Хочу на маркетплейсы, но не знаю, что продавать. Мой путь поиска ниши

Раньше мне казалось, что если я так думаю, значит со мной что-то не так. Мол, “не знаешь что продавать — не лезь”. Потом я понял, что это на самом деле очень распространенная и абсолютно нормальная ситуация. И что лучше потратить время на поиск хорошей выгодной ниши, пусть не сразу, но найти ее. Чем с упорством барана продолжать продавать фигню и не понимать, что же я делаю не так. В этой статье хочу поделиться своей историей поиска подходящей ниши для торговли на маркетплейсах — но сразу предупреждаю, что история эта еще не закончена.

Самостоятельные поиски

Если очень грубо обобщить, я бы выделил три пути, по которым люди находят для себя товарную нишу на маркетплейсах:

  • По интересам — у человека есть хобби, он хорошо разбирается в каких-либо вещах, связанных с этим хобби (гаджеты, рыбалка, походы, косметика, что угодно), и решает начать продавать эти вещи

  • По возможностям — например, есть знакомый поставщик в этой нише, или друг посоветовал эту нишу, и человек просто плывет по течению

  • По анализу рынка — изучает, что сейчас востребовано, и решает продавать это

Конечно, может быть несколько вариантов одновременно — например, человек хорошо разбирается в каких-то вещах, решает их продавать, но перед этим делает анализ ниш, чтобы лучше продумать товарный ассортимент. Однако это не мой случай — я не настолько хорошо разбираюсь в связанных со своими хобби вещах. Да и знакомых, которые могли бы что-нибудь посоветовать или продать, у меня нет.

Оставался третий вариант — анализ рынка. Притом хотелось более серьезную аналитику, чем просто мои нубские идеи в духе “сейчас в моде попыт, надо продавать попыт”. Пошел с этим запросом в чаты, там посоветовали специальные сервисы для анализа рынка и выбора ниши — как оказалось, их просто дохрена и больше.

Немного нервно было доверять свою прибыль и финансовый успех бездушному сервису, но это хоть какая-то экспертиза. Я в этом всем совсем не шарю, и если положиться на мое собственное чутье в плане выбора товаров, по уровню надежности это будет что-то уровня “ткнуть пальцем в небо”. А тут вроде бы хоть от чего-то отталкиваюсь.

Пробую сервис для аналитики

Честно говоря меня просто пугает обилие этих сервисов — Гугл выдает статьи в духе “10 лучших сервисов аналитики маркетплейсов”, “30 лучших сервисов аналитики маркетплейсов” и так далее. Мне так-то и одного достаточно… очень сложно сделать выбор. Если можете от себя посоветовать конкретный сервис, буду очень благодарен — отчасти для сбора рекомендаций и пишу статью.

В итоге пока что меня в свои сети поймал Тинькофф, где у меня заведен расчетный счет, а конкретнее Тинькофф Селлер. Подкупило что это знакомое, остальные сервисы для меня вообще полный ноунейм.

По подключению вот что хочу отметить:

  1. Для использования анализа ниш в Селлере нужно иметь ИП и расчетный счет в Тинькофф Бизнесе. Вернее как — есть бесплатная версия Селлера, ее можно без счета Тинькофф, но там ограниченный функционал, нет анализа ниш и расчета прибыльности товаров. В моем случае счет есть, а вот тем у кого его нет, надо либо его заводить, либо для анализа ниш выбирать другой сервис
  2. Но зато магазин с API-ключом маркетплейса иметь необязательно, достаточно просто зайти в личный кабинет Тинькофф Бизнес. Это плюс для таких как я, кто еще в раздумьях и магазин пока не запускал.
  3. Есть бесплатный тестовый период, длится неделю. Потом стоит 5000 руб. в месяц. В плане цены конечно выгодно, я у всех видел ценники минимум 5-15к.

