Фактчекинг: как проверять факты

Кейс издания MC Today, которое выпустило фейковый релиз об открытии "Старбакс" в Украине и на который купились нормальные СМИ

И еще несколько дельных советов...

1. Увидели "страшную новость" в соцсети? Обратите внимание на название источника. Если вы видите его впервые или он имеет странное/нетипичное доменное имя типа SU, то с 99-процентной уверенностью могу сказать, что не только новость, а все издание целиком - один сплошной фейк.

2. Если источник вам знаком, а новость по-прежнему страшная, попытайтесь найти информацию на эту же тему еще в как минимум 3-х хорошо знакомых вам источниках, принадлежащих разным медиахолдингам. Если нашли - с большей долей вероятности можно сказать, что информация правдивая. Если нет, значит - фейк.

Бывает и так, что даже нормальные медиа одновременно постят фейковую новость. Недавно издание MC Today провело такой эксперимент - создало почтовый адрес в gmail и с этого адреса разослало фейковый релиз об открытии сети "Старбакс" в Украине с указанием места проведения мероприятия, а также имени "директора компании" - Самюэль Баум. Издания с хорошей репутацией попытались проверить информацию: позвонили по указанному в релизе телефону и попросили "пиар-менеджера" подтвердить факт открытия, а также запросили контакты украинского топ-менеджмента. Им подтвердили открытие и пообещали выслать контакты попозже. Не дождавшись запрошенной информации, издания Village Ukraine, "Новое время" и некоторые другие опубликовали новость об "открытии "Старбакс".

Что сделали журналисты AIN: они пробили адрес по Гугл Картам и увидели, что данную геолокацию занимает... озеро. Потом они проверили имя "директора", коим оказался сценарист сериала "Обмани меня", а вовсне не сотрудник "Старбакс". В итоге информация біла бістро убрана с сайта AIN.

3. Что из всего этого следует? При фактчекинге нужно быть придельно внимательным к деталям и проверять буквально каждый факт (и даже аргумент) - адреса, имена собственные, даты, цитаты, ссылки, - все, что только можно.

4. Локальные новости, а также международные в переводе можно проверять, например, на сайтах местных служб ВВС, Интерфакс и пр.

5. Если вы в материале встретили непонятное слово/фразу/формулировку, можно обратиться к Википедии, но если слово/фраза/формулировка имеют локальное значение (например, они называют что-то важное в масштабах страны, региона, города), лучше проверить информацию на сайтах госслужб, министерств, кабмина, мерии города и других официальных организаций.

6. Обращайте внимание на стилистику текста. Нормальное медиа никогда не позволит себе заголовки типа "ШОК контент", "Чичита оголила грудь. ФОТО"... Если рядом с нормальными статьями на том же сайте вы видите такие заголовки, лучше такому СМИ не доверять, потому как оно не имеет определенной редакционной политики, иными словами: работает по принципу "что вижу, о том пою".

7. Нормальное медиа всегда ставит кликабельную ссылку на первоисточник, перейдя по которой вы найдете оригинальный материал, либо в тексте ссылается на пресс-службу организации/компании/ведомства. А это занчит, что зайдя на сайт организации/компании/ведомства, вы сможете найти ту информацию, которая была опубликована СМИ.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ksenia Van De Kamp

Почему открытие SBx в какой-то стране - это "страшная новость"? По-моему, это вообще не новость))

Ответить
Развернуть ветку
Ira Refahi
Автор

ну, вот как-то остро отреагировали... )))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Никифоров

Всё верно, но уже новости не читаю, по причине их фэйковости, рекламности, негативности и бесконечного потока непонятно чего. 

Ответить
Развернуть ветку
Ira Refahi
Автор

а что читаете?)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Никифоров

habr and vc

Ответить
Развернуть ветку
Ira Refahi
Автор

хороший выбор)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда