Как мелкому товарному бизнесу делать белые поставки? О работе с Китаем и рисках карго

А вы знаете, о чем не договаривают транспортники? Пообщались о нюансах логистики с Марией Симаковой, генеральным директором AGILE CUSTOMS&LOGISTICS. Затронули риски карго и узнали, как ввозить товары в белую, даже если вы новичок в товарном бизнесе.

Мария Симакова
19 лет опыта в логистике и таможенном оформлении

Свою компанию я создала 4 года назад, и мы как раз целевые, для малого и среднего бизнеса. Когда я работала в большом холдинге в найме, мы вели исключительно крупных клиентов, и нам было запрещено брать отправки у тех, у кого менее 5 контейнеров в месяц. Свой бизнес я строю исходя из того, что очень много желающих привезти небольшие грузы, включая маленькие партии от одного килограмма.

О проблемах малого бизнеса

Мы ориентированы на малый и средний бизнес, потому что им чаще всего некуда обратиться для белых поставок. Такие люди очень благодарны, потому что они получают сервис vip клиентов, несмотря на объемы. И мы наблюдаем на большом количестве наших клиентов, что они выстреливают. То есть те люди, которые изначально возили 10 кг, 20 кг, начинают набирать обороты. Это происходит как раз за счет того, что они везут в белую, они ничего не боятся, и бизнес растет как на дрожжах.

Я рекомендую сразу ввозить в белую, если вы мечтаете выстроить империю, а не просто маленькую компанию, которая занимается перепродажей.

Как мелкому товарному бизнесу делать белые поставки? О работе с Китаем и рисках карго

Поставки из Китая раньше и сейчас

Доставка из Китая имеет финансовую выгоду, также с этими товарами можно сделать собственную торговую марку. Но если вы хотите развиваться и увезти много товара, то лучше поехать в командировку в Китай и лично посмотреть все на фабриках, потрогать товар и договариваться уже с поставщиками лично.

Покупать через AliExpress или подобные площадки было выгодно несколько лет назад. Сейчас у Китая колоссальный внутренний спрос. Поэтому если селлеры хотят, например, 2 коробочки чего-то, то очень мало поставщиков китайских сейчас отвечает на такие запросы. Нужно или найти человека, у которого есть связи в Китае, или обратиться в специальное агентство.

Карго и риски

Карго-доставка — это серая доставка товаров в обход законного таможенного оформления на границе.

Мы категорически не занимаемся карго. Это моя принципиальная позиция как собственника бизнеса. Например, только на днях к нам обратился клиент, который сказал, слушайте, у меня уже машина 14 часов не выходит на связь, которая везла по карго рации. Груз пропал. Видимо, он был из тех, кто думает, что его это не коснется.

Такое происходит все чаще и чаще, особенно с ликвидными товарами, которые легко перепродать. Они просто пропадают, потому что когда у вас все договоренности на рукопожатиях, то вы сидите, как на пороховой бочке.

Если вам кто-то говорит, что он контролирует процесс поставки карго, это вранье, там никто ничего не контролирует. Машины идут в специальное окно, под специальную смену и никто ни за что не отвечает. Если инспектор, который пропускает эту машину, видит, допустим, рации и квадрокоптеры или еще что-то, что можно быстренько тут же перепродать, этот груз изымают. И потом попробуй докажи, что это был твой груз.

Авиадоставка — это дорого?

Это не безумно дорого, вы же не везете несколько тонн. Зато вы получаете груз через 3-4 дня после того, как вы его заказали. Есть разные рейсы, есть прямые, они более дорогие. Чем больше пересадок, тем дешевле билет. В любом случае, вы оплатили груз, в течение недели уже точно его получили, перепродали, заработали и сделали новую поставку. В некоторых случаях это выгоднее.

Какой тип доставки выбрать?

Есть популярные недорогие варианты: море + ж/д, прямой ж/д. Но учитывайте, что море — это очень долго. Если вам называют сроки 30 дней, то нет таких сроков. Обычно груз идет 45-60 дней.

Обращайте внимание, когда брокер говорит, что вот дешевая доставка на поезде. Задайте ему максимальное количество неудобных вопросов, чтобы посмотреть насколько он в теме. Так как есть поезда, которые приходят на станцию и пока все грузы в контейнере не растаможат, ваш груз не отдают. К доставке может прибавиться 2-3 недели. Это происходит, потому что у некоторых ж/д станций нет возможности выгрузить весь груз и отдавать по одному.

