Почему не стоит заниматься разработкой интернет-магазина в 2023 году?

Думаете, открыв интернет-магазин, сможете резко увеличить продажи? А что, если я попробую вас переубедить?

Почему не стоит заниматься разработкой интернет-магазина в 2023 году?

Я Николай Резун, CEO CTRLWEB. Мы разрабатываем веб-решения для e-commerce проектов. Помогли СТОКМАНН, Аптечной сети “Диалог”, Перино.ру и другим интернет-магазинам обновить инфраструктуру и стать более гибкими без остановки бизнес-процессов. Мы активно наблюдаем за ситуацией на рынке: пользовательские привычки меняются, доля ecom растет. За 2022 год количество онлайн-заказов увеличилось на 65%. К нам приходят компании, которые хотят создать свой интернет-магазин, что звучит вполне логично. Но мы их отговариваем. Хотите узнать, почему? Продолжайте читать.

Содержание:

Дисклеймер: для кого эта статья?

  1. Эту статью я написал для устойчивых компаний, которые только начинают думать о создании полноценного онлайн-направления или перезапуске уже существующего с целью увеличения количества продаж. А если вы небольшая компания, которая только стартует — переходите ниже и читайте пункт «Кому все-таки стоит вложится в разработку качественного и технологичного интернет-магазина?»
  2. В этой статье мы не будем затрагивать продажи на маркетплейсах. Работа с ними — «краеугольный камень» для всех компаний, продающих онлайн.
  3. Мы будем говорить об одном инструменте — собственном, полноценном интернет-магазине. Дорогой разработке, с индивидуальным дизайном и сложными интеграциями и автоматизацией. Именно с такими запросами к нам чаще всего обращаются.
  4. Если вы B2B-компания или бренд с большими планами, то качественный интернет-магазин вам крайне необходим и, скорее всего, он у вас уже есть. Смотрите ниже — в пункт «Кому все-таки стоит вложится в разработку качественного и технологичного интернет-магазина?

Не нам судить, но мы обсудим
Не нам судить, но мы обсудим

Безусловно, онлайн-присутствие нужно, оно даст вам огромное количество возможностей — каких, поймете по ходу чтения. Но нужен ли вам дорогой интернет-магазин, если ваш оборот не доходит до нескольких сотен миллионов?

Сейчас приведу аргументы в пользу того, что создавать полноценный интернет-магазин со сложной разработкой для небольших компаний — не самое выгодное решение.

Ловушка №1. Стоимость разработки и команда

Разрабатывать хорошее технологичное решение — всегда дорого. Если сомневаетесь в моих словах — оцените, во сколько может обойтись разработка и из чего эта стоимость складывается:

  • Разработка витрины на платформе. На разработку качественного ecom-проекта — потребуются разработчики, дизайнеры, аналитики — а это затраты в сотни тысяч рублей каждый месяц. За 2-3 месяца работ эти затраты вырастут до миллионов.
  • Разработка внутренних инструментов — сюда включается приведение в порядок номенклатуры, организация интеграций цен и остатков, обработка заказов — все это придется серьезно проработать не только со стороны сайта, но изменить внутренние системы учета/склада и т.д., а это дополнительные затраты, причем существенные и постоянные.

  • Команда — профессионалы, которые займутся организацией. Наладят склад, решат вопросы по логистике, будут курировать создание онлайн-инструментов и маркетинг. Им придется работать с номенклатурой, следить за наличием товаров и работать с пользователями. Одним словом — штат, который обеспечит бесперебойную работу интернет-магазина 24 часа в сутки, 365 дней в году.

Важно упомянуть про обслуживание и развитие магазина. Интернет-магазин — не одноразовое вложение и потребует постоянной работы, а это сотни тысяч рублей в месяц.

Ловушка №2. Трафик и продвижение

Давайте представим, что вы разработали лучший магазин — с индивидуальным дизайном, супер быстрыми интеграциями, оплатами и классным ассортиментом, которого не найти у других. Что дальше? Это удивительно, но часто даже крупные компании мало думают о том, как же они будут привлекать клиентов, а ведь это одна из основных сложностей, с которыми придется столкнуться.

Сегодня стоимость клиента — это серьезная преграда для роста продаж. Если вы хотите продавать через свой интернет-магазин, вам нужен будет рекламный бюджет.

Недостаточно просто собрать магазин и ждать, пока пользователи начнут активно оформлять заказы. Необходимо анализировать аудиторию, тестировать гипотезы, разрабатывать маркетинговую воронку.

Ваша основная сложность будет заключаться в том, что вам придется конкурировать с другими интернет-магазинами и маркетплейсами, которые аккумулируют основной трафик. Что заставит пользователя прийти именно к вам? Потребуется разработать маркетинговую стратегию, вложиться в брендинг и пиар, сформировать ценности бренда, которые обеспечат вам лояльных клиентов. Это большое вложение, которое придется сделать еще до начала продаж. Нужно также учитывать, что за последний год стоимость привлечения одного клиента выросла на 25-100% (в зависимости от метода продвижения). Она будет расти и дальше.

Просто запустить контекстную рекламу и прокачать SEO-шку не сработает. Важно понимать, что привлечь нескольких клиентов без больших вложений — не проблема, проблема — масштабировать процесс привлечения клиентов по разумной стоимости.

Стоимость привлечения клиентов — основной заградительный фактор успешности онлайн-магазина. Если вы не готовы играть вдолгую и вкладываться в маркетинг и брендинг — даже не думайте о сложном и дорогом интернет-магазине.

