством в Южной Корее.
3. Стремление к экономии
Важнейшим критерием выбора для россиян остается соотношение цены и качества, при этом большинство потребителей предпочитают экономить – это основная тенденция кризисных времен. Согласно исследованию, проведенному компанией NielsenIQ, больше половины населения России сократили расходы на питание и развлечения, по сравнению с 2022 годом. Кроме того:
- 67% граждан отказались от покупки новой одежды,
- 48% – от еды навынос,
- 46% ограничили расходы на отпуск,
- 37% сократили расходы на еду, покупая только необходимое.
Опрос также показал, что 61% покупателей посещают магазины с низкими ценами, 41% предпочитают товары со скидками. В целом наблюдается переход к потреблению менее качественных, но более дешевых товаров.
4. Рост интереса к специализированным средствам
Западные производители успели приучить россиян к тому, что для разных поверхностей необходимы разные моющие средства. Помимо универсальных средств, популярных во все времена, на протяжении последних нескольких лет набирают популярность специализированные продукты для стирки и уборки. Этот тренд дополнительно стимулируется появлением новых видов тканей и технологий производства, требующих особого ухода для увеличения сроков эксплуатации изделия. Недавно мы запустили в производство уникальный антибактериальный гель для стирки купальников и гидрокостюмов SIBEARIAN NEO.WASH, продлевающий срок службы изделий из LYCRA®, yalex, SBR-неопрен, неопрен и их аналогами.
5. Рост онлайн-продаж бытовой химии
В связи с пересмотром формата работы в России части глобальных компаний после февраля прошлого года, ассортимент непродовольственных продуктов в магазинах в 2022 году уменьшился на 16,2%. В том числе, в связи с этим бытовая химия и товары для гигиены стали самыми быстрорастущими категориями среди товаров повседневного спроса, реализуемых через различные онлайн-каналы.
В прошлом году рост онлайн-спроса показали:
- средства для стирки – на 96,8%,
- предметы женской гигиены – на 96,1%,
- средства по уходу за телом – на 79,9%,
- средства для полости рта и бритья – на 67,9%,
- средства для уборки – на 65,8%.
В целом, по данным PIM Solutions, в 2022 году онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 43,5%. При этом средний чек в электронной коммерции в сфере бытовой химии к концу прошлого года упал на 13%.
6. Рост уровня осознанности
Опрос аналитической компании Nielsen показал, что 62% россиян готовы изменить свои привычки, чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду, что говорит о росте уровня осознанности среди населения. По результатам опроса ЦИПП Роскачества, в прошлом году 63% респондентов указали, что согласны платить больше за продукт, если он является более полезным для организма, а 52% опрошенных готовы переплачивать за продукт с безопасным составом.
С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте журнала “Стратегия” по ссылке: