Началось. ПВЗ восстают против Ozon после объявления о введении нового пункта оферты

Началось. ПВЗ восстают против Ozon после объявления о введении нового пункта оферты

Новый виток скандалов между маркетплейсами и ПВЗ. На этот раз отличился Ozon. Смотрим какую схему проворачивает маркетплейс и как она ставит ПВЗ на грань банкротства.

Привет. Меня зовут Максим, ecommerce-аналитик агенства Hooglink. Веду телеграм-канал о товарном бизнесе и его нишах.

Только e-com сообщество начало потихоньку забывать о забастовках ПВЗ Wildberries, как вдруг Ozon обновил цикл дерзких нападков мп на своих партнеров. Сегодня в центре внимания находится Ozon, который тоже решил знатно оттянуться на ПВЗ. Рассказываем как именно далее.

Как все происходило

Сперва немного контекста.

ПВЗ находится в постоянном взаимодействии со складами маркетплейса и работает с двумя потоками:

1) Прямой - когда идет заказ со склада в ПВЗ.

2) Возвратный - когда клиент оформляет возврат и товар едет на склад.

Все движение товара через ПВЗ по прямому и возвратному потокам контролировалось бумажным документооборотом, где фиксировались расхождения по перевозкам, недовозы, пломбы на тарных ящиках возвратного потока.

Как говорят сами владельцы точек выдачи, что до мая-июня были обычные рабочие процессы.

Что произошло дальше, кроме как жестью описать не возможно.

Бумажный документооборот отменили - типа отдавайте просто курьерам и все. Хотя многие как печатали документы, так и печатают на всякий пожарный.

После этой отмены в июне-июле начались массовые недовозы в ПВЗ и потери на складах возвратов.

Работать можно, но уже попахивало жареным. Куда девается товар? ПВЗшники стали перестраховываться на возвратном потоке - с одной стороны тары пломба, с другой - стяжка.

Две-три недели назад Ozon объявил, что с 1.11.2023 вносят новый пункт в оферту.

Он гласит, что по всем спорным ситуациям с заказами, ПВЗ должны быть готовы предоставить видеозаписи приема-передачи заказа за последние 3 года.

С этого момента всплыло все, что склады недовозили или теряли на возвратном потоке.

А оплату за весь банкет перекинули на владельцев ПВЗ. Они должны теперь оплатить претензии за товары, которых на ПВЗ в глаза не видели, или которые ПВЗ добросовестно отправили на склад возвратов.

Началось. ПВЗ восстают против Ozon после объявления о введении нового пункта оферты

Историю заказов Ozon благополучно скрыл. То есть пункты выдачи не видят, как заказ передвигался и где его сканировали.

Можно как-то доказать свою непричастность?

Ozon устраивает только видеозаписи от ПВЗ, бумажные доки уже не имеют силы.

На прямом потоке нужно как-то доказать, что вы не принимали товар. А на возвратном нужно, чтобы при передаче товара чётко просматривался сам товар и его ШТРИХКОД! Штрихкод, Карл! Это с обычной камеры с микро sd.

Причем, склад Ozon так доказывает свою отправку на ПВЗ

Началось. ПВЗ восстают против Ozon после объявления о введении нового пункта оферты

Или прикладывают короткие видео, на которых товар не различить. Мол: "Видите курьер положил какую-то непонятную хрень в тару — это ваш товар"

Претензии прилетают задним числом за полгода и более. Поэтому Ozon может запросить видео за последние 3 года.

Началось. ПВЗ восстают против Ozon после объявления о введении нового пункта оферты

Оборудование, которым пользуются ПВЗ хранит информацию 3 месяца. А оборудование, которое обеспечит требование Ozon стоит сотни тысяч.

Это при том, что многие предприниматели брали кредиты на открытие пункта выдачи, в надежде доход получить. У многих чистый доход с ПВЗ не превышает 30 тыс.

В общем, хотели заработать, а в итоге остаются должниками.

Неделю владельцы ПВЗ пишут в чате Ozon — руководство молчит.

Началось. ПВЗ восстают против Ozon после объявления о введении нового пункта оферты

Спланированная акция?

Наверное, сложнее будет доказать, что это все случайность, а не последовательные спланированные действия.

