Как мы сделали корпоративное радио, в которое влюбилась вся команда

Привет! Мы компания LEVEL, разрабатываем электронные курсы, бизнес-симуляции и виртуальные тренажеры для обучения сотрудников. В апреле три наших менеджера проектов Илья Чебоненко, Ксюша Боровик и Наташа Бутырская решили сделать корпоративное радио, которое поможет не тосковать на удаленке и поближе познакомиться с коллегами. Ребята уже сделали более 20 выпусков, в статье они рассказали, как работают над программой и почему им не жаль на это личного времени.

Идея

Мысль запустить собственную любительскую радиостанцию появилась еще до карантина, но сначала казалось, что на нее уйдет слишком много времени и сил. Тогда мы отложили эту идею, но вспомнили о ней примерно через пару недель после начала самоизоляции.

Во время одного из созвонов мы осознали, что очень соскучились друг по другу и по живому общению. Захотелось создать что-то объединяющее, что поможет всем коллегам проще переживать вынужденную разлуку.

В итоге три менеджера собрались и начали делать радио 411. Оно называется так по номеру нашего бывшего офиса в бизнес-центре.

У LEVEL распределенная команда: в штате компании работает около 40 человек, а помимо этого есть фрилансеры, которые живут в разных городах и странах. Многие сотрудники работали удаленно и до карантина, у них вообще никогда не было возможности просто поболтать с коллегами в перерыве. Пожалуй, для них радио имеет еще большую ценность.

Наташа Бутырская, Менеджер проектов

Концепция

Сначала мы хотели запустить музыкальное радио, в котором весь день будут играть длинные плейлисты. Но эфир хотелось разнообразить, и в результате появился формат, который напоминает подкаст.

Каждый выпуск, который длится примерно час, открывается музыкальной подборкой, а затем в гости приходит кто-то из коллег. Мы разговариваем о жизни, работе и увлечениях, а потом проводим шуточное блиц-интервью. В конце снова играет музыка.

Главная идея радио — рассказать что-то интересное и неизвестное о людях, с которыми мы работаем. В обычной жизни не все коллеги близко общаются друг с другом, поэтому часто мы не знаем, какие интересы есть у ребят из других отделов. Но наверняка при более близком знакомстве может оказаться, что некоторым людям есть что обсудить. Перед выпуском мы заранее узнаем что-то о госте и придумываем, как лучше раскрыть его личность.

Ксюша Боровик, Менеджер проектов

Еще у Наташи есть собственная рубрика, которая так и называется: «Рубрика Наташи». В ней она рассказывает познавательные факты о чем угодно: от советов по здоровому сну до экологии.

Со временем мы завели отдельный и анонимный Telegram-канал, в котором можно задать вопрос ведущим и получить ответ в следующем выпуске.

Как мы сделали корпоративное радио, в которое влюбилась вся команда

Как работаем над выпуском

Техническая сторона

Интервью с гостями и «Рубрика Наташи» записываются через Zoom, а затем Илья монтирует разговорную и музыкальную часть в диджейской программе Traktor.

Готовая запись заливается на Google Диск, а затем — в аккаунт на Soundcloud.

Подготовка и время

Обычно на запись одного интервью уходит около часа. Перед ним мы созваниваемся за полчаса, чтобы разговориться и быть в форме. Чтобы подготовиться и настроиться, читаем заранее прописанный выпуск по ролям.

Еще по часу уходит на «Рубрику Наташи» и мозговой штурм, чтобы придумать темы для разговора и блиц-вопросы.

Всего подготовка, обсуждения, оформление и проверка одного выпуска занимают около 5-7 часов нашего личного времени. Каждую неделю выходит два выпуска.

Продвижение и оформление

Коллеги узнают о новых выпусках в специальном Telegram-канале. К каждому эфиру мы придумываем интригующий тизер, а потом Ксюша рисует аватар гостя, на котором всегда есть упоминание RADIO 411. Иногда это тоже непросто: ведь нужно найти какую-то особенную деталь и с ее помощью в схематичном рисунке передать образ человека так, чтобы получилось узнаваемо.

Как мы сделали корпоративное радио, в которое влюбилась вся команда

Как работаем с гостями

Наша главная цель — постепенно поговорить со всеми коллегами без исключения. Для этого мы составили список гостей и в основном двигаемся по нему. Но с окончанием самоизоляции у многих прибавилось работы, поэтому иногда приходится менять планы на ходу.

Когда знаешь о человеке нечто большее, чем то, кем он работает, это улучшает отношения в команде. В разговоре мы стараемся задавать вопросы, которые помогают слушателям ближе познакомиться с собеседником. Почти все гости в итоге рассказывают нам даже больше, чем мы изначально хотели узнать. И это очень классно.

Илья Чебоненко, Менеджер проектов

В первых выпусках мы только учились, поэтому сначала позвали тех ребят, с которыми чаще всего общаемся по работе, и до релиза записали с ними сразу пять выпусков. Это помогло потренироваться, набить первые шишки.

После выхода первого выпуска мы начали звать новых гостей, и здесь запас готовых эфиров тоже здорово помог. Многие люди стеснялись быть в числе первых, но когда узнавали, что перед беседой с ними выйдет еще 3–4 программы — начинали чувствовать себя более раскованно.

Сейчас коллеги привыкли к существованию радио и соглашаются на интервью почти сразу. А кто-то даже говорит, что попасть на радио было его детской мечтой, которую мы исполнили. Это очень вдохновляет!

Перед выпуском мы рассказываем правила: пишем все с первого раза и ничего не вырезаем. Чтобы гость раскрепостился, мы созваниваемся с ним за несколько минут до эфира и просто болтаем о чем-нибудь отвлеченном. Когда человек привыкает — начинаем писать. К такому подходу мы пришли не сразу — первых гостей мы записывали с ходу, и им было тяжело в первые минуты.

Для каждого гостя мы придумываем уникальные вопросы для блица. Они должны быть немного каверзными и перекликаться с интересами человека. Например, одну девушку, мы просили выбрать между корейской косметикой или корейской музыкой. Она фанат и того и другого, для нее это было непросто. Вот еще примеры вопросов из блица — прыгнуть с парашютом или нырнуть с аквалангом, Марк Ротко или Сальвадор Дали, манго или маракуйя, Роршарх или Роршах, динозавры или коты. Единственный вопрос, который повторялся — это актуальный в карантинные времена «Офис или удаленка?».

Как выбираем музыку

За музыкальную составляющую полностью отвечает Илья. Он сам ищет песни, продумывает логику и ставит в эфир очень необычные и редкие вещи.

В каждом выпуске обязательно присутствует любимая песня гостя, и подборка строится так, чтобы подчеркнуть его музыкальный вкус. Например, если человек в качестве любимой песни выбрал композицию Nirvana, то в плейлисте появится Foo Fighters, в которой поет ее бывший барабанщик. Если гость любит японскую или корейскую музыку, то можно поставить японский ска-панк.

С помощью диджейской программы Илья превращает музыкальную и разговорную части в единый сет. Он сводит треки так, чтобы они играли без перерыва, и обращает внимание на последовательность: важно, чтобы песни хорошо сочетались между собой и красиво переходили одна в другую.

Как мы сделали корпоративное радио, в которое влюбилась вся команда

Мы решили для себя, что одни и те же песни не должны повторяться в разных эфирах (только исполнители). Поэтому каждый раз приходится искать что-то новое.

Для любителей хорошей музыки мы собрали плейлист из некоторых песен, звучавших в эфире.

Что будет дальше

Нас очень мотивируют и вдохновляют отзывы людей. Многие говорят, что ждут и с удовольствием слушают каждый выпуск, и это очень приятно. Здорово, что мы своими силами сделали проект, который заряжает и сближает коллег.

Наша главная задача — записать интервью со всеми коллегами и закончить на этом первый сезон.

Дальнейшая судьба радио — секрет даже для нас самих. Мы точно хотим продолжать, у нас много идей, но что из этого получится, мы еще не решили.

Как запустить свое радио: советы и наблюдения

За время работы над RADIO 411 мы успели многому научиться, набить шишки и сделать выводы. Если вы тоже хотите запустить корпоративное радио или подкаст, возможно, вам пригодятся наши советы.

Подумайте над целями и концепцией. Чем лучше вы поймете, какие задачи должно решать радио, тем проще будет генерировать контент и отслеживать результат.

Оцените силы. Будьте готовы к тому, что работа над выпусками займет много времени. Если вы и так заняты работой по 12 часов в сутки, ресурсов на радио может просто не хватить.

Начните с простых инструментов. Некоторым кажется, что без профессиональной техники ничего не получится, но на старте можно обойтись минимальным набором. Коллеги точно простят вам отсутствие студийного звука, если вы будете делать для них классный продукт.

Выстраивайте диалог. Позвольте команде участвовать в создании радио, это можно реализовать в любом формате, все зависит от концепции и вашей фантазии. Люди могут приходить на интервью, задавать вопросы, передавать приветы, голосовать за лучшую песню или участвовать в конкурсах. Интерактив сделает процесс более живым, разнообразит контент и еще больше сблизит команду.

Имейте запасные варианты. Люди болеют, уходят в отпуска или с головой погружаются в работу. Лучше иметь под рукой портфель из нескольких выпусков: даже если кто-то из гостей вдруг не сможет прийти на интервью, вам будет что опубликовать.

Собирайте обратную связь. Положительные отзывы вдохновляют и помогают двигаться дальше. А еще в общении с коллегами можно почерпнуть свежие идеи.

Репетируйте. Никто не ждет от вас поставленной речи, как у настоящего диктора, но работать над подачей все равно стоит, поэтому лучше заранее прописывать сценарий эфира и перед записью читать его вслух, чтобы подготовиться. Иногда можно импровизировать, но в основе должен лежать готовый план.

#корпоративноерадио #команда

44
7 комментариев

А сам Андрей у вас в штате или на фрилансе работает?

3

На фрилансе вдохновителем)

1

Кстати, тех.часть - что и как делается - не раскрыта почему-то совершенно.

А какой информации не хватило? Попробую расписать по пунктам:
1. В Zoom интервью с гостем
2. Поиск песен для плейлиста. 
3. Скачивание выбранных песен. 
4. Добавление песен в Traktor, запись эфира. Запись нужно делать в реальном времени, то есть прослушать надо все и сводить песни в реальном времени, проматывать ничего нельзя. Запись ведётся, как на диктофон, грубо говоря. 
5. Готовый эфир выкладывается на Google диск. 
6. Загрузка готового эфира в SoundCloud 
7. Отрисовка аватарки
8. Подготовка и публикации эфира в Telegram канале. 

Есть ещё всякие мелкие детали, но если по этапам, то вот так. 

2

Собираете плейлисты? А авторские вы платите РАО? или это так, на свой страх и на риск попадалова?

Хороший вопрос, мы им тоже задавались. Именно поэтому аккаунт на SoundCloud у нас приватный. Telegram канал, где выкладываются ссылки с выпусками тоже приватный, там только коллеги. На самом деле думали про публичный подкаст, но из-за этого момента он закрытый. 
Тут руководствовались примерно такой мыслью, если к вам пришли друзья домой на вечеринку, вы поставили свой плейлист, это не значит, что вам нужно будет отчислять авторские в РАО)

Поэтому приватный аккаунт SoundCloud это наша онлайн вечеринка)