От Sports.ru до целой ИТ-компании: Марк Тен в подкасте «Запуск завтра»
В каждом выпуске подкаста «Запуск завтра» студии «Либо/Либо» и «Яндекс.Практикума» мы говорим с авторами технологий, которые меняют нашу жизнь, и пытаемся разобраться, как они устроены и какие проблемы перед нами ставят или, наоборот, решают.
Гость выпуска — гендир Sports.ru Марк Тен
Наш ведущий Самат Галимов был техническим директором «Медузы», Bookmate, Pure. В этом эпизоде собеседником Самата стал Марк Тен, генеральный директор sports.ru.
Марк пришел в издание шесть лет назад на позицию младшего продакт-менеджера (хотя метил на место новостника) и вырос до CEO. Сейчас у Sports.ru десятки мобильных приложений, несколько продуктовых команд и международные проекты — tribuna.com и Betting Insider.
В этом выпуске Марк рассказывает, как команда выживает во время пандемии, зачем sports.ru столько рекламы, как вытащить команду из застоя и какой он, продакт здорового человека.
Что еще мы обсудили в этом выпуске
- как развивался Sports.ru;
- как выпускать много вроде бы однотипных продуктов, но делать их совершенно разными;
- как пережить кризис и выйти в суперплюс;
- что точно не нужно делать, когда выходишь на международный рынок (например, надо ли переводить приложение на бахасу и турецкий?)
- что такое нормальная разработка и как договориться с айтишниками;
- как сделать платформу, из-за которой никто не будет страдать (ни разработчики, ни пользователи)
- чего может бояться генеральный директор;
Как поменять систему, которую сам же создал
Как это иногда бывает — вижу цель, не вижу препятствий, успех. А мелочи, на которые пришлось закрыть глаза, никуда не деваются — копятся и разъедают систему изнутри. Так, почти семь лет назад в Sports.ru разрабатывали первые приложения.
Тогда культура эппов, их удобства и пользы как раз зарождалась. Процесс почти одновременного запуска нескольких таких продуктов Марк описывает как «преждевременно газанули». Резкий старт и экономия сильно повлияли на процессы, которые удалось наладить только недавно.
Что пришлось сделать, чтобы все изменить?
- постепенно переделывать продукты, на которые есть спрос;
- создать свежий стек, от которого «не будут вешаться программисты»;
- провести «терапевтические мероприятия» внутри команды (продакты, разработка, дизайнеры, аналитики)
Да, без разговоров никак. Особенно когда ты отвечаешь за команду и постоянно думаешь: не может быть так, что десять человек «не могут родить такую вроде бы простую штуку — они талантливые интересные люди, конкурентные».
Марку потребовалось немало времени, чтобы понять: это не команда делает неправильно, просто нужно обновить продукт, который всех тормозит.
Причем меняться важно всем, без исключения, и в самые разные стороны. Потребовалось полгода, чтобы понять, как заново перестроить процессы и пофиксить баги внутри команды (а не только в продукте) — тогда все «поехало».
Работа команды строится вокруг трех смысловых блоков:
- все, что связано со статистикой (страницы с матчами, турнирные таблицы, экспорт и импорт данных, пуш-уведомления)
- контент (тексты, видео, соцсети)
- теги — точка, через которую построена вся внутренняя и внешняя дистрибуция.
Цифры:
Ребята находятся в постоянном поиске новых разработчиков (раньше платформа работала исключительно на языках программирования PhP и Perl, сегодня все новое пишется на Go).
Кто такой крутой продакт
Продакт-менеджер отвечает за создание и контроль новых продуктов, продвигает их, управляет их жизненным циклом на всех этапах, анализирует рынок и эффективность изменений, исследует конкурентов, планирует KPI, разбирается в Unit-экономике и моделях монетизации, ставит задачи разработке и дизайнерам, управляет командой.
Навыки классного продакта:
- ценности, схожие с ценностями владельцев бизнеса;
- правильное отношение к делу (нормальная оценка себя, понимание, что знать всего невозможно, готовность восполнить пробелы);
- базовые технические компетенции;
- нормальная речь;
- простые подходы к монетизации продукта, потому что способы монетизации часто пересекаются (реклама, лидогенерация, подписка), но ведущая модель, на которой ты будешь зарабатывать основные деньги, как правило, одна;
- готовность меняться.
Люди, которые строят экспертизу на конкретных вещах внутри хард скиллс (например, понимают, как устроены мобильные экосистемы или конкретные технологии, с помощью которых они один раз успели что-то вскрыть), обречены на провал. Если ты не способен постоянно создавать что-то новое с разными инструментами, погружаясь в суть бизнеса и не зацикливаясь на технических штуках, которые очень быстро меняются, вскоре станешь неактуальным.
Как реклама влияет на трафик
Основной заработок Sports.ru действительно составляет реклама + букмекеры (отдельный канал продаж), и ее здесь правда много, причем в самых разных форматах. Но вот, что важно: если вы получаете уникальный контент, то какая разница, какой баннер висит справа или слева?
Что не так с современными медиа
Все диджитал-СМИ сегодня существуют почти в одних и тех же форматах: тут вам и новости, и лонгриды, и видео с подкастами. Ничего нового почти нет, а если и появляется, волну довольно быстро подхватывают остальные. В общем, «медиа лишены возможности по-человечески заниматься собственным продуктом, потому что постоянно возникает какая-то новая среда дистрибуции», в которую надо отгружать контент.
Уникальный формат внутри Sports.ru появился самостоятельно (точнее, с помощью пользователей) — это комментарии, из которых вырастают мемы. Вот правда, если вдруг станет мучительно грустно, идите в ветки на Sports.ru (даже если не разбираетесь в спорте).
А что там по коронавирусу и… росту?
Все у ребят нормально — ну, совсем немного просели по трафику, чуть больше — по глубине просмотров, потому что «не хватает плотности повестки». Зато главное не изменилось — им ничего не угрожает. Прибыль есть. Пользователи, которые ждут возобновления спортивных событий (и уже даже дождались), тоже. Акционеры остаются с ними десятилетиями, а никакие внешние инвесторы не нужны. И много перспектив. Все подробности — в подкасте.