Быстрый дофамин: как потребление контента влияет на самочувствие

Дофамин — гормон счастья, вырабатываемый в процессе предвкушения или получения желаемого продукта и совершения желаемого действия. Дофамин формирует зависимость от удовольствия и стимулирует человека к воспроизведению ранее полученных комфортных ощущений. Этот гормон работает в долгосрочную перспективу, однако для счастливой жизни человеку необходимо ежедневно испытывать положительные эмоции. Из этого рождается такой термин, как «быстрый дофамин» — мгновенное удовольствие, получаемое «здесь и сейчас» благодаря легкодоступным источникам, таким как аппетитная еда, общение с приятными людьми, игры с питомцами, социальные сети, компьютерные игры, онлайн-шоппинг, быстрые реакции в интернете и другие развлечения. Эти источники активируют систему вознаграждения в мозге, вызывая выброс дофамина, рождающий чувство удовлетворения.

Одним из основных источников мгновенных удовольствий является потребление контента. Эксперты первого российского видеоагентства Ruptly решили разобраться, что относится к дофаминовому контенту, и как его потребление влияет на самочувствие пользователей.

1. Челленджи и флешмобы

Участие в популярных онлайн-челленджах, трендах и вирусных активностях формирует чувство причастности и стимулирует выработку дофамина за счет того, что общественная реакция на выполненное действие конкретного пользователя становится более недосягаемой, а попадание в тренды имеет большую ценность и усиленную систему вознаграждения. Также поддержка флешмоба может привлечь массовое внимание общественности к насущным проблемам.

Вспомним несколько примеров подобных челленджей:

— «#BlackoutTuesday» (2020 год): социальный челлендж, пользователи выкладывали черный квадрат в знак солидарности с движением Black Lives Matter и в поддержку борьбы против расовой дискриминации.

— «Flip The Switch Challenge» (2020 год): развлекательный челлендж, набравший популярность во время пандемии. Участники снимали видео под песню Дрейка "Nonstop", где они внезапно менялись одеждой и местами с другим человеком в кадре, когда выключался свет.

— «Tortilla Slap Challenge» (2022 год): суть челленджа заключается в том, два человека наполняют рты водой, а затем по очереди пытаются ударить друг друга по лицу лепешкой (тортильей) так, чтобы другой участник засмеялся и выплюнул воду.

2. Трендовые Reels, Shorts, TikTok

Современные цифровые платформы ввели такие средства передачи контента, как вертикальные короткие видео. Популярными примерами являются TikTok, Reels*, Shorts. Быстро меняющиеся видеоролики, часто юмористического характера, обеспечивают мгновенное удовольствие и стимулируют приток дофамина за счет доступности получения информации за короткий промежуток времени и развлекательного подтекста. Преимущество трендовых коротких видео заключается в том, что они являются эффективным инструментом продвижения и позволяют людям рефлексировать на тему тех явлений, в которых они могут узнать самих себя, и получить от этого положительные эмоции.

3. Контент с животными

Контент с животными — это самый безобидный и расслабляющий вид потребления информации в интернет-сообществе. Научно доказано, что общение с животными положительно влияет на самочувствие человека, способствует мгновенной выработке дофамина и снижению уровня стресса.

Например, в последнее время Instagram*-пользователи активно выкладывают вертикальные видео о том, как подбирают бездомных животных на улице и запечатлевают момент «до» и «после». Такой контент вызывает эмпатию зрителей и мгновенно поднимает настроение. Также в сети популярны персональные аккаунты домашних питомцев, которые ежедневно ведут их хозяева и транслируют повседневную жизнь своего любимца. Одним из наиболее знаменитых является аккаунт пуделя Груши, которая очень любит путешествовать, несколько раз в день менять наряды и широко улыбаться.

4. Вирусные мемы и шутки

Мемы — один из методов современного обмена информацией и способов общения в интернете. Красочные картинки с юмористическим фундаментом быстро распространяются в сети и вызывают мгновенную реакцию пользователя — смех, удивление и наслаждение. Мемы способствуют укреплению социальных связей, так как задают неформальный тон беседы, помогают людям находить общие темы и создают ощущение единства. Также это действенный способ выражения сложных идей, критики или общественных комментариев в простой и доступной форме. Несколько ярких примеров мемов, знакомых каждому:

  • «Zoolander Standoff»
Мем образовался из кадров фильма «Образцовый самец», вышедшего в 2001 году. Используется для изображения напряженных ситуаций между двумя людьми или обозначения контрастных противопоставлений.
Мем образовался из кадров фильма «Образцовый самец», вышедшего в 2001 году. Используется для изображения напряженных ситуаций между двумя людьми или обозначения контрастных противопоставлений.
  • «Зоя Вексельштейн»
Мем, появившийся из ролика с менеджером бутика Зоей Вексельштейн, рассказывающей про бренд Simon Chang, комбинируя русские и английские слова. Используется в любых жизненных ситуациях.
Мем, появившийся из ролика с менеджером бутика Зоей Вексельштейн, рассказывающей про бренд Simon Chang, комбинируя русские и английские слова. Используется в любых жизненных ситуациях.

5. Хорошие новости

Для ежедневного поднятия настроения современному человеку особенно важно замечать позитивные инфоповоды в новостной повестке. Многие пользователи, боясь пропустить очередную шокирующую новость, становятся склонны к думскроллингу. На этом фоне одно доброе и положительное известие может улучшить настроение человека на целый день.

Мы решили не отставать от трендов и поделиться хорошими новостями:

  • В Московском зоопарке недавно родился детеныш кустарниковой собаки;
  • Ленинградский зоопарк показал празднование дня рождения альпаки Брауни;
  • Российские школьники выиграли пять медалей на олимпиаде по физике в Иране.

6. Лайфстайл

Основная цель подобного контента — вдохновлять, информировать и развлекать аудиторию, предоставляя полезные советы, гайды и рекомендации по различным аспектам жизни: здоровье, стиль, саморазвитие, кулинария и другие. Мотивирующие статьи о самореализации или обзоры свежих зарубежных дизайнерских коллекций могут доставить пользователю положительные эмоции, отвлечь от рутинных дел и придать стимула для достижений повседневных целей.

Дофаминовый контент является неотъемлемой частью существования пользователя в интернет-пространстве. При разумном потреблении такой контент может стать способом общения, передачи информации в доступной форме и обмена эмоциями, способствовать поднятию мотивации для достижения небольших целей или выполнения повседневных задач, помочь быстро поднять настроение, отвлечься от рутины и придать в веру в хорошее.

Развлекательный контент вызывает привыкание и потребность в постоянном поглощении новых порций дофамина, поэтому тем, кто ведет персональные блоги, паблики, составляет гайды или выпускает короткие вертикальные видео, рекомендуем уделять особое внимание позитивным новостям в своей повестке.

Начать дискуссию