Как программирование используется в индустрии кино?

Программирование уже давно добралось до кино, и недавно к нему присоединились нейросети: Netflix открыл вакансию менеджера по продуктам машинного обучения с зарплатой от $300 тыс. в год, и это только начало.

Где используются программы в кинематографе сейчас? Везде. Буквально на всех этапах разработки фильма любого жанра и размера – от написания сценария до настройки звука. Сейчас программисты пишут софт не только для технически сложных боевиков и фэнтези, и к этому всему постепенно примешивается ИИ, но пойдем по порядку.

Как программирование используется в индустрии кино?

Кассовые сборы

Анализ данных активно применяется в киноиндустрии – все-таки это продукт массового потребителя, который нужно успешно продать. Информация о прошлых фильмах и о том, как их приняла аудитория, используется для определения перспективных проектов и улучшения маркетинговых кампаний.

В мире уже используются программы типа Scriptbook и Largo AI, которые предсказывают коммерческий успех фильмов на основе данных о прошлых фильмах – ИИ анализирует предпочтения зрителей и прогнозирует популярность будущей кинокартины.

Как программирование используется в индустрии кино?

Предпроизводство

На всех этапах создания фильма фильммейкеры нуждаются в технической поддержке. Сначала производство нужно спланировать – например, в Movie Magic Budgeting. Там намечаются бюджеты, планируются съемки и управляются проекты в целом.

Сценарии пишутся и форматируются в Final Draft или Fade In, а визуализируются в 3D-программах, например, Cinema 4D. До самих съемок создаются трехмерные макеты, а с ними – раскадровки и виртуальные репетиции.

Как программирование используется в индустрии кино?

Производство

Производственная часть работы над кино, помимо камер и микрофонов, нуждается в программном обеспечении (ПО) для монтажа. Например, Adobe Premiere Pro и DaVinci Resolve широко используются в кинематографе для сборки и редактирования отснятого материала.

В этих программах монтируются фильмы разных студий вплоть до голливудских: в них накладывается звук, редактируется цвет и другие косметические эффекты. А ещё они используют ИИ – например, в DaVinci Resolve нейросеть помогает очищать запись голоса от лишнего шума.

Съемки и 3D-анимация

Иногда фильммейкеры нуждаются в дополнительном ПО для воплощения своих идей и разрабатывают программы специально под свои нужды. Например, так были созданы motion capture и perfomance capture – методы захвата движений, которые используются при создании фильмов и игр с начала 1990-х годов.

Так режиссёр Джеймс Кэмерон создавал реалистичных фэнтези-персонажей в фильмах «Аватар» и «Аватар 2».
Так режиссёр Джеймс Кэмерон создавал реалистичных фэнтези-персонажей в фильмах «Аватар» и «Аватар 2».

Performance Capture записывает движения актеров с помощью специальных сенсоров, которые затем преобразуются в цифровую форму.

2D-анимация

Кино не ограничивается фильмами, а мультфильмы – объемным 3D. Режиссер Серхио Паблос вдохнул в 2D-анимацию новую жизнь вместе с мультфильмом «Клаус» с помощью инструмента KLaS (Klaus Light and Shadow) на основе программы 2D-анимации Houdoo. Новая технология позволяет накладывать на кадры динамичную светотень.

Видео сравнивает традиционный и новый подходы к созданию светотени.

Мультфильм рисовался покадрово от руки, поэтому KLaS разрабатывали для облегчения работы аниматоров – не только с целью сделать быстрее, но и красиво.

Сейчас это единственная подобная картина, и впереди еще много возможностей для улучшения визуала и облегчения работы фильммейкеров – и для всех нужны программисты, которые их реализуют.

Искусственный интеллект (ИИ)

Инструменты ИИ автоматизируют сложные задачи и улучшают качество фильмов. Программисты разрабатывают алгоритмы для идентификации эмоций актеров, обнаружения объектов в кадрах и создания реалистичных спецэффектов.

Нейросети зашли так далеко, что теперь фильмы можно снимать без актеров: с помощью ИИ, в который загружается отснятый ранее видеоматериал. Это привело к массовым забастовкам в июле 2023 года: мало того, что актеры становятся жертвами дипфейков (видео с использованием чужого лица, голоса, жестов), теперь нейросети еще и отбирают у них работу.

Из-за нейросетей пострадали и сценаристы.
Из-за нейросетей пострадали и сценаристы.

Добиться ограничений использования ИИ удалось, но в кино его уже вряд ли уже уберут насовсем. Например, нейросети успешно применяют в съемках небезопасных экшен-сцен и сцен с умершими актерами (насколько это правильно – другой вопрос).

Для правильной работы этих нейросетей нужны специалисты по машинному обучению, которые будут писать код для генерации компьютерной графики, симуляции реальности и управления трехмерными моделями.

Постпроизводство

Программирование помогает автоматизировать задачи по постпродакшну: монтаж, цветокоррекция и микширование звука. Программисты создают плагины и сценарии, чтобы расширить функциональность ПО для постпродакшна и ускорить этот процесс.

Так, большая часть постпроизводства происходит в:

Многие из этих программ используют свои сеты и плагины – программируемые настройки, создающиеся под ситуацию.

Как программирование используется в индустрии кино?

Заключение

Программирование все шире используется во многих индустриях и даже создает новые профессии в кино. Специалисты по данным создают ПО для анализа данных о фильмах, программисты по визуальным эффектам пишут программы для спецэффектов, а программисты по постпродакшну автоматизируют задачи по постпродакшну.

Программирование становится все более важным в индустрии кино, помогая профессионалам создавать лучшее кино, повышать эффективность производства и открывать новые возможности для карьерного роста. По мере того, как технологии продолжают развиваться, программисты будут играть все более важную роль в формировании будущего кинопроизводства.

Начать дискуссию