Топ-3 юридических проблем, о которых никто не говорит вслух при создании фильма

Топ-3 юридических проблем, о которых никто не говорит вслух при создании фильма

Немногие задумываются о том, как юридически создается фильм. Сегодня немножко приоткрою эту завесу, но без юридического занудства. Этот материал для людей интересующихся, деятельных, а также и тех, кто является продюсером или напрямую связан с фильмами.

Здесь вы найдете 3 юридические проблемы, которые возникают при создании фильма.

Кто обычно создает фильм

В любом фильме обязательно будут следующие лица: сценарист, режиссер, монтажер, звукорежиссер, оператор, актеры.

К указанному списку, если в фильме иные кинематографические нюансы, добавляются и иные творческие люди: художники, костюмеры, художники-постановщики, звукорежиссеры и др.

Все зависит от того, что мы непосредственно снимаем.

Но факт остается фактом, практически каждый творческий специалист создает своим творческим трудом объект авторских прав. Каждый объект авторских прав защищается.

статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации

Что из себя представляет фильм юридически

Каждый отрезок - вклад творческого человека, права, которые у него возникают при создании фильма.
Каждый отрезок - вклад творческого человека, права, которые у него возникают при создании фильма.

Разобраться в этом нам с вами поможет эта схемка.

Дело в том, что фильм с юридической точки зрения – это создание единого полотна из сотни, а иногда из тысячи маленький “кусочков”. В какой-то степени это похоже на монтаж видеороликов. Разве что с юридической точки зрения мы собираем воедино не только звуки и визуальные “куски” видео, но и все другие объекты авторских прав, которые входят в состав фильма.

Разберем на примере

Например, режиссер и сценарист могут вместе воплощать сценарий текст.

Сценарий текста является объектом авторского права, который выражен в формате литературного произведения, а режиссер и сценарист могут выступать не просто авторами, а соавторами. Соответственно, чтобы этот “кусочек” фильма полностью принадлежал продюсеру или кинокомпании, необходимо, чтобы права на него перешли в полном объеме, если таковы договоренности.

Такая же логика применяется и к иным творческим людям, которые своим творческим трудом создают объект авторского права.

Как вы могли понять из схемки – таких объектов может быть огромное множество. Отсюда начинаются проблемы.

Топ-3 юридические проблемы, с которыми сталкиваются при создании фильма

1. Права “зависли” и в результате непонятно, кто является правообладателем

Создавали фильм, были слишком погружены в творческий процесс и забыли, кто что делал. Договор не подписали на отчуждение исключительных прав, а вот при заключении договора с телеканалом все документы попросили.

В итоге мы с вами можем “напороться” на то, что телеканал откажет нам в “прокрутке” по ТВ фильма, потому что у нас нет на него всех прав.

Что здесь остается? Идти и подписывать договор на тот кусочек прав, что не в ваших руках и скорее всего доплачивать за их отчуждение.

В ином случае вы рискуете получить досудебную претензию с требованием о выплате от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. компенсации за нарушение исключительных прав.

Правообладатель или автор вправе требовать вместо возмещения убытков компенсацию за нарушение его прав:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

статья 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации

2. В договоре указали все денежные условия, но про отчуждение прав забыли

Казалось бы, уже давным-давно выучили и поняли, что у авторов есть права на то, что они создают, но опять и опять неправильно формулируем условия.

Продюсеры запомните, права на объекты авторского права отчуждаются “в полном объёме”.

Вот хорошая формулировка, которая поможет забрать права:

Автор отчуждает Продюсеру исключительные права на Произведение в полном объеме для использования его любым способом и в любой форме, включая указанные в ст. 1229, ст. 1270 Гражданского кодекса РФ.

Вознаграждение Автора за отчуждение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности включено в стоимость работ и/или услуг и составляет 5 %.
— формулировка для договора

3. Подумали, что труд человека, который создает фильм, не является творческим

Бывает и такое. При создании фильма посчитали, что продюсер не создает своим трудом ничего творческого, а просто оказывает техническое сопровождение.

Оно на самом деле может быть и так, но может быть и по-другому. Например, когда продюсер не только занимался сопровождением проекта, но и творчески как-либо поучаствовал, в результате чего создал музыку.

Чтобы получить права на музыку, нам нужно точно также заключить договор с условием отчуждения прав в полном объёме, в ином случае имеется риск неперехода прав.

Советы и рекомендации

Самый лучший совет, если снимаете фильм или сложный видеоролик, то привлекайте юриста – очень много времени и нервов сэкономите!

Если материал зашел, то можете подписаться на мой Телеграм-канал,

Тут много интересного: Турпанова!

22
2 комментария

Реально кто то думает, что при создании фильма продюсер не создает своим трудом ничего творческого? Это глупо, огромный труд и огромное время тратиться на все эти процессы, а особенно это делает продюсер

Ответить

Да, у меня бывало такое в практике) возможно и есть чисто технические продюсеры, которые не делают ничего творческого, но на мой взгляд – это прям редкость)

Ответить