Точность прогнозирования или прибыль? Что нужно измерять, чтобы оценить эффективность управления запасами?

Самая распространенная метрика среди специалистов по управлению запасами - это точность прогнозирования. Практически в любом кейсе, выступлении или видео, посвященным повышению эффективность планирования запасов, вы скорее всего увидите фразы наподобие “удалось повысить точность прогнозирования с 60 до 80%”. Но что значит эта точность прогнозирования для компании в целом?

Точность прогнозирования или прибыль? Что нужно измерять, чтобы оценить эффективность управления запасами?

Обычно точность считается через ошибку прогнозирования. Например, если ошибка прогнозирования MAPE составляет 20%, то точность прогнозирования будет 80%.

А плохо это или хорошо для бизнеса? И как повлияло на прибыль увеличение точность прогнозирования по MAPE на 20%? Обычно такие вопросы остаются за пределами обсуждений.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание - по какой методике считалась точность прогноза. В бизнес-публикациях на это не принято обращать внимание. А между тем - это один из самых главных вопросов, так как результаты могут различаться в несколько раз.

Чтобы было нагляднее, приведем пример. На графике - план прогноза и факт продаж булочек по дням.

Точность прогнозирования или прибыль? Что нужно измерять, чтобы оценить эффективность управления запасами?

А теперь посмотрим какая ошибка прогнозирования будет в зависимости от используемой метрики.

Точность прогнозирования или прибыль? Что нужно измерять, чтобы оценить эффективность управления запасами?

Как видно из таблицы, разброс значений большой. Манипулировать ими можно очень легко, используя и показывая те метрики, которые выглядят более привлекательно.

Отдельный вопрос - как считать суммарную точность по всей компании? Если точность прогноза на один товар составляет 90%, а не другой 50%, то значит ли это, что суммарная точность будет 70%? Или нужно считать еще вклад каждого товара в общий товарооборот? В штуках? Или в деньгах?

Можно долго перечислять недостатки этого показателя. Всё это мы уже разбирали в деталях в статье “Почему повышение точности прогноза не гарантирует повышение прибыли. Как привычный показатель вводит компании в заблуждение”.

Что насчет денег?

Давайте теперь разбираться, что действительно нужно бизнесу. Любой бизнес ориентирован на прибыль. А это значит, что все инструменты, которые используются в бизнесе также должны быть нацелены на повышение прибыли. И рассматривать их эффективность нужно именно с этой позиции, а не с помощью абстрактных значений.

Что точность прогнозирования говорит про деньги? Прямой зависимости здесь нет, потому что в реальной торговле вам приходится иметь дело со множеством факторов. Нужно учесть

  • Стоимость хранения товаров
  • Сроки доставки
  • Условия поставщиков
  • Сколько товаров остается на складе на дату очередной доставки.
  • Стоимость транспортировки и перемещений
  • Стоимость списаний просрочки и неликвидов
  • Влияние промо-акций и сезонности
  • Рентабельность вложения денег в запас (может выгоднее просто положить часть денег на депозит?).
  • И другие факторы.

И самая главная задача в управлении запасами - найти точку баланса в количестве товаров, чтобы издержки компании были минимальны, а прибыль была максимальна.

И ответить на этот вопрос точность прогнозирования не может.

А что нужно измерять?

Большой плюс точности прогнозирования - это иллюзия простоты. Поэтому она так популярна в бизнес-кругах. Но если вы ориентированы на прибыль, то единого простого показателя не существуют. Тут нужно оценивать комплексно несколько критериев:

  • Оборачиваемость. Показывает, сколько раз за год оборачиваются средние запасы. Считается в разах за год или днях оборота.
  • Уровень сервиса второго рода (fill rate). Это доля спроса, которую мы гарантированно покроем с использованием имеющихся на складе запасов в течение периода их пополнения. Причем, мы рекомендуем считать уровень сервиса именно в деньгах. Например, различные фильтра и спецтехника продается с разной частотой и сравнивать их в штуках нельзя.
  • Рентабельность запасов. Показывает, сколько денег с каждого вложенного рубля в запасы мы получили. Рентабельность 200% - вложили рубль и получили два, 150% - вложили рубль и получили полтора.
  • Упущенная прибыль. Показывает, сколько денег компания недополучила из-за дефицита.
  • Структура запасов. Показывает общий объем товарных запасов, долю неликвидов и излишков.

Ключевое во всей этой истории - комплексная оценка всех показателей. Если вы выбираете что-то одно, то, как и с точностью прогнозирования это может ввести вас в заблуждение. Например, низкая оборачиваемость одного из товаров может быть следствием сверхзапасов, а высокая - следствием частых периодов дефицита. И один этот показатель в отрыве от других даст совершенно неверное представление об эффективности управления запасами.

Комплекс этих показателей в динамике дает понимание, насколько реально эффективно работает компания. Его можно использовать также для оценки и сравнения различных систем управления запасами. Подробный обзор этих метрик можно найти в статье “Ключевые показатели эффективности управления запасами”.

Ну, а на что ориентироваться в итоге - на высокую точность прогнозирования или на прибыль - решать только вам.

Начать дискуссию