Как доставлять заказы вовремя даже перед Новым годом

Меньше стресса — больше клиентов. Приемы и практики Agile для интернет-магазинов и сервисов доставки.

Как доставлять заказы вовремя даже перед Новым годом

Доставить заказ на несколько дней позже. Разрывающиеся телефоны службы поддержки. «Sold Out» на популярные товары. Новый год испытывает на прочность нервы ритейлеров. И в то же время дает мощный импульс для роста.

Средний россиянин тратит на подарки 5,3 тыс. рублей. Добавьте сюда гирлянды и елочные игрушки, икру, напитки, наряд для корпоратива. Итого около 16 тысяч по безналичному расчету (по данным «Сбербанка» на 2019 год).

Кому достанутся эти деньги и к кому вернутся люди в следующий раз, будет зависеть от впечатлений, которые останутся у клиентов. Как сделать, чтобы этим ритейлером стали вы? В этом посте я собрала несколько приемов от консультантов OnAgile Consulting.

Держать в курсе

Телефоны и чаты поддержки разрываются? Что-то идет не так.

Уверенность и предсказуемость — важные составляющие клиентского опыта. Вы купили подарок любимой бабушке, боссу или корпоративные подарки клиентам — и тишина. Заказ потерялся? Оказалось, товара нет на складе? Он где-то едет?

Оповещения на email или по смс о том, что происходит с заказом, снимают огромное количество вопросов. И совершенно точно клиенты хотят быть в курсе, если доставка задерживается.

Продвинутый вариант — трекинговая система. С ее помощью клиенты могут отслеживать свой заказ и не волноваться. Нагрузка на службу поддержки будет меньше. А менеджеры смогут быстро определить, где находится посылка или возникли проблемы. После сведения о времени прохождения каждой стадии процесса доставки помогут проанализировать и усовершенствовать процесс.

Соизмерять обязательства

Во время пиковых нагрузок возрастает риск, что что-то пойдет не так. Плюс внешние обстоятельства вроде пробок на дорогах. В такой ситуации нелишним будет предусмотреть запас времени на доставку.

Дополнительные 24-48 часов, если клиент узнает о них до оформления заказа, в большинстве случаев не влияют на впечатление о сервисе. В отличие от обманутых ожиданий из-за сорванных сроков.

Хорошее решение: указать на сайте предполагаемую дату доставки вместо размытого «2-3 рабочих дня» и пообещать доставить заказ как можно скорее. Получится уложиться в срок (уже учитывающий запас на предновогодний аврал) — магазин выполнит свои обязательства. Удастся быстрее — клиент будет приятно удивлен.

Урегулировать проблемы

Форс-мажоры случаются. Последствия во многом будут зависеть от скорости и качества реакции на них. Раздраженные клиенты находятся в одном клике от публикации гневного поста в Facebook, и это может дорого стоить репутации компании.

Чтобы минимизировать эти риски, менеджерам важно быстро отвечать на запросы клиентов, в том числе в социальных сетях, честно описывать ситуацию и предлагать варианты решения.

Реальная ситуация: клиент обращается в поддержку из-за того, что доставку его покупки внезапно перенесли на несколько дней, а менеджер предлагает оформить новый заказ. Решает ли это проблему клиента? Разумеется нет, и хотя формально компания отреагировала, это сложно назвать хорошим клиентским сервисом.

Как сохранить клиента, если возникли проблемы? Предложить в качестве извинения скидку на следующую покупку, например. И, конечно, приложить все силы для разрешения конфликтной ситуации. Люди видят, когда компания делает для них все возможное, а когда относится равнодушно. Этот опыт непременно повлияет на дальнейший выбор.

Поддержка вместо рекламы:

Перед каждым большим праздником на email ежедневно падают десятки рекламных рассылок с новостями о скидках. Этот инструмент привлечения клиентов работает, но есть и другой путь — идеи подарков.

Так делает Amazon: компания сосредоточилась на подборках рождественских предложений и популярных товаров. В рассылке и на главной странице ритейлера покупатели видят идеи подарков для старших родственников, подростков и детей, бестселлеры в категориях «beauty», «мода» и даже «еда», топ мужских часов и тд. Таким образом компания помогает клиентам найти ответ на животрепещущий вопрос «что подарить?».

Прогнозировать и реагировать

Этот пункт должен быть первым. По крайней мере, его следует поставить в начало списка при подготовке к следующему праздничному сезону.

В e-commerce «время — деньги» в самом буквальном смысле слова. Пользователи закроют сайт, который долго загружается. Уйдут к конкурентам, если не дозвонятся в службу поддержки или если нужные им товары будут «sold out».

Знание клиентов и прогнозирование их покупательских привычек на основе предыдущего поведения помогает сформировать складские запасы, подготовить транспорт для доставки заказов, организовать необходимое количество персонала (в том числе нанять и обучить временных сотрудников).

Крупные ритейлеры перед периодами пиковой нагрузки создают кросс-функциональные команды, в состав которых входят продукт-менеджер, мерчендайзер, специалист сервиса поддержки клиентов, представитель фулфилмент-оператора, ИТ, менеджер по связям с общественностью. Команда определят места, где могут возникнуть сложности, разрабатывает вероятные сценарии, прогнозирует спрос и необходимые объемы товарных запасов, проверяет согласованность маркетинговых стратегий. Затем отслеживает операционные факторы, устраняет проблемы, перенаправляет и масштабирует ресурсы в зависимости от текущей ситуации.

Выручать

Обязательно найдутся те, кто захочет купить подарок 30 и даже 31 декабря. Возможно, таких покупателей будет немного. Но представьте, насколько сильными будут впечатления, если наш сервис выручит их в последний момент. Вероятно, эти люди станут вашими клиентами и в будущем.

Amazon предоставляет такую опцию в Рождество: главное, оформить заказ до полудня сочельника, и подарок доставят до начала праздничного ужина.

Организовать процесс

В период пиковой нагрузки особенно большую роль играют прозрачность процессов — как внутри компании, так и для клиентов — и честность в решении возникающих сложностей.

Agile-подход дает для этого все необходимые инструменты: визуализация задач в виде доски Scrum или Канбан, способы определить, что и в какой последовательности делать, как организовать работу максимально эффективно (работа короткими спринтами, регулярные ревью и тд). По этому пути идут крупные ритейлеры, когда создают кросс-функциональные команды: они отслеживают подготовку к пиковому сезону по всем направлениям и координируют работу во время него.

Схема подготовки интернет-магазина может выглядеть так:

  • Провести аудит предыдущего пикового периода: определить проблемные места, на каких этапах процесса возникли сложности, в чем причины.
  • Проанализировать показатели спроса (каких товаров не хватило, что осталось невостребованным), результативность маркетинговых стратегий, реакцию клиентов.
  • Собрать кросс-функциональную команду, которая будет отвечать за подготовку. В состав такой команды могут войти продукт-менеджер, мерчендайзер, специалист сервиса поддержки клиентов, представитель фулфилмент-оператора, ИТ, менеджер по связям с общественностью.
  • Найти дополнительные резервы (транспорт, места на складе), нанять и обучить временный персонал.

А как в вашей компании справляются с предпраздничным ростом числа заказов?

44
3 комментария

У нас сегодня заказы вместо курьеров забирали руководители службы доставки на Range Rover. 

3
Ответить

Класс)) Вот это командная работа!)

Ответить

А типо месяц назад написать статью или хотябы неделю назад? Практичных советов мало, нехватает реальных решений.

1
Ответить