Как мы вместе с «Магнитом» перевели 2200 работников на «удалёнку»

Рассказ о самом крупном внедрении на мобильной платформе «1С» в российской рознице.

Вместо посещения планёрки рабочий «Магнита» открывает смартфон. Все задачи на день уже в приложении
Вместо посещения планёрки рабочий «Магнита» открывает смартфон. Все задачи на день уже в приложении

Обычно удалёнными работниками становятся офисные служащие, которым нужен только ноутбук, морской пейзаж и тень от пальмы. Наш кейс уникальный: мы помогли розничной сети «Магнит» перевести на удалённую работу 2200 рядовых сотрудников подразделения эксплуатации, или ремонтной службы.

Им больше не нужно быть привязанными к офису, как раньше. Когда в одном из магазинов сети ломается холодильник или перегорает лампочка, ближайший работник получает оповещение в смартфоне и идёт чинить. Заказ деталей, инструктаж по задаче, отчёты о проделанной работе, — всё происходит через мобильное приложение, которое является частью нашего софта «1С:ТОИР».

Эффективность работ по ремонту возросла на десятки и даже сотни процентов (цифры ниже), но главный результат, как нам кажется, — идеологический.

Гаджет стал таким же инструментом, как отвёртка или гаечный ключ. А сами рабочие легко и быстро встроились в масштабную ИТ-систему, объединяющую 20 тысяч магазинов сети, а также распределительные (логистические) центры и другие предприятия холдинга.

Принцип оливки

Вообще-то «Магнит» — далеко не первое предприятие, где мы автоматизировали обслуживание и ремонт оборудования с помощью своей системы «1С:ТОИР».

Таких компаний сотни, среди них ряд подразделений «Газпромнефти» и НЛМК, «Иркутская нефтяная компания» (ИНК), «Горный цех» (группа «ФосАгро»), «Мострансавто», «Омктехуглерод», «Белая дача», «Бочкарёвский пивоваренный завод». По данным на июнь 2019 года, «1С:ТОИР» используют 30% производственных и сырьевых компаний, входящих в Индекс Московской биржи (МОEX).

Одни из многих, кто понял необходимость «оцифровать» ремонт оборудования, — компании, связанные с добычей ископаемых. К примеру, «Горный цех» занимается строительством шахт и рудников. Представьте 70 огромных работающих под землей самоходных машин, которые время от времени требуют ремонта. Чем тут полезен «1С:ТОИР»?

Ремонтом гигантских машин «Горного цеха» и холодильников в «Магните» управляет одно и то же ПО
Ремонтом гигантских машин «Горного цеха» и холодильников в «Магните» управляет одно и то же ПО

Сначала в систему заносят подробную информацию по всем узлам каждой машины, которые могут сломаться или подлежат плановой замене. Затем составляют план ремонтов и перечень типовых дефектов, чтобы диагностика обычных поломок была быстрой и точной.

Далее работники фиксируют в системе информацию по каждой проведённой диагностике и ремонту. ПО сопоставляет все эти данные и оптимизирует весь ремонтный цикл, подсказывая, что, когда и с какими затратами предстоит отремонтировать в дальнейшем.

Таким образом, «1С:ТОИР» помогает не только избежать авралов, но и в целом точно понимать, во что обходится владение той или иной техникой. «Горный цех» на 20% снизил трудозатраты на ремонт и сэкономил миллионы рублей в год.

Другой пример — «Иркутская нефтяная компания» с вышками, раскиданными по тайге на расстоянии в сотни километров друг от друга. Остановка работы на вышке может доставить крупные проблемы.

Во-первых, репутационные — что если разольется нефть и пострадает природа? Во-вторых, финансовые — вышки работают 24 часа в сутки, и каждая минута простоя несёт убытки. Обычно нефтяники перестраховываются с ремонтом.

Но с помощью «1С:ТОИР» он стал прогнозируемым — ИНК сократила годовой бюджет закупок оборудования на 40%, просто перестав покупать лишнее. Кроме того, сбор и анализ статистики по сбоям помогли выявить детали, которые изнашивались слишком быстро, и разработать новые: производителю этих деталей отправили данные из системы как обоснование для выпуска более качественных конструкций.

Нефтедобыча работает 24 в сутки. Ремонты здесь «золотые», а риски высокие
Нефтедобыча работает 24 в сутки. Ремонты здесь «золотые», а риски высокие

В «Магните» тоже задумались об экономии. Помните байку про American Airlines, которая убрала одну оливку из салата в обеде для пассажиров и сэкономила $40 тысяч в год? В компаниях-гигантах даже небольшая экономия даёт ощутимый эффект.

«1С»-мобилизация

Сейчас больше 2000 рабочих «Магнита» ежедневно используют мобильные гаджеты с нашим приложением, 1500 сервисных инженеров работают в стационарной системе «1С:ТОИР». Перестроить их работу на новый лад было сложнее, чем вынуть оливку из салата. Ни один из предыдущих проектов «Деснол Софт» не был похож на автоматизацию «Магнита».