Интерфейс Селлера конечно оказался для меня неожиданностью. Я представлял что мне по моему запросу пришлют готовое решение со всякими графиками и диаграммами. А по факту это похоже на фильтрацию поисковой выдачи на тех же маркетплейсах, где ты смотришь выдачу и сам выбираешь из разных вариантов товарных ниш. Реально, это так и работает: ты выставляешь фильтры и тебе показывает выдачу с карточками разных категорий товаров:

Хочу на маркетплейсы, но не знаю, что продавать. Мой путь поиска ниши

Фильтры есть такие:

  • Сколько денег хочешь вложить
  • Когда планируется начало продаж
  • Сезонность товара (это видимо для тех кто уже знает свои товары, я не стал выбирать этот фильтр)
  • Маркетплейс, на который хочешь выйти
  • Еще есть теги — “топовые ниши” и категории товаров — электроника, авто, дом и сад и так далее

На основе этих критериев сервис предлагает рекомендованные товарные ниши. У каждой ниши есть своя карточка. В карточке указано:

  • Рейтинг товара по пятибалльной шкале — то, насколько он популярен среди покупателей

  • Уровень конкурентности ниши

  • Средняя себестоимость товара
  • Комиссия маркетплейса за эту категорию
  • Количество возвратов
  • Предпочтительная схема продаж — FBO или FBS
  • Необходимость документов на товары — сертификаты и т.д.
  • Ценовые сегменты
Хочу на маркетплейсы, но не знаю, что продавать. Мой путь поиска ниши

Ниши очень узкоспециализированные, типа “системы хранения для гардеробов”, “средства для снятия макияжа”, “термосы и термокружки” и тому подобное.

При этом можно пойти еще глубже и посмотреть статистику по конкретному сегменту (товару) той или иной ниши. Например, в нише “детская посуда” выбрать товар “бутылочка для кормления”. И тебе покажет информацию о самой популярной бутылочке на выбранном маркетплейсе — почем продается до и после скидки, сколько раз ее купили за последние 30 дней, какова динамика оборота.

Я выбрал фильтры “500 000 рублей”, “начало продаж март-апрель”, маркетплейс Ozon. Вот что мне выдало:

Хочу на маркетплейсы, но не знаю, что продавать. Мой путь поиска ниши

Соответственно, по каждой конкретной нише нажимаешь на карточку — там более подробное описание ниши, таблица с ценовыми сегментами и статистика по конкретным товарам. Вот такой функционал в целом, больше ничего особо не нашел.

История еще не закончена

Не сказал бы, что после использования Селлера мне все сразу стало понятно — я все еще в раздумьях, с какими конкретно товарами выходить. Выдача в анализе ниш просто огромная, и главное — никто не ведет тебя за ручку и не говорит, какую именно нишу выбрать, все нужно анализировать самостоятельно. Это конечно не минус — было бы странно, если бы было наоборот. Но все равно сложно.

Тем не менее, учитывая то, что до этого я никогда не работал с аналитикой, все оказалось легче чем я думал. Все-таки не пришлось самостоятельно обрабатывать огромное количество данных, я более-менее получил готовое решение “в обертке”. Конечно, для более глубинной аналитики без самостоятельной обработки данных не получится, это так или иначе придется делать. Но на данном начальном этапе того, что я получил, хватило с головой.

Главный вывод, к которому я пришел — нужно выбрать несколько наиболее удачных на мой взгляд ниш, распределить портфель своих товаров между ними, и смотреть, что лучше взлетит. Старое доброе “не хранить все яйца в одной корзине”, в общем. Мне это показалось разумным, но, возможно, я ошибаюсь — если так, то подскажите, пожалуйста, в чем, и в целом поделитесь своим опытом поиска ниши. Спасибо!

4141
45 комментариев

Купи-продай через маркетплейсы - это новая замануха для народных масс. Всерьез полагаете, что можно много заработать (если вообще заработать) на продаже того, чем торгуют другие? Или могут начать торговать, проведя анализ, аналогичный вашему.

6
Ответить

Продавая то, что продают другие можно заработать и очень много) Вы очень плохо понимаете суть торговли на маркетплейсах.

3
Ответить

Опыт точно можно заработать, с чего-то надо начинать, если хочешь стать предпринимателем.

Ответить

Меня больше волнует другой вопрос, на какой маркетплейс выходить в первую очередь) чтобы с точки зрения правил и комиссий новичку было проще

Ответить

А лучше не использовать маркетплейсы как посредников, а работать самому!

3
Ответить

лучше выходить сразу на несколько и смотреть какой лучше выстрелит, и сосредоточиться уже на нем далее

1
Ответить

Если выбирать между озоном и вб, проще и дешевле для старта ozon. Если в целом рассматривать маркетплейсы, Авито самый простой вариант но там специфика своя не все категории продаются

Ответить