Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов Master Delivery, рассказывает, откуда мы знаем о зданиях, которых нет на картах, и зачем нам нужна собственная геоинформационная система.

Карты есть, но это не точно

По данным Росстата в России более 150 тыс. населенных пунктов, причем только в 87% из них действительно есть жители. Около 19 тыс. населенных пунктов существуют лишь номинально. Наряду с этим на картах есть жилые поселки без единого адреса, только названия.

За информацию о территории РФ в картографическом виде отвечает Росреестр. Кроме того, есть коммерческие сервисы Яндекс, 2ГИС, Гугл и ряд других компаний, которые работают с адресной и картографической информацией. В работе логистической платформы Master Delivery мы используем все доступные источники и объединяем их данные, чтобы строить максимально эффективные маршруты для курьеров. Однако с первых же дней работы мы столкнулись с тем, что информация на картах расходится с тем, что видят курьеры на местах. Скорость и стоимость доставки напрямую зависят от точности работы алгоритмов маршрутизации, которые, в свою очередь, опираются на картографические данные. Проще говоря, чем более точные карты будут использованы в работе алгоритмов, тем быстрее каждый клиент получит свой заказ. Поэтому для нас крайне важно иметь актуальные геоданные по всей территории присутствия.

Полнота адресных данных на картах — еще один важный для нас вопрос. Служба доставки Прямиком развозит заказы в 200+ городах России и Европы, и мы будем продолжать расширять территорию присутствия. Мы стремимся работать не только в крупных городах, но и развивать сервис в районных центрах, небольших региональных городах. В нашей стране даже в больших городах далеко не все объекты представляют собой многоквартирную или капитальную застройку и имеют полные адреса. Информация по частному сектору, СНТ и дачам зачастую отсутствует — на карты не нанесены ни сами строения, ни их адреса. А если нанесены, то содержат существенные неточности или попросту устарели. Доставку люди заказывают и на дачи, и в частный сектор, и в новостройки без адресов, так что полнота адресных данных для нас так же важна, как актуальность самих карт.

Интересная ситуация с точки зрения полноты данных на картах сложилась с адресами в населенном пункте Лорино, мы с командой давно за ним наблюдаем. Лорино — крупнейшее национальное село Чукотки с населением около 1 тысячи (!) человек. На картах Яндекса Лорино обозначено только границей.

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Немного больше информации о Лорино дают карты Гугл:

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Дальний Восток в целом не самая изученная территория и удивительно то, что максимально полные и актуальные данные по Дальневосточному округу, причем как по крупным городам, так и по малым населенным пунктам, мы обнаружили на картах OpenStreetMap (OSM). Например, вот так выглядит уже знакомое нам село Лорино на картах OSM:

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

OpenStreetMap — это карты, которые создавались и поддерживаются картографами-волонтерами. Через OSM-сообщество мы узнали, что дальневосточные компании, деятельность которых зависит от картографических данных о территории региона, взяли дело в свои руки и самостоятельно наполнили карты актуальной информацией. Примерно тем же путем, только гораздо дальше, мы пошли в Master Delivery.

Мы решили, что если ни один из доступных источников, ни все они вместе не могут обеспечить нужной нам точности и полноты геоданных, то мы создадим свою картографическую платформу, которая будет отвечать всем нашим требованиям и сможет обеспечить алгоритмы Прямиком качественными исходными данными.

Если данные собирают, значит, это кому-нибудь нужно

Создание собственной геоинформационной платформы — длительный и кропотливый процесс. Мы постепенно движемся вперед и оцифровываем новые территории своего присутствия. Для работы используем данные из открытых источников, соотносим их со спутниковыми снимками с помощью нейросетей и дополняем информацией от курьеров и супервайзеров на местах.

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Курьеры — самые заинтересованные в наполнении карт люди, и они же — самый ценный источник информации о местности. От курьеров мы оперативно получаем данные о фактических адресах, открытых проездах, новых дорогах и микрорайонах. Курьеры помогают дополнить адресные данные информацией о времени работы инфраструктуры. Например, указывают, что въезд на территорию через шлагбаум возможен только с 9 до 18 часов, чтобы алгоритм маршрутизации Прямиком мог использовать эти данные для более точного расчета времени доставки.

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Мы постоянно обрабатываем заказы на доставку по всей стране — собираем огромные массивы данных. В обезличенном виде информацию о заказах мы соотносим с данными о населении и анализируем потребительское поведение разных территорий, чтобы построить прогнозы на будущее: когда, где, сколько и каких курьеров потребуется. Фактически мы заранее знаем, в какой район чаще заказывают пиццу и электронику, а в какой — подгузники и детские товары. На сегодняшний день в 9 случаях из 10 мы даем точный прогноз спроса, это сокращает время курьера в пути в среднем на 6 минут. Таким образом картографический инструмент влияет и на работу предиктивных алгоритмов Прямиком.

Пока картографическая геоинформационная платформа Master Delivery используется только в работе сервиса Прямиком.

Наша цель — обеспечить максимально точной и подробной картографической информацией собственные логистические алгоритмы.

Но в будущем мы не исключаем возможность выпустить геоаналитические разработки отдельным продуктом. Уже сейчас мы предлагаем отдельные инструменты геоплатформы в качестве дополнительного сервиса для наших клиентов. Например, делаем расчет геозон доставки и помогаем определить локации для открытия новых торговых точек на основе анализа территории. Мы рассматриваем развитие геомаркетинговых инструментов как еще одно направление бизнеса по модели SaaS (software-as-a-service).

66
1 комментарий

К величайшему сожалению, ваша статья набрала очень мало просмотров и не получила ни одного комментария, несмотря на все усилия. Это печально ;-( Напишите мне в ДМ, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Ответить