Проект начался в 2016-м, два года над ним работали больше 100 человек. Работа началась с «паспортизации» — создания базы данных «1С:ТОИР», в которую были внесены миллионы единиц оборудования, разделённого на объекты ремонта, то есть на детали и узлы. В системе к объектам ремонта привязаны технические паспорта, техкарты, руководства по ремонту и видеоинструкции.

Все данные системы отображаются в мобильном приложении «ТОИР Магнит», которое установили на специально подготовленные смартфоны Samsung и раздали рабочим.

Его разработка стала самым интересным этапом проекта. Необходимо было сделать инструмент для людей, которые никогда не использовали компьютер и мобильные приложения в повседневной работе.

Первую версию «обкатывали» с 85 сотрудниками подразделения эксплуатации филиала «Магнит» в Ростове-на-Дону, где велось пилотное внедрение.

В результате мы получили ценный опыт работы с реальной фокус-группой. Сделали интерфейс, в котором вся ключевая функциональность вынесена в главное меню, и добавили свайп-меню, чтобы упростить доступ к операциям и документам.

И масштабировали на 2200 устройств. В общем, получилось. «ТОИР Магнит» даже стал обладателем премии Samsung «Самый масштабный проект в ритейле».

Приложение выглядит совсем просто, но сложности были: многие рабочие-ремонтники никогда не использовали смарфтон
Приложение выглядит совсем просто, но сложности были: многие рабочие-ремонтники никогда не использовали смарфтон

После старта работа сотрудников изменилась. Теперь в начале смены они получают через мобильное приложение заявки на весь день. Там же уточняют детали в чате. Там же находят нужные для ремонта запчасти (сразу на все заявки), заезжают за ними на склад и отправляются работать. Пришёл, отремонтировал, отчитался через приложение и поехал дальше, к следующей точке.

Если на месте рабочий обнаруживает, например, неработающий холодильник, он инициирует задачу сам. Для удобства на каждую машину нанесён штрих-код, при его считывании в мобильном приложении «ТОИР» появляется информация о том, когда и кем ремонтировалась техника, какие работы проводили.

В чате можно обсудить конкретную задачу с инженером и при необходимости сделать и переслать фотографии, которые помогут понять, в чём проблема.

Дальше рабочий действует по той же схеме: если нужно, заказал и получил запчасти, отремонтировал, отчитался. Приложение обменивается с системой в реальном времени, за месяц в «Магните» по вопросам ремонтов пересылается 120 тысяч документов.

Магазины есть в 3354 населенных пунктах, а значит, рабочие в Саяногорске, Самаре или Москве должны получать индивидуальные задачи в своём часовом поясе, связываясь при этом с одной и той же системой.

Мобильное ПО учит рабочих менеджменту
Мобильное ПО учит рабочих менеджменту

Помимо личных задач для каждого работника, в системе «1С:ТОИР» можно создавать и коллективные. Если главный инженер в одном из региональных филиалов «Магнита» захочет провести осмотр холодильного оборудования во всех подконтрольных ему магазинах, задача сформируется в системе и «упадёт» в смартфоны всем рабочим одновременно.

Ремонт будущего

Через год после запуска системы мы подвели первые итоги.

Непредвиденные простои оборудования сократились на 60%. По данным The Society for Maintenance & Reliability Professionals (Профессиональное сообщество профильных специалистов), при внедрении подобного ПО сокращение простоев обычно составляет 30–40%, так что реальные результаты превысили ожидаемые.

Ещё один показатель, по которому оцениваются такие проекты, — сокращение запасов запчастей, по прогнозу их количество уменьшается на 21%. В «Магните» эта цифра составила 40%. Кроме того, посчитали ускорение оборачиваемости запасов запчастей и ремонтных материалов на складах — 80%. Это значит, что вложенные в них деньги работают с большей отдачей.

Другая проблема, которую нам удалось решить, — эффективность труда ремонтных рабочих.

По словам Терри Уайрмана, вице-президента Vesta Partners и одного из ведущих экспертов по улучшению техобслуживания в мире, персонал в этой сфере тратит менее чётырех часов в день непосредственно на проведение работ.

C переходом «Магнита» на «1С:ТОИР» время от оформления заявки на ремонт до передачи её конкретному рабочему сократилось с двух часов до пять минут, то есть в 24 раза (!), а производительность труда рабочих повысилась на 35%.

Мобильные гаджеты переводят труд сотрудников ремонтных подразделений на новый уровень. Инженеры перестали быть регистрирующими работы «машинистками». Рабочие контролируют свою работу сами, с помощью приложения. Начиная ремонт, работник должен сделать клик в приложении. Закончил ремонт — снова клик. Приложение использует геолокацию и обмануть его нельзя. ПО, можно сказать, учит ремонтников менеджменту.

