Как одна поездка на склад Amazon помогла российскому бизнесу начать экономить миллионы на учете складского оборудования

Мы с командой первыми в России реализовали систему для хранения и учета складского оборудования. Нашей разработкой пользуются ритейлеры, и они уже знают, что с ней можно сэкономить на обслуживании терминалов сбора данных до 25 млн рублей в год. Расскажу, как мы придумали будто бы шкаф, а на самом деле — готовый бизнес-процесс.

Как одна поездка на склад Amazon помогла российскому бизнесу начать экономить миллионы на учете складского оборудования

Привет! Я Кирилл Казарцев, и со своей командой я разработал продукт «Инлокер».

С 2013 года я руковожу ИТ-департаментом на складах 3PL-оператора «Шерлэнд». Однажды я заметил, что мы тратим огромные деньги на учет, закупку и ремонт терминалов сбора данных (ТСД). На это есть две причины:

  • Учет ТСД ведут охранники или менеджеры в бумажном журнале: пришел — получил — расписался — сдал — расписался. В таких условиях ручные сканеры легко потерять, сломать или украсть, а покупка нового терминала обойдется в 40–150 тысяч рублей.
  • Охранник на складе один, а сотрудников — много. Пока все получат и сдадут ТСД, суммарно пройдет целый час рабочего времени, за которое людям тоже надо платить.

Так у нас появилась идея создать систему, которая автоматизирует процесс выдачи терминалов на нашем складе, будет вести учет всех исправных и неисправных гаджетов и оптимизирует расходы компании на их обслуживание и зарплаты сотрудников.

Попал на склад Amazon и понеслось: спроектировали систему хранения и три раза ее дорабатывали

В 2019 году я посетил проездом склад Amazon и открыл для себя мир промышленного вендинга. Вот что это такое:

  1. Например, у сотрудника склада Джона Смита закончились перчатки.
  2. Вместо того чтобы идти к условному завхозу и расписываться в журнале за новые, работник подходит к прозрачному шкафчику и прикладывает бейджик.
  3. Одна из ячеек открывается, человек забирает нужные вещи и закрывает дверцу.
  4. Система автоматически подтягивает данные, что Джон Смит взял из ячейки №154 одну пару перчаток.

В итоге сотруднику не приходится тратить время, чтобы сходить на склад, объяснить завхозу, что ему надо, ждать, пока ему это принесут, расписываться в журнале и в конце рабочего дня — при необходимости — сдавать. А компании не нужно нанимать дополнительный обслуживающий персонал и вести учет расходников и оборудования вручную: все данные автоматически обновляются в системе. Можно в любой момент узнать, сколько на складе осталось перчаток или других расходных материалов.

Я перед складом Amazon, готовлюсь смотреть, как он устроен
Я перед складом Amazon, готовлюсь смотреть, как он устроен

На тот момент в России не было подобных систем: в четырех компаниях из пяти учет терминалов вели вручную — проблемы и сопутствующие издержки с ручной выдачей ТСД были повсеместно. Именно поэтому мы не сомневались, что такой продукт нужен на отечественном рынке. Мы вдохновились опытом Amazon и решили создать и обкатать систему сначала у себя на складе, а затем масштабировать ее.

В Шэрленде был полуавтоматический вариант системы учета. Мы с нуля разработали свой софт: электронный личный кабинет со справочником сотрудников и оборудования. Даже в таком варианте мы уже упростили процесс получения и выдачи устройств, стало легче отслеживать поломки. Но всё еще оставался охранник, который отдавал и собирал терминалы вручную, а после фиксировал это в электронном журнале.

Наша полуавтоматическая система — шкаф с самодельными пронумерованными ячейками и электронный личный кабинет, в котором фиксируются все действия сотрудников с оборудованием

После того как я увидел шкафы в Amazon, мы решили интегрировать наш софт и шкафы, чтобы полностью автоматизировать процесс. Это был логичный этап эволюции системы.

Чтобы реализовать идею, нам были нужны шкафы, как у Amazon:

  • С горизонтальными ячейками. Такое расположение мест хранения целесообразнее, чем вертикальное, — получится уместить больше ячеек в одном модуле шкафа.
  • С прозрачным корпусом. Так можно видеть, какое внутри лежит оборудование и есть ли оно там вообще. А еще нужно реализовать подсветку, с помощью которой можно отслеживать статус гаджетов в ячейке. Например, красный цвет означает, что оборудование сломано, белый — в ячейке, без цвета — на руках. Это было важно, чтобы сотрудник мог видеть статус оборудования визуально, просто посмотрев на шкаф, понимать, свободна ли ячейка или там что-то лежит.

Когда мы начали искать подходящие модели шкафов, выяснилось, что у 95% производителей на рынке в России и Китае вертикальные модули и нет прозрачных ячеек. Заказывать английское или американское оборудование — в три раза дороже, и это без софта, поэтому даже мысли не возникло заказывать зарубежные шкафы.

