Как бизнесу не нарушать авторские права: инструкция от Копидефенд

Авторское право в России, да и во всем мире, строится на основном принципе – любое материальное выражение творческого труда человека охраняется законом. Права авторов охраняются с момента создания объекта, независимо от того, опубликован он или нет. Идеи, замыслы, новости, общеизвестные факты и еще ряд категорий объектов не охраняются. И, разумеется, нельзя пользоваться чужими результатами творческого труда без разрешения. Обязательно нужно спрашивать автора или заключать с ним договор о том, на каких условиях можно воспользоваться его творчеством. Сервис “Копидефенд” о том, как правильно использовать цифровой контент в рекламе собственного продукта, не нарушить чужие авторские права и защитить свои.

Для защиты права автора объект должен быть выражен в какой-либо форме, доступной для восприятия — записан, снят, нарисован и т.д. Иными словами, музыка в голове автора,  идея проекта или литературного рассказа не охраняются.
Для защиты права автора объект должен быть выражен в какой-либо форме, доступной для восприятия — записан, снят, нарисован и т.д. Иными словами, музыка в голове автора,  идея проекта или литературного рассказа не охраняются.

Нарушение авторских прав считается использование чужого произведения без законных на то оснований. Использование — это, например, скачать из интернета фотографию и добавить ее на рекламный баннер, взять вирусный ролик из социальной сети, наложить на него текст и выложить в сети, как свою рекламу и т.д. Такие действия могут иметь негативные последствия, которые для бизнеса будут стоить десятки тысяч рублей. Автор ролика, музыки, фотографии, шрифта может обратиться к нарушителю с претензией и потребовать возмещения причиненного ущерба или выплаты компенсации. Хорошо, если еще речь идет о десятках тысяч, а если о миллионах рублей? Стоит ли рисковать?

Достаточно посмотреть картотеку арбитражных дел по России, чтобы впечатлиться количеством судебных споров, связанных с нарушением авторских прав.

Как предпринимателю соблюдать авторские права и не получить претензию

Будем исходить из одного важного и грустного вывода — гарантий защиты авторских прав в современном мире не существует. Но если придерживаться некоторых правил игры, то можно весьма значительно снизить риски получения претензий и риски своих финансовых потерь. Правила такие:

Создавайте свой собственный уникальный контент

Как бы банально это ни звучало, но лучше сделать фотографию своего продукта или услуги самостоятельно, чем искать чужие аналогичные фотографии в интернете и пользоваться ими. Помимо резкого снижения рисков заявления претензий от авторов, бизнесмен тут получает бонусом свой уникальный стиль, контент, отражающий именно его бизнес, что сейчас достаточно модно и востребовано.

Создавая и размещая свой контент, не забывайте его защищать: сохраняйте исходные файлы, серии фотографий, проставьте водяные знаки и т.д. Иными словами, обеспечьте себя формальными доказательствами, что контент ваш, а не заимствованный. Это важно.

Правильно выстраивайте отношения с исполнителями, если заказываете контент

В договоре с исполнителем важно указать, что права на результат переходят к заказчику. Если этого не сделать, то и автором, и правообладателем на контент останется исполнитель. А это означает, что он вправе отдать его конкурентам или распорядиться по своему усмотрению. Даже если заказчик оплатил его.

Кроме того, важно, чтобы исполнитель не нарушал при создании контента права других лиц. Заказчику стоит проверить, из каких источников взяты составляющие элементы для создания результата, не нарушены ли авторские права на чужие объекты. Иначе риск получить претензию за это несет уже заказчик.

Лайфхак: в договоре можно предусмотреть, что, если заказчик понесет убытки в связи с претензиями о нарушении чужих авторских прав, то эти убытки обязан будет возместить ему исполнитель.

Важно также правильно определить характер договора, который нужно заключить с исполнителем. Если объект создается по параметрам и конкретному запросу заказчика и его еще не существует на момент заключения договора, то речь идет о договоре авторского заказа. А если объект уже создан, а заказчику нужно получить права на него, то он может заключить с правообладателем договор о передаче исключительных прав, либо лицензионный договор.

Отличия между ними в том, что по договору о передаче исключительных прав все права передаются от автора к заказчику, а лицензионный договор предполагает лишь частичный переход прав с некоторыми ограничениями. Пользователь, приобретающий права, может быть ограничен в распоряжении таким объектом территорией, размером тиража, сроком и т.д. Все условия должны быть прописаны в договоре. Грамотно составленные договоры — залог защиты интересов обеих сторон с этой сделке.

Правильно обращайтесь с заимствованным контентом, если все же решили пользоваться чужим

Правило такое: любое использование результата чужого труда допустимо только при определенных условиях – при согласии автора либо при приобретении прав.

Помимо сделок, приобрести права на использование объекта можно на специальных ресурсах – так называемых стоках. Такие сервисы, кстати, есть и бесплатные. На них авторы, размещая свои работы, дают разрешение на использование без выплаты вознаграждений. Но и покупка контента на стоках еще не гарантия, что все в порядке. Нужно внимательно изучить правила стокового сервиса – лицензии могут быть ограничены тиражом, территорией или автор выдвинул какие-то специальные условия заимствования его контента. Важно эти условия не нарушить. Или нужно получить согласие автора. Например, автора костюмов на использование их в театральной постановке, или автора фотографий тропического пляжа на использование их на рекламном постере туристического агентства. Конечно, согласие нужно зафиксировать письменно.

Таким образом, скачивание, музыки, фонов, шрифтов и т.д. в интернете чревато претензиями авторов и правообладателей. Даже если в интернете нет никаких указаний, что объект чей-то, это не означает, что им можно пользоваться свободно.

Кстати сказать, обработка незаконно полученного контента не является панацеей и не сделает из вас добросовестного автора. Любое изменение, копирование, переработка без согласия – это отдельное нарушение авторских прав. Ошибочно считать, что если чуть изменить скачанный объект, то он уже вроде как будет считаться своим. Нет, порой такие модификации дороже выходят, чем создание самостоятельных объектов.

Проконсультируйтесь со специалистами при любых сомнениях

Причем лучше это сделать до того, как вы совершите какие-либо действия, в которых сомневаетесь. Иногда предотвратить намного дешевле, чем работать с последствиями. Зачастую затраты на правильно составленный договор несравнимо меньше, чем затраты на специалиста, представляющего вас в досудебных или судебных спорах.

Памятка, которую стоить прочесть. Дважды. Вдумчиво.
Памятка, которую стоить прочесть. Дважды. Вдумчиво.

Внимание вопросам авторского права в бизнесе — это цивилизованный способ управления рисками в бизнесе любого масштаба. Соблюдение чужих прав и защита своих — основа репутации, прибыльности и культуры компании.

2020
реклама
разместить
Начать дискуссию