Новый стиль работы становится новым стандартом в самых разных отраслях. Некоторые компании «оцифровывают» техобслуживание уже на этапе запуска. Один из наших клиентов — завод по производству картофеля-фри «Лэм Уэстон Белая дача» в Липецкой области был ещё на стадии найма сотрудников, а мы уже вносили его оборудование в «1С:ТОИР».

Склад «Белой Дачи» — гигантское здание с бескислородной средой, высотой с девятиэтажный дом. Людей в нём нет, только беспилотные шаттлы. Но эти шаттлы и другое оборудование тоже надо чинить, и помогает в этом то же ПО, что помогает вовремя ремонтировать холодильники в «Магните», громадные подземные самоходы в «ФосАгро» и нефтяные насосы в ИНК.

Реформируем ЖКХ

«1С:ТОИР» подходит не только для автоматизации ремонтов. Система позволяет обслуживать инженерную и коммунальную инфраструктуру — дорожное хозяйство, электрические сети, трубопроводы, коммунальные сети.

Недавно мы закончили проект на Крайнем Севере, где система «1С:ТОИР» с мобильным приложением работает на жизнеобеспечение целого поселка золотопромышленников из 300 домов.

Вот то, чего нам особенно хотелось бы как программистам и как обычным людям — широкого внедрения нашего ПО в сфере ЖКХ. Организация работы в этой сфере легендарна. Помните Афоню? Было бы здорово, если бы мы могли только посмеяться над ним, а не наблюдать вживую.

— Борщёв, ты куда?

— Сифон полетел, мороки теперь — во! А у меня получка! Получка!

3232
30 комментариев

подробная и полезная статья, было интересно почитать, но уверен на деле все гораздо сложнее) благодарю

8

Спасибо за ваш комментарий, рад что понравилась статья.
На деле действительно всё было не просто.

Теперь каждому сотруднику по этой программе придется купить не самый дешевый телефон чтобы иметь счастье работать в магните. Спасибо большое

"раздали телефоны рабочим" где тут написано о покупке? Компания сама покупает смартфон сама устанавливает приложение.

9

1. Есть возможность ТОИР обучать как с дополнительными компонентами? Например прогназировать ремонт в реальном времени исходя из датчиков на каком то оборудование? Например то, что сейчас делает clover group.
2. Каким то образом заканчивающие детали или детали, которые будут нужны в планируемый ремонт, видят кто администрированием занимается со стороны инженеров по ремонту? Как они понимают, что нужно что то заказать?
3. Что если штрих-кода на оборудование не оказалось, что в этом случае делать мастеру?
4. Каким образом налажена работа с ремонтами на высоте и т.д? Есть вариант например провести инструктаж и каким то образом согласится через приложение?
5. Геолокация используется только при работе с приложением или так же может отслеживать мастера, что тот между двумя к примеру магазинами не спит где то в авто или решил поесть часа 3 где то?

Доброго дня!
1. В данной имплементации нет. Сейчас у нас в разработке решение как раз в этой тематике. Прогнозирование отказов на основании данных с датчиков. Решение основано на машинном обучении. Есть успехи. Думаю скоро будем об этом рассказывать.
2. Естественно в "большой" системе отслеживаются и расходы со склада и остатки. Это достаточно легко решается введением например неснижаемого остатка. ТОИР это умеет.
3. :) Хороший вопрос. Напечатать наклейку и наклеить. В "большой" системе штрихкод это атрибут конкретной единицы оборудования. Для маркирования оборудования на данном проекте мы делали отдельное мобильное приложение.
4. Если речь про наряд-допуски и спец.требования к исполнителям и производству работ, то в данном случае это пока не требовалось. А в принципе ответ аналогичен - в ТОИРе (системе ядра) это есть.
5. Именно так. Геолокация отслеживает положение рабочего ВСЕГДА в рабочее время и данные фиксируются с определенной настройками дискретностью. Эти данные передаются в "большую" систему и анализируются ответственными сотрудниками. Это одна из "фишек" решения. Геопозиция фиксируется даже если рабочий выгрузит приложение из памяти устройства :). Как раз это решение позволило выявить неэффективности и устранить их.

5

1) Почему нет, датчики даже не нужны, просто собирать статистику по каждому виду оборудования и прогнозировать необходимость тех обслуживания. Но датчики тоже можно сунуть куда угодно, по сути на телефонах веб морда, большого бэкенда, а что в бэке зависит от требований.
2) Страховой запас, создается на основании месячных потом квартальный потом годовых затрат деталей, первые пару месяцев закупается с запасом, затем склад корректируется.
3) Набор штрих кодов для наклеивания и присвоения штрихкода к оборудованию прямо в телефоне. вай нот.
4) нет ответа. Но это управленческий момент.
5) Почему бы не запрашивать геолокацию в процессе работы раз в пол часа.