Подавляющее большинство шкафов на рынке были глухими. В таких не видно, что лежит внутри и в каком состоянии устройства. Кроме этого, они были примитивными во всём, технически и программно
Подавляющее большинство шкафов на рынке были глухими. В таких не видно, что лежит внутри и в каком состоянии устройства. Кроме этого, они были примитивными во всём, технически и программно

Мы не хотели в точности повторять за Amazon, поэтому задумались над тем, чтобы разработать свой шкаф с нуля. К тому же это был задел на дальнейшее развитие системы. Собственные ячейки позволят не зависеть от поставщиков, быстрее адаптировать модули под запросы рынка и при необходимости оперативно доработать шкафы для конкретного клиента под заказ.

Мы сами разработали платы, которые синхронизируют наш софт — электронный личный кабинет — со шкафом. А в 2019 году впервые представили систему «Инлокер» на международной выставке складского оборудования CeMAT в Москве.

Инлокер на CeMAT 2019 в Москве
Инлокер на CeMAT 2019 в Москве

Изначально мы делали по микросхеме на ячейку, но в 2020–2021 годах цены на металл и компоненты, которые мы заказывали из Китая, сильно выросли. Это сказалось на конечной стоимости системы, и делать по плате на ячейку стало очень дорого. Тогда мы решили установить одну микросхему сначала на 8 ячеек, а затем — на 24. Такое объединение никак не повлияло на качество самих плат, зато позволило нам ускорить процесс их сборки и оптимизировать стоимость Инлокера.

Одна такая плата отвечает за 24 ячейки
Одна такая плата отвечает за 24 ячейки

После выставки в 2019 году мы еще три раза дорабатывали шкафы и софт и после каждой доработки анализировали эффективность системы.

Так выглядели промежуточные версии — Инлокер 2.0 и Инлокер 3.0
Так выглядели промежуточные версии — Инлокер 2.0 и Инлокер 3.0

Создали версию «Инлокер 4.0», которая умеет учитывать оборудование без участия человека

Инлокер состоит из трех частей: софт в головном модуле, модульные шкафы и ножки с блоками питания, от которых запитывается шкаф. Внутри каждой ячейки можно подзарядить оборудование — от USB или сети.

Общая схема такая: сотрудник подходит к шкафам, идентифицирует себя с помощью пропуска, выбирает необходимое действие на экране — получить или сдать оборудование, забирает его или кладет на место и закрывает ячейку.

Ячейки подсвечиваются соответствующим цветом: белый — оборудование взяли, зеленый — на месте, красный — неисправно или требует ремонта

Софт может идентифицировать сотрудников не только по пропуску, но и по ПИН-коду, отпечатку пальца или лицу, а оборудование — по штрихкоду, QR-коду или NFC-метке. Все способы распознавания работников зависят от системы контроля учета доступа (СКУД) клиента, нужные интегрируются в личный кабинет Инлокера.

В личном кабинете можно вести всю статистику и просматривать информацию по системе учета: сколько людей работает в данный момент, какими терминалами пользуются, какие гаджеты повреждены и по какой причине. Есть вся история использования отдельно по сотрудникам и по ТСД. Персоналу, который следит за складом или занимается обслуживанием гаджетов, не нужно контактировать с работниками и выяснять, кто и что сломал или украл, — вся информация доступна в личном кабинете, в который можно зайти удаленно.

В личном кабинете более десяти ролей, которые гибко настраиваются. Вот три основные роли:

  • Администратор. Может загружать оборудование в ячейку, изымать его оттуда, забирать в ремонт и загружать исправные терминалы в ячейки. Материально ответственный.
  • Менеджер. Может сдать оборудование за сотрудника, если тот забыл это сделать; брать несколько ТСД на себя, чтобы отдать гаджеты сотрудникам, которые еще не внесены в систему. Количество устройств в одни руки ограничивается в ЛК.
  • Сотрудники склада. Рабочий может получать оборудование как с выбором, так и без. Когда сдает оборудование, идентифицирует его и отмечает, исправно ли оно или нет. Если неисправно, сотрудник может выбрать вариант поломки. Подсветка в шкафчике меняется, а в ЛК и на почту администратора и менеджера автоматически отправляется письмо, что устройство неисправно.

Чтобы начать работу с Инлокером, достаточно добавить в личный кабинет всех сотрудников, оборудование и назначить роли. Причем для этого необязательно находиться именно на складе: через кабинет можно управлять всеми шкафами в любой точке России или за рубежом — подгружать, удалять и редактировать работников и гаджеты под учетом.

По сути, мы внедряем уже готовый бизнес-процесс, благодаря которому компании могут сэкономить на ремонте, обслуживании ТСД и зарплате сотрудников, которые занимаются выдачей и приемом оборудования. А работники не будут тратить время на получение и сдачу сканеров.

Пример, как Инлокер экономит время сотрудников и деньги компании. В среднем работники тратят 20 минут в день на получение и выдачу терминалов. С Инлокером время можно сократить вдвое — 10 минут на сотрудника в день. Если на складе 3000 человек персонала, получится сэкономить 30 000 минут = 500 рабочих часов в день = 125 рабочих часов в год (если в году приблизительно 250 рабочих дней). С учетом средней почасовой ставки сотрудника, например 200 рублей в час, компания сэкономит 25 000 000 рублей в год.

