HR-медиа в Telegram: как это работает

Расскажу про свой опыт создания и ведения нескольких профессиональных сообществ с вакансиями в Telegram.

Привет. Меня зовут Максим, я веду HR-медиа с 2017 года.

В июне 2019 я писал о том, как обстоят дела с HR-медиа в VK. Сегодня же поделюсь наблюдениями по работе конкретно с Telegram. Это совсем другая кухня, здесь вкусно пахнет. Но не всегда.

В 2017 году я создал первое сообщество для поиска работы на удаленке. Публиковал объявления для коммерческих писателей, журналистов, маркетологов и SMMщиков.

Отбирал самые интересные объявления, рассказывал о том, как работать в удаленном режиме. Как писать отклики. Где попробовать себя в медиа. И так далее.

Сообщество росло, появилась лояльная аудитория. И стало понятно, что авторский подход (иллюстрации, оформление, выбор, статьи) — это важно и высоко ценится в профессиональной среде.

Я не хотел становиться пабликом-агрегатором объявлений. Хотелось стать именно медиа, занять свою узкую нишу HR-проектов, где не нужно будет ни с кем конкурировать.

И VK это получилось. До сих пор здесь нет ни одного похожего проекта, потому что другие администраторы сосредоточены на общем фрилансе. Публикуют вакансии любых сфер и задач. И верстка, и программирование, и заговоры на удачу.

Мне такой вариант никогда не подходил, это довольно скупая и скучная стратегия. Хоть здесь намного больше аудитории.

Хотелось быть блогом, настоящим коммьюнити, медиа в прямом смысле. Все вместе. Прорабатывать рабочие моменты, делиться рекомендациями (настоящими, не на отвали). И стать местом встреч профессионалов своего дела (не забывая про начинающих).

Как бы то ни было, в 2018 я создал уже второе сообщество. Уже с вакансиями по дизайну. А осенью 2018 начал покорение Telegram.

Сухие факты

  • На данный момент у меня два канала в Telegram. Для копирайтеров (6 387 подписчиков на момент написания статьи) и для дизайнеров (3 792 подписчиков). Общая аудитория: 10 179 читателей с двух каналов
  • Чтобы прийти даже к такому количеству узкосегментированной аудитории потребовалось 2 года и около 55 000 рублей +-
  • Все вложения были исключительно с рекламы. Не было стартовых инвестиций, проект давно на стадии окупаемости. А первый рекламный материал у нас вышел, когда на канале было около 1000 подписчиков. То есть окупаемость при грамотном подходе — не заставляет ждать. Притом, чтобы набрать первую 1000 подписчиков — потребовалось меньше месяца (главное хорошенько поизучать Tgstat.ru, чтобы выбрать подходящие каналы)
  • Сейчас цена на размещение нативной рекламы в Freelance Choice (подготовка материалов уже входит в стоимость) — в пределах 2 000 рублей. В Vision Island — 1 000 рублей. Это материалы на 48 часов размещения. Рекламных интеграций хватает, чтобы переинвестировать в продвижение. К сожалению, без постоянных закупов в Telegram — ничего не получится, органического роста тут попросту нет

Мои выводы за два года ведения HR-медиа в Telegram

  • В Telegram зарабатывать можно. Первые деньги с канала можно получить уже через месяц-два после открытия (грубо говоря, когда есть хотя бы 1 000 подписчиков — можно пробовать что-то размещать, рублей за 500, если есть острая необходимость). Выше всего ценится аудитория именно узких сегментов. Цены выставляют разные. Кто на что горазд. Никакие стандартные маркетинговые метрики тут не работают, поэтому обычно не споришь и покупаешь рекламу за те деньги, что просят. Мне лично нравится вариант 1 рубль за 1 просмотр + наценка если сообщество авторское. Но не все разделяют такой подход
  • Цены сильно зависят от того, что это за канал. Есть целые сети сообществ с вакансиями, которые продают рекламу за копейки. Они, как правило, однотипны и заказывать у них рекламу смысла не имеет. Точно также, как рекламировать их у себя. Как показала практика от нас не охотно приходят люди в другие безвкусные каналы
  • HR-медиа — это не просто найти объявление в схожем канале и опубликовать его у себя. Как, вероятно, считают многие. В моем понимании, каналы, претендующие на медиа — должны нести в себе нечто большее, чем просто штамповать объявления и размещать рекламу. У них должна быть философия и принципы. А также регламент на рекламу и редполитика по материалам. В идеале — также должна быть аудитория под один конкретный запрос. Потому что общие каналы уже не могут гарантировать стабильного потока откликов на объявления. А это, вообще, главный смысл подобных проектов — связывать работодателей и специалистов
  • Также желательно иметь индивидуальные условия и форматы под рекламодателей. Потому что, размещая что попало, без редактуры и без адаптации под площадку — эффект от рекламы будет хуже. Нативная реклама в этом сильно помогает. Если у вас будет возможность самим готовить тексты для интеграций или хотя бы адаптировать заготовки под формат своего блога — ценность рекламы (и эффект от нее) у вас сильно возрастет (проверено)
  • Часто ли заказывают платное размещение объявлений? Не часто. Это сложно считать основным источником дохода в Telegram. Возможно, с аудиторией свыше 20 000 подписчиков — будет по-другому. Но пока это происходит не так стабильно, как хотелось бы. Максимум случается несколько платных объявлений в неделю, на двух каналах. Бесплатно я не публикую, потому что это служит неким фильтром надежности работодателей. Если заказчик не готов платить за поиск опытных специалистов — мне с ним не по пути. И вряд ли его можно рекомендовать наших специалистам. Изначально я рассчитывал именно на то, чтобы существовать совсем без рекламы. Только с объявлений. Не вышло
  • Часто ли заказывают рекламу? Часто. Но не все проходит гладко и с первого раза. И не всегда, это рекламодатель, который пишет сам. Дело в том, что фриланс дело актуальное во все времена, а после вирусного кризиса особенно. Появляется множество авторских курсов, инструментов, всего. Многие рекламодатели сами не знают, где рекламировать свои продукты и услуги, как оказалось. Иногда им нужно немного подсказать и помочь. Это не страшно и не зазорно. Ведь мы, как медиа, существуем с рекламы и помогаем с работой бесплатно. Но чтобы расти — нам нужен оборот. И если к тебе не стучится очередь из клиентов, можно найти их самому. Благо, это не панацея, потому что рекламодатели, которые приходят сами — тоже есть. И это славное время для отдыха
  • Отдельный пункт — партизанство. Слегка раздражающая тенденция в Telegram. Пишет кто-то анонимный, с непонятным никнеймом, без имени. Спрашивает цены и пропадает. И так постоянно и много раз. На 100-й раз начинаешь игнорировать или ерничать. Потому что "ну, что за бред?". Возможно, так формируют ценовую политику новые каналы. Но для других админов — это утомление и усталость
  • Предлагают ли сомнительную рекламу? Предлагают. Приходили люди из букмекерских контор и мошеннических схем. Благо, я давно на удаленке и знаю множество темных способов, которые не пропускаю. Правда был один момент, когда я не сразу распознал обман. Вакансия с оплатой через якобы гаранта на FL.ru. Я о таком раньше не слышал. В таких случаях — мне пишут наши читатели. И я оперативно реагирую. Других случаяе не припомню
  • Где черпать идеи и находить объявления? Я подписан на множество каналов с вакансиями. Но по утру не стремлюсь наклепать как можно больше постов. Из опыта, я понял, что размещать вакансии лучше всего с оригинала. Например, когда объявление размещено на сайте компании. Это самый верный первоисточник (хотя были случаи, когда заказчики писали, что на сайте уже не актуальная информация — на такой случай, памятка для руководителей, лучше иметь всегда свежий список вакансий на сайте, чтобы их не схантили HR других каналов). Кроме этого, я листаю медиа-повестку, читаю новости и изучаю рынок маркетинга и дизайна. Поэтому информации для рассуждений и публикаций достаточно. Кроме непосредственно каналов с вакансиями, есть проекты вроде Uptu.work, Grintern.ru и многие другие, где можно подсмотреть свежее и вкусное. Единственное, используя информацию с таких сайтов — из дани уважения — стоит давать ссылки на них, а не просто бездумно копировать объявление. Так существует внегласный обмен. Они вам информацию, вы им — трафик. И все довольны. Какая-никакая этика
  • Что еще? Админы... Отдельный вопрос касается конкретно людей. Люди тут разные, как и везде. Легко можно наткнуться на высокомерие или грубость. Я так думаю, дело в легких деньгах, которые сваливаются на человека с большим... каналом. Он начинает чувствовать свою значимость и уже общается с вами вольно, как король (или королева) мира. Разумеется, так не стоит делать, когда работаешь в довольно скомканных рамках одного мессенджера. Репутация стоит дорого. Пусть не вводит в заблуждение факт, что найдутся и другие рекламодатели и партнеры. Считаю, что тактичность и вежливость залог комфортной работы, независимо от того, насколько ты "крут" и всесилен

Возможно, это не все, что я смог вспомнить важного и нужно. Но уже что-то.

Мне нравится работать в таком режиме, спокойного маневрирования.
Когда есть легкий стресс и миллион переписок, обсуждений, объявлений и договоров.

Другой вопрос, подойдет ли это вам?..

55
11 комментариев

55 тыров за 24 месяца - аж по две тыщи триста рубликов в месяц выходит. Серьезный бизнес с серьезными вложениями у вас, зато миллион переписок и легкий стресс детектед

1
Ответить

Именно так) Вложения были с рекламы. И не каждый день, а по мере поступлений. Я подсчитал примерно, просто для наглядности. 

Ответить

Если будет что указать по существу - я с радостью выслушаю) 

Ответить

А еще ботоводы, отсутствие сегментации аудитории даже по полу и списка каналов с поиском)

Пока только костыли и танцы с бубном в продвижении)

Зато уютненько и аудитория классная.

1
Ответить

Так и есть) Приходится справляться с тем, что есть. Как и в Facebook.

Ответить

И все же спасибо за мнение) 

Ответить