Есть специальные ж/д терминалы, они чуть-чуть дороже. Но у них есть возможность выгрузить, растаможить и сразу отправить дальше.

Если по скорости смотреть, то авиа — самый быстрый, дорогой, но при этом и самый надежный. Ж/д прямой — второй по скорости. Если выбрать правильный терминал, то тоже окей. Есть авто. По стоимости дороже ж/д, но по скорости примерно то же самое.

При выборе нужно считать и сравнивать. Попросите вашего брокера посчитать все виды транспорта. Брокер пофыркает, но как бы это его работа и все же посчитает. Дальше выбирайте, что для вас самое оптимальное по времени и цене.

Консолидация грузов

Консолидация — это когда вы объединяете грузы. Например, у вас небольшой груз, вы знаете, что ваш партнер, конкурент или еще кто-то тоже собирается везти из Китая, договоритесь с ним, чтобы ваша партия поехала вместе. Потому что, допустим, при авиа — чем больше груз вы везете, тем дешевле за килограмм у вас получается доставка.

Многие транспортники об этом умалчивают, потому что они пользуются таким инструментом и делают себе дополнительную выгоду. Как бы я считаю, что это не очень честно по отношению к участникам. Это даст возможность бизнесу развиться и потом они будут больше ввозить.

Как привезти товар в белую? Советы новичкам

Я рекомендую найти компании, которые занимаются сборными грузами. Они прям так и называются. То есть в этом случае вы не попадете на крупных брокеров, которые либо возьмут вас и посчитают какой-то космос, либо которые вообще вам откажут и время ваше потратят.

Обязательно спрашивайте брокерскую лицензию. Многие, кто ее не имеет, говорят, что это ерунда, это не нужно. А я настаиваю, что нужно. Чтобы получить брокерскую лицензию, нужна банковская гарантия, нужно пройти службу безопасности и заплатить денег в банк за получение этой гарантии. Если у брокера не было денег, чтобы пройти эту процедуру, значит тут что-то не так.

Какие могут быть сложности при доставке?

Заминки бывают такие, что просто скапливается много машин на границе. Бывает, например, поставщик указал, что отправляет чайники, а сам положил туда майнеры и при досмотре это вскрылось. Тут важна адекватность поставщика.

Выбирайте тех, кто уже сотрудничал с Россией и знают требования по упаковке и маркировке.

Если поставщик еще не работал с Россией, а только начинает, тогда он должен всегда выходить на связь. Нужно максимально плотно общаться с поставщиком, чтобы он не положил ничего лишнего. Например, когда вскрывают ваш груз, а вместе с ним лежит подарок или еще что-то, на что нужны дополнительные документы. Это самое неприятное. В остальном при белой доставке ничего не должно произойти.

Какой минимальный вес товара можно доставить?

Мы берем от одного килограмма груз, у нас много таких кейсов. Например, клиент, у которого завод в Санкт-Петербурге, возит с нами сырье контейнерами и в какой-то вечер он мне просто позвонил и сказал то, что нужно привести пульт, линия конвейерная встала и спрашивает, кого я ему порекомендую.

Я говорю, в смысле, кого я тебе порекомендую? Меня :) Да, я могу и маленькие грузы тоже везти. Это ошибочное заблуждение, что те, кто возят большие контейнеры, они потом не возят маленькие грузы. Мы возим и по килограмму, нам без разницы, сколько везти.

Сроки доставки товаров: авиа, авто, ж/д, море

Авиа занимает 3-4 дня, авто и ж/д 3-4 недели. По ж/д имейте в виду, если это маленький груз, то у вас будет еще +10 дней дополнительно в Китае, за которые должны подвезти груз на станцию. Если это авто, то машина отправляется почти каждую неделю. Соответственно, у вас будет поменьше срок ожидания. Но по скорости это также 21 день.

Есть умельцы, которые рассказывают, что авто приезжает за 2 недели. На моей практике авто за 2 недели — это какой то сказочный маршрут. Возможно, есть такие авто, но я на своей практике не встречала. Потому что всегда возникают какие-то форс мажоры. С этим нужно очень аккуратно. В таком случае, лучше прописать с перевозчиком, что если он не привозит груз за 2 недели, то будут какие-то штрафные санкции.

А что вы думаете о белой доставке для мелкого бизнеса и о карго? Давайте пообщаемся в комментариях.

Также приглашаем вас познакомиться с нашим проектом для селлеров SellersHub, мы создаем полезные софты для бизнеса на маркетплейсе и регулярно делимся экспертным контентом.

33
Начать дискуссию