Откуда мы это знаем? За 10 лет мы создали интернет-магазины для многих крупных и устойчивых компаний, которые привлекали команду профессионалов. Каждый раз мы наблюдали как классный, красивый, быстрый, технологичный магазин, который давал отличную конверсию, ничего не решал. Все всегда упиралось в привлечение пользователей и инвестиции в маркетинг и развитие.

Те подходы, которые работали раньше, сейчас не актуальны. Даже если вы запускали успешный интернет-магазин в 2017, сегодня это ничего не значит.

Важное замечание: есть исключения. Среди наших клиентов есть компании, которые существуют с минимальными вложениями в маркетинг. В свое время они инвестировали серьезные средства в продвижение, а сейчас «бренд работает на них» — но будем честны, на активный рост рассчитывать уже не приходится.

Кому все-таки стоит вложится в разработку качественного и технологичного интернет-магазина?

Итак, перед вами стоит вопрос о создании интернет-магазина. Расскажу, кому точно нужны веб-витрины или полноценный магазин со сложной разработкой, дизайном и интеграциями.

  1. Вы B2B-компания (торговая, производственная и т.д.) — речь идет не совсем о магазине, а о продукте, который будет решать огромное количество задач. Вложения будут полностью оправданы, так как это будет не только витрина для продаж, но и мощнейший внутренний инструмент.

  2. Вы компания с раскрученным брендом (или идете к этому) и хотите играть вдолгую — интернет-магазин поможет укрепить ваш бренд и послужит отличным инструментом продаж и работы с клиентами. Вы обязаны иметь современный ecom.

  3. Вы крупная ритейл-компания, представленная в нескольких регионах — тут без вопросов, интернет-магазин вам однозначно нужен как часть полноценной ecom системы — он не только упростит работу ваших продавцов, но и увеличит количество покупателей.

А что делать небольшим компаниям? Не нужно идти на риски, тратить силы и время на создание дорогого продукта, если вы еще не заняли свое место на рынке.

  1. Для быстрого старта продаж можно выбрать другой путь — выйти на маркетплейсы. Свой потенциальный бюджет на продвижение интернет-магазина можно потратить на оптимизацию своей страницы там. Это поможет вам сделать первые продажи и заработать деньги с минимальными вложениями.

  2. Если маркетплейсы — не ваш уровень, создайте простой магазин на Insales. Не стоит лезть в серьезную разработку, пока не попробуете продавать через конструктор.

  3. Есть хотите что-то посложнее — попробуйте создать готовое решение на основе шаблона. Например, через «1С-Битрикс».

Когда вы создадите свой магазин и начнете выстраивать коммуникацию со своими покупателями, вам останется вложиться в то, чтобы придумать хорошую программу лояльности и какие-то «фишки», которые будут приводить клиентов на ваш сайт вновь и вновь.

Почему не стоит заниматься разработкой интернет-магазина в 2023 году?

Поверьте, простой интернет-магазин будет решать большинство ваших задач на 5+, а те задачи, которые он решить не сможет, возможно, не решит и полноценный дорогой продукт.

Так что же делать?

  1. Расстаться с розовыми очками и неверными представлениями. Не верьте в истории «Я сделал классный магазин, и клиенты пошли!» Еще раз, привлечь клиентов не проблема — проблема в стоимости стабильного потока клиентов. Конечно, можно потратить много сил и найти способы. Но мы говорим о системном подходе и реальном бизнесе, а не магазине с 2-5 продажами в день (конечно, если вы не продаете квартиры или корабли 🙂).

  2. Не идите в разработку до тех пор, пока не поймете КАК кастомный магазин сможет поднять ваши продажи.

Помните, не стоит ждать больших результатов от создания магазина, вам в любом случае придется искать клиентов. Без существенных затрат на маркетинг и разработку стратегии успеха не достичь.

Главное правило — не тратиться на разработку тем, кому это не нужно.

А теперь ответьте на вопрос сами себе: нужен ли вам сейчас интернет-магазин? Поделитесь своим мнением в комментариях. Если у вас остались вопросы, готов на них ответить здесь или в Телеграме.

3030
4 комментария

Зачем кастомные разработки, когда есть масса бесплатных и платных решений? От бесплатного WooCommerce и до Magento (он же Adobe Commerce) и прочих мощных enterprise решений, включающих также и модули маркетинга и рекламы.
На кастомную разработку магазина типа Magento годы уйдут и килотонны денег, и без гарантии результата. Продавец должен продавать, а не магазины разрабатывать, пусть даже с привлечением специалистов. Продавцу надо выбрать наиболее подходящее готовое решение, настроить его под себя и начать продавать.

4
Ответить

Вы вкурсе сколько стоит разработка и поддержка на Magento? Или вы имеете ввиду самому установить Magento на хостинг и на бесплатном шаблоне поднять стор?))

Ответить

Безусловно, создавать свое решение с нуля - это задача совершенно космическая и бессмысленная. Хотя, если речь идет о большом екоме/ритейле, там готовые платформы решить задачу часто не в состоянии.

Но, в статье поднимается вопрос на уровень ниже. Я, в принципе, не советую лезть вообще в разработку магазина - на платформе и тем более с нуля, пока вопрос привлечения клиентов не решен или же нет стратегической цели и существенных инвестиций в это направление. Под разработкой мы понимаем, в том числе, создание своего персонального UX/UI. Нужно использовать готовые решения и желательно saas платформы(например, Insales в РФ или shopify если не в РФ). Ну или на крайний случай, 1С-Битрикс на шаблоне, без привлечения разработчика.

Ответить

интернет магазин требует не меньше затрат времени и средств ,но почему бы не попробовать

Ответить