Начали продвигать шкафы бесплатно, а теперь к нам обращаются гиганты ритейла

Еще на выставке CeMAT в 2019 году Инлокером заинтересовалась продуктовая сеть «Магнит». Многие компании видели нас на отраслевых выставках и конференциях, сами находили в интернете или на YouTube. Они интересовались нашим продуктом, а мы предлагали протестировать его без каких-либо финансовых обязательств.

В триал входил (и входит до сих пор) шкаф на 48 ячеек, настройка личного кабинета клиента, отладка системы на объекте заказчика и техподдержка на время пробного периода.

Бесплатный тест-драйв Инлокера дал нам многое. Мы получали обратную связь от клиентов, дорабатывали систему под требования заказчиков, получали крупные контракты и обзаводились лояльными покупателями.

Сейчас у нас более 400 установленных и работающих систем. По моим примерным подсчетам, Инлокер суммарно управляет парком оборудования на сумму почти 1 млрд рублей.

400 систем × 48 ячеек = почти 20 000 ячеек

20 000 ячеек × 50 000 рублей (примерная стоимость одного ТСД) = 1 млрд рублей

Инлокер на складе одного из ритейлеров
Инлокер на складе одного из ритейлеров

Когда мы раскачались на рынке, к нам начали приходить клиенты из разных сфер бизнеса. Мы поняли, что Инлокер может пригодиться не только в складских и логистических центрах, где сотрудники получают и сдают ТСД.

Вот несколько примеров, что еще можно передавать с помощью нашей системы.

Расходные материалы и дорогостоящие инструменты. С помощью Инлокера строительный бизнес может выдавать сотрудникам перчатки, каски, перфораторы и бензопилы.

С Инлокером сотрудникам не нужно ходить к завхозу за новым мотком клейкой ленты
С Инлокером сотрудникам не нужно ходить к завхозу за новым мотком клейкой ленты

Документы. С таким запросом к нам обратилась сеть «ИКЕА»: они хотели, чтобы сотрудники из отдела кадров и бухгалтерии не бегали за остальными работниками, а оставляли бумаги на подпись в ячейках. Мы добавили функционал в софт: помимо того, что через Инлокер персонал склада получал и сдавал терминалы, сотрудники могли еще и обмениваться документами с бухгалтерией удаленно.

Инлокер на складе ИКЕА
Инлокер на складе ИКЕА

Медицинские материалы. С помощью Инлокера можно выдавать марли, шприцы, препараты. Такой проект мы реализовали для Министерства здравоохранения РФ.

Скоро расскажу, с какими запросами мы столкнулись, когда начали развивать систему «Инлокер» для других компаний. Подписывайтесь на мой блог на vc.ru, чтобы получить уведомление и не пропустить статью. И заходите в мой личный телеграм-канал о бизнесе, новых идеях, интересных людях и хорошем оборудовании для склада.

4646
37 комментариев

Чудо шкаф в детстве — пусти в нарнию
Чудо шкаф сейчас — сэкономь нам денег

5
Ответить

Это что-то на полезном. Крутяк, ребят. Процветания вам!

4
Ответить

Мощнейшая идея и реализация. Желаю вам дальнейшего процветания и развития. Молодцы.

4
Ответить

Круто! Помню имел дело с ремонтными автомастерскими. Там тоже вечно была колоссальная проблема с учетом инструмента. По сути на каждого рабочего нужен был один контролирующий, иначе дорогостоящий инструмент легко превращался в расходники. Конечно разворачивать проект на миллиард в рамках одного СТО бессмысленно, но в целом им бы очень зашло

2
Ответить

Предлагаю внедрить такую систему в многоквартирный дом для писем, доставок, особенно доставок. Без привязки к номеру квартиры, соответственно. Давно думал об этом, странно, что никто не реализовывает, потенциал есть и в монетизации.

Это могла бы быть ячейка, которая бы упростила жизнь ТК. Не пришлось бы тратить время на подъем на этаж курьеру, поиск или дозвон до клиента, оставлять посылки у двери. И получателям было бы проще: получил уведомление «заказ в ячейке», спустился или по пути забрал по коду.

В сущности, это пикпоинт-почтовый ящик в каждом многоквартирном доме.

Можете начать с моего подъезда.

Ответить

Уже есть такой проект, называется "Московский постамат"

2
Ответить

Это крутая идея. Я ее пытался реализовать, но столкнулся с проблемой согласования. Оказывается, вашего желания и моей настойчивости не достаточно. Если в многоквартирном доме, хотябы 2-3 жителя, будут против этого шкафа, то его там быть не должно. Т.е. чтобы масштабировать, нужно согласовывать со всеми жителями подъезда. Это очень геморно.
Даже Почта России не смогла это сделать на должном уровне, и они поставили такой шкаф на улице, у подъезда, под камеры подъезда =)
А в новых ЖК, при строительстве, сразу закладывают место под подобные шкафы, и там , жителей уже никто не спрашивает. Когда они заезжают, они там есть =)

2
Ответить