Судите сами, массовые недовозы и потери на складе. Сразу после этого, отмена бумажного документооборота, чтобы нельзя было складу Ozon предъявить. Затем - массовые претензии к ПВЗ, новый пункт в оферте, как по счастливой случайности. Документы в качестве доказательства уже не принимаются, а видео с ПВЗ не подходят критериям Ozon. О чем маркетплейс не мог не знать.

И доказывай, что ты не вор. Другими словами "виновен, пока не доказано обратное".

На складе сотрудники тоже периодически жалуются на условия хранения на складе – товара много, места мало. И, похоже, что черная дыра именно там.

Гляньте. В таком виде доставляют товары со склада. Ни пломб, ни стяжек – все открыто.

Каков шанс, что товар не вытащат из тары по пути в ПВЗ?
Каков шанс, что товар не вытащат из тары по пути в ПВЗ?

Чего хотят владельцы ПВЗ

Мы знаем, что представители Ozon читают статьи на vc.

Вся информация представлена сотрудниками ПВЗ на условиях анонимности. Они боятся, что засветившись, могут остаться без ПВЗ.

Поэтому они озвучивают свои жалобы через эту статью. Призываем представителей маркетплейса решать проблемы, а не игнорировать, и идти на контакт с партнерами.

Как говорили ранее, многие и так открывали ПВЗ в кредит, а сейчас еще и стоимость всех потерянных заказов на них повесили. Многие на грани банкротства.

Вот, чего ждут от Ozon сами владельцы ПВЗ:

1. Обозначить срок предъявления претензий не более 3х месяцев. При выставлении претензий предоставлять видео доказательства того, что отправление, обозначенное в перевозке, там было фактически. И что при вскрытии ТЯ возвратного потока, которые мы со своей стороны пломбируем, предоставлять видео доказательства того, что отправления в ТЯ не оказалось.

2. Вернуть бумажный документооборот на прямом и возвратном потоке с подписями представителей склада и курьеров.

3. Изменения в оферту вносить по согласованию с большинством владельцев ПВЗ.

4. Вернуть охранные зоны вокруг ПВЗ. Хотя бы в диаметре 300 метров.

Чтобы придать ситуацию огласке, ставьте реакции, делитесь статьей, пишите комментарии: что думаете насчет происходящего?

Давайте подискутируем об этом здесь и в нашем телеграм-канале

385385
433 комментария

Привет!
Согласны, что тема животрепещущая и вопросов возникло много. Именно поэтому провели встречу для партнёров, её запись можете посмотреть [тут](https://lp.ozon.ru/stream/view/1232).

Про камеры и сроки хранения: основа всей претензионной работы — видеозаписи, именно поэтому они нужны и нам, и вам. Раньше в оферте действительно было упоминание, что видео стоит хранить минимум 90 дней. Это наша рекомендация, но по закону срок исковой давности до 3 лет, поэтому в течение всего периода вам может прийти претензия. На практике хранить видео все 3 года всё же не нужно, самые давние претензии сейчас — это конец 2022 года. Сейчас планируем разобрать все накопившиеся запросы и начнём быстрее обрабатывать новые, поэтому в новом году сможете хранить видео за ещё меньший срок — старые записи просто не будут нужны.

Вовсе не пытаемся переложить все потери на плечи партнёров, а стараемся как можно быстрее найти товар. Ваши ПВЗ — это одна из частей цепочки, поэтому чем быстрее вы ответите на претензию, тем быстрее мы сможем отыскать отправление. Кроме того, появление претензии не означает списание денег — например, в октябре треть запросов была аннулирована, а по 11% претензий провели корректировки в пользу партнёров.

Бумажный документооборот вернуть не получится точно — сейчас оцифровываем все процессы для вас в программе Озон Пункт, она есть и в веб-версии, и на телефоне. Если будем поддерживать оба процесса, только создадим путаницу.

Все пожелания в сети слышим, держим связь, проводим встречи и вебинары с агентами. В целом, делаем всё возможное для удобства совместной работы.

За загруженностью карты пунктами следим, ведь в том, чтобы открывать пункты слишком близко, конечно, нет пользы ни нам, ни вам. Сейчас идём к тому, чтобы у каждого покупателя была доступная точка в пределах 10 минут ходьбы. Развиваем территории, где есть спрос — даём повышенную поддержку, а иногда даже разовые выплаты

12