{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Микроконвейер Яндекс Толока

Наиболее близким аналогом проекта «Купи работу» является сервис Яндекса «Толока». В нем тоже реализован принцип выбора заданий из списка, но там не аукционная система, а рейтинговая. Т.е. чтобы взять задание, нужно иметь рейтинг или обучиться какому-то навыку в категории, что логично при выбранной Яндексом модели микроконвейера.

Толока была изначально заточена под Яндекс и в основном там и сейчас задания Яндекса. Других заказчиков со стороны практически нет, потому что формат подготовки этих заданий чрезвычайно трудоемкий и сложный. Поэтому Яндекс в 2019-м году организовал у себя специальную службу, которая подготавливает задания стороннего заказчика в нужный для Толоки формат. Вот один из комментов о сервисе, который хорошо характеризует его для исполнителя:

«Alexandr Simonov

За несколько центов предлагается выполнить 5-10 несложных заданий между которыми по пол часа пути. Да и само задание может потребовать разгадки квеста в незнакомом здании. Ценообразование там сомнительное. Если мимо не шел, то ввязываться бессмысленно.»

Т.е. система, форматирующая исполнителя под конкретную задачу реально выносит мозг. Лично я считаю это огромным минусом. С ценой заданий (и с логикой ценообразования в зависимости от рейтинга) я бы может даже и согласился, если бы не было всех этих квестов с обучающими заданиями, тоннами инструкций, какими-то проверками, препятствиями, многоуровневыми условиями, чтобы наконец тебе разрешили приступить к работе.

Сразу понятно, что процессинг не может масштабироваться и этот косяк для Толоки фатальный. Заказчик не станет башлять Яндексу за помощь в создании квестов для того чтобы вписаться в формат системы выполнения, оценки и пр., а Яндекс на халяву тоже этого делать не будет. Т.е. Толока обречена остаться внутренним продуктом Яндекса навсегда.

Для самого Яндекса это может и нормально если у них все там так работает, но наружу это говно нельзя вываливать категорически. Собственно "успех" Толоки сам за себя говорит. В проекте «Купи работу», мы разработали другую систему формализации данных и подготовки заданий. Да, и в нашем проекте при подготовке заданий и инструкций к ним требуется формализм. Но этот формализм должен быть минимален и как система КОНЕЧЕН, как набор булевских функций. Он не должен пожрать сам себя, а именно это ждет Толоку, если она будет развиваться дальше в том же духе.

Навыки и рейтинги не должны быть непреодолимым препятствием для исполнителя на входе, и если задача требует очень высокого рейтинга и навыка, то такая задача должна дробиться на более мелкие, чтобы и эти 2 параметра автоматически снижались.

А Толока пошла по пути повышения уровня обучения исполнителей, а не атомизации задач. При этом стоимость выполнения задания для высокорейтинговых и низкорейтинговых отличается в 3 раза. Это вместо того чтобы сделать из одного задания 3 при той же суммарной стоимости. Но в том и порок Толоки, что они не могут пойти по этому пути, придется менять все устройство системы, всю его структуру. Нет механизма атомизации и формализации задач. Они формализуют и унифицируют навыки и рейтинги (читай мозги исполнителя) вместо этого, поэтому и получаются такие квесты.

Эта фундаментальная ошибка, даже не ошибка, этот выбор между двумя направлениями и не мог быть в Яндексе в пользу альтернативы. Потому что вся структура Яндекса в подходе к автоматизации управления человеческими ресурсами изначально развивалась в том же ключе, когда еще Толоки и в помине не было.

В Яндексе не знали, что управление макроконвейером и микроконвейером при переходе к такой детализации, отличаются принципиально, как отличается Ньютоновская и квантовая механика. Т.е. они тупо заехали с Ньютоновскими принципами в квантовую область. И даже сейчас не догоняют, что эти принципы там не работают.

Кстати, физики тоже долго не могли поверить и смириться, что квантовая механика работает иначе. На это им потребовалось 25 лет. Толока такой же технологический труп на рынке микроконвейеров задач, как планетарная модель атома Резерфорда-Бора в квантовой физике.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Eugene Danilov

Толока успешно решает те задачи, которые ей ставят Яндекс и другие клиенты. Это всё, что нужно знать о толоке.

Ps. Тот факт, что толока не соответствует каким-то твоим фантазиям о ней, не означает ровным счётом ничего.

Pps. И на всякий случай: делать каждого исполнителя счастливым не является задачей толоки

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Seo
Автор

Успешно решает очень узкий класс задач при помощи очень узкой категории людей, способных проходить такие квесты.

Рассматривать толоку как продукт для массового рынка просто смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Karklin

Это весь рынок, он не может быть не массовым. Если ты думаешь что открыв аналог с другой бизнес моделью, ты создашь новую нишу в этом рынке или перетянешь клиентов Толоки, то лучше делай сразу соцсеть

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Seo
Автор

Вы, похоже, не поняли главного. Яндекс ошибся фундаментально.

"В Яндексе не знали, что управление макроконвейером и микроконвейером при переходе к такой детализации, отличаются принципиально, как отличается Ньютоновская и квантовая механика. Т.е. они тупо заехали с Ньютоновскими принципами в квантовую область. И даже сейчас не догоняют, что эти принципы там не работают."
Этот рынок свободен, но бизнес модели толоки в нем нет. Они взяли мизерный кусочек и больше не смогут.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin
Рассматривать толоку как продукт для массового рынка просто смешно.

Это верно. Вот вы и оказались в смешном положении, потому что решили этим заняться. Толока - продукт Яндекса для решения задач Яндекса. Удастся выжать из нее что-то еще? Отлично. Нет? И пофигу, свою основную задачу сервис выполняет.

А вы что-то себе нафантазировали насчет места Толоки на свободном рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Seo
Автор

Почему же в смешном? Я и не отрицал что толока только для яндекса, если грубо.
 Но я то думаю о всем рынке, а не о мизерной его части. Где я критиковал что толока плоха для Яшки?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin
Но я то думаю о всем рынке

А Яндекс нет. Также как условная Ока в свое время не предназначалась ни для какого рынка. А решала совершенно конкретную задачу совершенно конкретной системы.

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Seo
Автор

да срать мне на яндекс.
я решаю проблемы ЛЮДЕЙ у которых работы нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin
я решаю проблемы ЛЮДЕЙ у которых работы нет

А мне показалось, что вы думаете о рынке. Но если вы решаете проблемы людей - удачи в этом благом деле.

Ответить
Развернуть ветку
Evgen Seo
Автор

рынок это в первую очередь люди, а не те, кто им работу дает.
Вот сейчас люди по домам сидят, и где теперь весь ваш бизнес с его работой?
нет людей нет бизнеса, а не наоборот.
А если кто-то думает что бизнес главный, потому что у него работа есть, так это иллюзия, которую все приняли.
Но продукты не должны строить свою идеологию на иллюзиях, пусть даже тех, в которые все верят и принимают. У таких продуктов нет будущего.

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда