«Почему сфера e-commerce стала привлекательной для банков»: интервью с СЕО Точка Маркетплейсы

Сфера e-commerce привлекает всё больше предпринимателей: только за 11 месяцев 2023 года количество продавцов на российских маркетплейсах выросло на 35%. СЕО сервиса «Точка Маркетплейсы» Константин Канивец считает, что конкуренция в этой сфере только расти, тем более, что к «битве за продавцов» подключаются и российские банки.

Сейчас маркетплейсы — это спасение для начинающего предпринимателя, считает Константин Канивец
Сейчас маркетплейсы — это спасение для начинающего предпринимателя, считает Константин Канивец

Чем обусловлена такая популярность маркетплейсов? Почему предприниматели идут на эти площадки?

Предположим, предприниматель хочет начать свой бизнес в сфере торговли. У него есть несколько вариантов: создать собственный интернет-магазин, продавать товары на маркетплейсах, использовать социальные сети или размещать объявления на сервисах, таких как Avito. Важно учитывать, что каждый из этих методов имеет свои особенности и требует разного подхода.

Например, для создания интернет-магазина необходимо не только разработать сам сайт, но и привлечь трафик. Это может потребовать дополнительных усилий и ресурсов. Реклама почти всегда связана с серьёзными затратами, при этом первое время далеко не каждая продажа будет приносить доход. Продвижение через органический трафик (SEO) — это долгосрочная стратегия, которая не будет приводить много покупателей с первого дня. Поэтому развитие собственного интернет-магазина всегда связано с долгосрочными инвестициями.

Если у предпринимателя уже есть достаточное количество подписчиков в соцсетях, то он может использовать свой блог для первых продаж. Например, у предпринимателя есть блог с 100 000 подписчиков. Это означает, что его вполне можно монетизировать. Но начать с нуля и создать сообщество для продаж достаточно сложно из-за необходимости привлечения аудитории.

Avito также является хорошим вариантом для старта бизнеса. Но из-за отсутствия fulfillment, владельцу магазина придётся самому организовать хранение товаров и отправлять каждый отдельный заказ клиенту.

Сейчас маркетплейсы — это спасение для начинающего предпринимателя. Они предоставляют услуги по доставке, хранению, взаимодействию с клиентами, а также обеспечивают большой объём трафика за счёт размещения предложений продавцов на своей витрине. Это позволяет первично дотянуться до аудитории без крупных финансовых вложений. Например, разместил товар, и он уже доступен на площадке, готовый к поиску покупателя. Кроме того, рекламу у маркетплейсов гораздо легче настроить, чем на собственном сайте. Для начинающих предпринимателей —это один из наиболее простых способов начать делать бизнес, а для тех, кто в настоящее время торгует офлайн, — быстрый способ выйти в интернет.

Константин Канивец, СЕО «Точка Маркетплейсы»

Также не будем забывать про уже устоявшийся офлайн-бизнес, который видит рост объёма онлайн-продаж и не может стоять в стороне. Всё это является катализатором развития маркетплейсов.

Сейчас известные бренды запускают собственные маркетплейсы. Получается, что конкуренция в этой сфере будет только расти?

Мы уже наблюдаем рост конкуренции. Например, недавнее приобретение KazanExpress компанией «Магнит» и их планы по созданию собственного маркетплейса, добавляют ещё одного большого игрока, у которого уже есть огромная сеть пунктов выдачи в виде магазинов.

Кроме того, сейчас растёт интерес к нишевым маркетплейсам. Например, Leroy Merlin развивает собственный маркетплейс, также активно в этом направлении работают Лэтуаль, Золотое Яблоко и МВидео. Им это нужно для увеличения своего ассортимента за счёт предложений разных продавцов. Кроме того, это помогает дополнительно монетизировать свой трафик за счёт комиссий с продавцов. Таким образом, конкуренция на рынке идёт не только между общими универсальными маркетплейсами, но и среди нишевых, что делает эту борьбу достаточно серьёзной. На мой взгляд, в России маловероятно монополизация в этой нише, как это происходит, например, в США с компанией Amazon. Во всяком случае, в ближайшее десятилетие этого точно не произойдёт, так как на рынке много крупных игроков с серьёзными бюджетами и ресурсами.

Ниша маркетплейсов будет развиваться за счёт новых игроков, но будут ли банки включаться в эту историю и создавать свои онлайн-площадки для селлеров?

Маркетплейс — это не банковская услуга, но, по-моему, сейчас дистанционная розничная торговля является одним из самых быстрорастущих сегментов для малого и среднего бизнеса в сфере электронной торговли. Если в этом секторе наблюдается прилив новых ИП и юрлиц, то банки, так или иначе, обращают на него внимание.

Массовый сегмент электронной торговли в любом случае имеет большое значение. В России всего насчитывается чуть более 6 миллионов предпринимателей. Из них, по нашим оценкам, примерно 10% — это продавцы в интернете. Такая доля рынка не может не интересовать банковский сектор.

Электронная торговля — один из самых растущих сегментов МСП. И это место столкновения конкуренции банков.

Точка стала одним из первых банков на рынке, который запустил собственный продукт для селлеров — «». С какими сложностями пришлось столкнуться, привлекая клиентов в новый продукт, который ещё никто не знает на рынке?

«Точка Маркетплейсы» — это продукт, для использования которого не нужно открывать в банке расчётный счёт. Начать пользоваться продуктом может любой продавец. Однако в представлении клиента банковские продукты очень тесно связаны со стереотипом, что это они требуют обязательного открытия счёта.

Наш продукт — это инструмент для операционных процессов в электронной торговле. И он существенно отличается от классических банковских продуктов, а значит и рассказывать о нём клиентам нужно по-другому.

Как будет дальше развиваться сфера e-commerce и что нужно делать банкам, чтобы не упустить тренды?

Я считаю, что в сфере e-commerce в разные периоды времени будут появляться новые продукты. Это означает, что банки должны постоянно предлагать новые продукты, соответствующие текущим потребностям рынка.

Сейчас маркетплейсы — один из наиболее динамично развивающихся сегментов. Это естественным образом привлекает внимание банков к этой отрасли. При этом многие маркетплейсы теперь имеют собственные банки. Например, Wildberries Bank, Ozon Bank, Yandex Bank.

Классическая конкуренция между банковскими продуктами уходит на второй план. Банки предлагают специализированные наборы продуктов для крупных сегментов предпринимателей. Например, для бизнеса на маркетплейсах предоставляются услуги бухгалтерии, обороты, единый кабинет и другие сервисы. Всё это помогает бизнесу расти быстрее, а самому предпринимателю меньше заниматься операционными процессами и больше мыслить о стратегии.

66
1 комментарий

Думаю, Точке нужно задуматься о специальных тарифах для селлеров с повышенным лимитом вывода, как в модульбанке :) иначе как расти?

Ответить