Что и как россияне покупали в первом полугодии 2023 года: анализ рынка e-commerce

Без анализа рынка и трендов можно быстро прогореть: держать руку на пульсе жизненно необходимо для любого предпринимателя. Robokassa традиционно делится самыми важными наблюдениями в сфере e-commerce, которые помогают выстраивать стратегию поведения.

Что и как россияне покупали в первом полугодии 2023 года: анализ рынка e-commerce

При подготовке материала использована реальная статистика малого и среднего бизнеса, собранная платёжным сервисом Robokassa, а также данные аналитических агентств.

Рынок электронной торговли: средний чек и объём продаж

По информации АКИТ, объём российских продаж в онлайне за первую половину 2023 года (по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года) вырос на 20% и составил 2,7 трлн рублей.

97,2% пришлось на покупки в российских компаниях сферы интернет-торговли, сократив трансграничный рынок до 2,8%. В 2022 году на его долю приходилось 4,5%. При этом в большинстве магазинов вырос средний чек. В 1-м квартале 2023 года – на 12% по сравнению с 1 кварталом 2022 года.

Абсолютными рекордсменами по росту среднего чека стали электроника (+99%) и ювелирные изделия (+85%). Тут свою роль сыграли и удорожание товаров, и готовность покупателей покупать их в онлайне. Впечатляет рост у электронных сигарет и товаров для курения (+71%). Возможно, на это повлияли слухи о скором запрете их продажи, что привело к закупкам товара впрок.

Единственная категория, которая показала существенное снижение среднего чека – это товары для взрослых (-33%). В прошлом году у них отмечался сильный рост – как по количеству заказов, так и по среднему чеку. Возможно, россияне еще не успели потратить прошлогодние запасы, либо решили сэкономить на взрослых развлечениях.

Рост электронной коммерции

По мнению экспертов агентства Data Insight, в текущем году:

  • объём продаж на российском рынке e-commerce достигнет 7,4 трлн рублей (рост +30%);
  • количество выполненных заказов достигнет 4,6 млрд рублей (+64%). Рост произойдет, прежде всего, за счёт продуктов питания и частоты покупок других товарных категорий.

В ближайшие годы аналитики прогнозируют и общий рост рынка e-commerce на 5–6%, что говорит об успешной адаптации российских торговых компаний к новым условиям рынка и корректировке потребительских шаблонов покупателей.

Что покупают в сети

Более половины покупок в интернете (почти 60%), приходится на пять категорий с явным лидером:

1. Тренинги, курсы, инфобизнес (27%);

2. Одежда, обувь, аксессуары (10%);

3. Парфюмерия и косметические товары (9%);

4. Цифровые товары (8%);

5. Товары для дома, офиса и ремонта (7%).

Что и как россияне покупали в первом полугодии 2023 года: анализ рынка e-commerce

Наименее востребованные товары:

1. Транспортные услуги и логистика (2,1%);

2. Туризм, гостиницы, авиа и ж/д билеты (1,97%);

3. Книги, газеты, журналы (1,95%);

4. Доставка цветов и подарков (1,7%);

5. Продажа автомобилей (1,5%).

Способы оплаты покупок в 2023 году

Банковские карты, которыми в первом полугодии оплатили 83% всех покупок, не сдают лидерских позиций по количеству транзакций. С их использованием было совершено 7 миллионов операций.

Способы оплаты покупок помимо банковских карт

С каждым годом набирает обороты популярность системы быстрых платежей (СБП). Сравним:

  • за весь 2022 год россияне осуществили через СБП более 3 млрд операций на 14,4 трлн рублей. Это в 2,4 раза больше, чем годом ранее (по статистике Банка России);
  • за первое полугодие 2023 года по СБП совершено уже 2,9 млрд операций суммарным объёмом 12,4 трлн рублей (по статистике Банка России).
Что и как россияне покупали в первом полугодии 2023 года: анализ рынка e-commerce

По итогам 6 месяцев текущего года верхние строчки рейтинга самых популярных способов оплаты занимают СБП (10,5%) и Yandex Paу (4,8%), а популярный ранее QIWI Кошелек (0,6%) опустился на 4-ю строку, уступив позиции сервису Podeli (1%). Такие данные показывает анализ Robokassa.

Ключевые тренды сферы e-commerce на 2023-2024 годы

  • Персонализация покупательского опыта – индивидуальный подход позволяет углубить отношения с клиентами, повышает лояльность и стимулирует повторные покупки.
  • Рост мобильных покупок: помимо интерфейса важна скорость загрузки сайта. Вспомните, когда вы последний раз дожидались загрузки страницы, если была альтернатива?
  • Использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Например, чат-боты позволяют быстро реагировать на запросы клиентов, а персонализированная лента товаров может увеличить продажи на 35% (согласно статистике Amazon).
  • Использование видеоконтента в электронной коммерции. В 2024 году видеоконтент будет играть ещё более значимую роль: с интерактивной демонстрацией товаров, встроенными видеоотзывами, живыми трансляциями и другими форматами. Видеоконтент становится мощным инструментом взаимодействия с покупателем, увеличения доверия и улучшения пользовательского опыт.
  • Новые варианты оплаты товаров: возможность оплачивать долями, бесконтактные платежи, криптовалюты, интеллектуальные платёжные ассистенты и другие. В целом, способы оплаты станут более разнообразными, удобными и безопасными, чтобы удовлетворить интересы современных потребителей;
  • Экологическая стабильность: современные потребители всё больше обращают внимание на экологичность продукции. Поэтому интернет-торговля активно движется в сторону экологичности, а компании, которые принимают «зелёные» инициативы, получают положительный отклик.

Выводы

Регулярное отслеживание статистики и аналитика дают наиболее полное и объективное представление о том, что происходит с рынком. А самое главное — ориентиры для развития новых форм и методов работы. Важно изучать поведение своего потребителя, чтобы в дальнейшем выстраивать более продуктивные бизнес-процессы и увеличивать прибыль.

22
2 комментария

То, что тренинги входят в ТОП продаж вообще не удивительно. Я сам веду онлайн курсы и прекрасно понимаю, что спрос на такое обучение никогда не спадет. Ну или спадет по крайней мере не скоро. Просто надо понимать, что свою долю в спрос на онлайн обучение вносят и агрегаторы платежей, типа Робокассы и т.д., там дают рассрочку платежей, это еще больше подогревает интерес у желающих, делает всё финансово доступнее. Никуда не денешься, все уже давно и успешно пытаются переползти из оффлайна в онлайн. Куда-то ходить учиться ножками - лень. И долго. И бессмысленно в 2к23.

Ответить

Полностью согласен - загрузки "тяжелого" сайта ждать не буду. Закрою вкладку и уйду к конкурентам. Негоже в наше время иметь сайты с долгой загрузкой - это уже давно признак дурного тона.

Ответить