Бэкстейдж: Как мы исследовали ценности креативных предпринимателей

В апреле мы презентовали первое в России исследование, посвящённое мотивам и ценностям отечественных креативных предпринимателей. Почти год работы, две сотни проектов, десятки героев и суммарно двое суток интервью — рассказываем о закулисье исследования честно и из первых рук.

Печатная версия исследования «Чем живут креативные предприниматели?» «Мастера»
Печатная версия исследования «Чем живут креативные предприниматели?» «Мастера»

Исследование проводилось совместно с командой фонда «Креативные практики» и программой социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Этап первый: сфокусироваться и нащупать «каркас» исследования

Мы много пишем о самых разных предпринимателях из разных городов России, но для того, чтобы сформировать более полную картину положения креативных индустрий в нашей стране, одних кейсов мало. Для этого нужно подключать социологию и теоретизировать — чем мы и занялись.

За раз все регионы не охватить, так что для начала мы выбрали Сибирь: самобытную, богатую ресурсами, но при этом экономически неоднородную — было очень интересно узнать её получше.

Самым сложным, пожалуй, было найти правильную фокусировку и сформировать непротиворечивую структуру текста исследования.

Тема ценностей интересовала нас давно, но одно дело — интерес, а другое — непосредственная реализация исследования. Нужно написать концепцию, разработать дизайн исследования, определить выборку городов (она должна быть монолитной), подготовить инструментарий (анкеты, гайды, скрипты) и только после этого запускаться

Денис Щукин, директор фонда «Креативные практики»

Не менее важно держать в голове «форм-фактор»: как исследование будет в итоге упаковано — печатная версия или онлайн-спецпроект, академическая публикация или научпоп. Мы решили, что базовый «каркас» исследования нужно дополнить более подробными описаниями городов и героев.

В ходе работы мы изучили больше 200 проектов из шести городов — Тюмени, Красноярска, Ханты-Мансийска, Кемерова, Томска и Омска. В проекте было задействовано несколько десятков человек: 17 членов основной команды, 35 контрибьюторов, 30 героев, с которыми в общей сложности было проведено больше 40 часов интервью.

Бэкстейдж: Как мы исследовали ценности креативных предпринимателей

Этап второй: исследовать выбранный сегмент и сделать выводы

Без специалистов в таком деле вам не обойтись. Для работы над исследованием мы привлекли социологов, в том числе доцента Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Александру Ненько.

Она разрабатывала инструментарий и методологию исследования, анкеты, анализировала интервью, описывала полученные результаты и делала выводы.

Редактор «Мастеров Сибири» Карина Васильева курировала весь процесс: следила за дедлайнами, связывалась с героями и контрибьюторами, договаривалась об интервью. При этом параллельно она училась по обмену в Англии, и из-за исследования приходилось жить в нескольких часовых поясах.

На данном этапе работы самым главным было найти в городах предпринимателей, которые согласятся честно нам всё рассказать. Порой это было непросто: с одной стороны люди, которые занимаются бизнесом, по умолчанию всегда заняты чем-то; с другой — не все понимали, кто мы вообще такие и зачем к ним пристаём.

В лучшем случае меня игнорировали, а в худшем, видимо, считали шпионом или инспектором из налоговой. Но большинство героев всё-таки были очень открытыми.

Карина Васильева, координатор исследования

Одним из главных открытий нашего исследования стало то, что креативные предприниматели Сибири в своих немонетарных ценностях и установках не сильно отличаются от западных креативных предпринимателей. И переживают они те же трудности, что и их зарубежные коллеги: например, разрыв между установкой на определённое качество продукта и некоторой необходимостью в монетизации своего труда.

Печатная версия исследования «Чем живут креативные предприниматели?» «Мастера»
Печатная версия исследования «Чем живут креативные предприниматели?» «Мастера»

Этап третий: сделать вашу научную работу интересной широкой публике

Социология, полученная за несколько месяцев работы, была очень далека от продукта, который можно было бы показать читателю: это большой труд, который нужно было превратить из научного текста в публицистический.

Этим, в основном, занималась Анастасия Рогозина, редактор «Мастеров». Она отвечала за весь текст, который теперь есть на сайте и в книге. В период работы над исследованием она мало спала и пила много энергетиков: такова суровая доля редактора.

Сначала Настя, Карина и контрибьюторы работали над профайлами городов: на этом этапе задача редактора заключалась в фактчекинге и редактуре. Оказалось, что тексты разных авторов о разных городах непросто привести к единому виду и содержанию. Затем Настя, собственно, переводила текст исследования с социологического на русский и переживала один за другим очередные этапы вычитки и корректуры. На всё-про всё ушло два месяца кропотливой работы.

«Мастера»
«Мастера»

Самым сложным на этапе работы с итоговыми текстами стала адаптация материала, подготовленного для публикации в книге, к медиаверсии: ты только сделал всё круто, а потом пришлось это резать и снова улучшать.

Верстал печатную и онлайн-версии исследования наш дизайнер Илья Паздерин. И не просто верстал, а ещё постоянно вносил правки, которые все мы, снова и снова перечитывая тексты и пересматривая черновики, не заметили вовремя — железные нервы у человека.

В процессе многое шло не по плану, и, если с книгой удалось отделаться лёгким испугом, с онлайн-версией пришлось попотеть. Платформа, на которой мы решили верстать, оказалась непригодна для такого объёма информации, поэтому приходилось снова и снова переделывать всё, чтобы уместиться в технические рамки и сделать проект удобным для пользователя.

Всё это омрачали ошибки на стороне сервера: например, в понедельник вечером всё работало, а во вторник утром отваливались анимации, на которых завязано 40% информации. В поддержке могли ответить: «Так браузеры отображают контент — ничего не можем сделать».

Илья Паздерин, дизайнер исследования

Но всё этого того стоило. Наше исследование и анализ того, что движет предпринимателями и каким образом они взаимодействуют с городской средой, позволил не только оценить уровень креативных индустрий в регионах, но и сделать вывод о том, какие меры помогут стимулировать их развитие. Посмотреть, что из этого вышло, можно здесь.

66
Начать дискуссию