Главные новости логистики и ВЭД за 9-15 декабря

Главные новости логистики и ВЭД за 9-15 декабря

Китайской экономике корректируют курс

Народный банк Китая (НБК) продолжит смягчать денежно-кредитную политику в 2025 году, что стало первым подобным сигналом от руководства за 14 лет. В октябре банк снизил ставки по кредитам до рекордных минимумов — 3,1% на год и 3,6% на пять лет. Это решение было связано с замедлением роста экономики до 4,6% в третьем квартале.

По итогам года ожидается рост ВВП Китая на 5%, как и рассчитывали власти, но для удержания таких темпов в 2025 году потребуются дополнительные меры. Власти сосредоточены на поддержке внешней торговли, иностранных инвестиций и стабилизации рынка недвижимости. Также планируется стимулировать внутренний спрос и увеличить бюджетные расходы. На перспективы влияет возможное обострение торговой войны с США после избрания Дональда Трампа президентом.

Источник: Коммерсантъ

Кабмин утвердил 10%-ное повышение тарифов на порожний пробег ж/д вагонов в 2025 году

С 1 января 2025 года вводится дополнительный коэффициент 1,1 к тарифам на порожний пробег универсальных и специализированных ж/д вагонов, а также платформ после перевозки контейнеров. Изменение будет действовать до 31 декабря 2025 года.

Тарифы на перевозку грузов в контейнерах (кроме термических и спецконтейнеров) вырастут на 5% с 1 января 2025 года и еще на 5% с 1 января 2026 года.

С 1 декабря 2024 года в России уже произошла плановая индексация грузовых ж/д тарифов на 13,8%. В этот же день отменили понижающие коэффициенты 0,4 и 0,895 на экспорт угля.

Тарифы на перевозку минерально-строительных грузов во внутригосударственном сообщении увеличатся с 1 января 2025 года: коэффициент изменится с 0,9009 на 0,9492 и будет действовать до конца года.

Источник: Interfax

Банки ОАЭ удлинили срок проведения платежей с Россией

Переводы между Россией и ОАЭ теперь занимают до 14 дней, что на 30% дольше, чем год назад. Задержки усилились в 2024 году, особенно после ноябрьских санкций США. Некоторые платежи возвращаются через одну-две недели или вовсе застревают — средства, отправленные в конце ноября, не поступили ни на российские, ни на эмиратские счета.

Участники рынка сообщают, что по ряду направлений бизнеса платежи были просто прекращены — электроника, серверы, IT-услуги, промышленное оборудование.

Ситуация с расчетами в ОАЭ может кардинально отличаться у разных компаний: у некоторых счета в ОАЭ не работают уже с 2022 года, и они вынуждены искать посредников, у других проблемы возникли недавно, а третьи продолжают проводить операции без значительных трудностей. Все зависит от характера платежей и выбранного банка в ОАЭ.

Источник: РБК

Россия и Узбекистан разрабатывают проект Трансафганской железной дороги

Первый вице-премьер России Денис Мантуров сообщил о проекте стоимостью $5 млрд, который соединит Европу, Россию и Азию через Афганистан и Каспийское море.

Пропускная способность нового транспортного коридора составит до 20 млн тонн грузов в год. Заявление сделано по итогам заседания российско-узбекистанской межправительственной комиссии.

Источник: Гудок

Ставки доставки контейнеров из Китая в Москву увеличились вдвое

По оценкам участников рынка, к декабрю 2024 года ставки на перевозку крупнотоннажного 40-футового контейнера выросли вдвое по сравнению с концом 2023 года и составляют $8–9 тыс.

Источник: РБК

FESCO начала контейнерные перевозки между Кенией и Новороссийском

Российские экспортные грузы будут перевозиться через индийский порт Мундра с использованием линии FESCO Indian Line West (FIL-W). Из Мундры контейнеры отправят в кенийскую Момбасу на фидерных судах партнеров Fesco. Импортные грузы из Кении будут направляться в Россию через порт Джебель-Али (ОАЭ) с последующей доставкой в Новороссийск.

Весь транзит между Кенией и Новороссийском занимает около 43 дней. Основу экспортного грузопотока составляют строительные материалы, удобрения, металлы, полимеры, продукция деревообработки, бумага и целлюлоза. В импортном направлении преобладают чай, кофе, орехи и сельскохозяйственная продукция.

Первая партия контейнеров с кенийским чаем уже загружается в Момбасе для отправки в Новороссийск.

Источник: FESCO

На базе Хабаровского речного торгового порта создадут перегрузочный комплекс для интеграции водного и наземного видов транспорта

В ноябре Росморречфлот и Правительство Хабаровского края договорились развивать мультимодальные логистические центры в речных портах региона. На Амуре расположены порты Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре. Проект нацелен на использование речных путей для выхода на порты Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание перегрузочных комплексов объединит речной, автомобильный и железнодорожный транспорт, увеличив грузопоток по Амуру. Сейчас объём перевозок составляет около 2 млн тонн в год, тогда как в советское время он достигал 20 млн тонн, отметил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

Источник: Росморречфлот

ВТБ снижает комиссию для юрлиц на переводы в Китай

С 16 декабря ВТБ понижает комиссию для юридических лиц на переводы в Китай с 4% до 2,5% от суммы. Стоимость переводов в другие страны составляет 0,27%, минимальная комиссия — $40, максимальная — $250, однако тариф для Китая выше. Услуга оказывается при наличии технической возможности у банка.

Источник: ВТБ

Эксперты спрогнозировали 20%-ный рост тарифов на автоперевозки в 2025 году

Себестоимость перевозок растет из-за повышения затрат на покупку техники, зарплат персонала, лизинговых платежей и утильсбора.

Снижение рентабельности грузоперевозок может привести к уходу с рынка до 30% наименее устойчивых игроков и впоследствии к нехватке техники для доставки грузов, предупреждают в ассоциации «АвтоГрузЭкс».

Кроме того, в отрасли утверждают, что теневые перевозчики уже заняли две трети российского рынка и считают, что не допустить этого может только поддержка на федеральном уровне.По оценкам отрасли, теневые перевозчики уже занимают две трети рынка. Для борьбы с этим необходима поддержка на федеральном уровне.

Источник: Forbes, Известия

ЕАЭС и ОАЭ завершили переговоры о заключении соглашения об экономическом партнерстве

После вступления в силу соглашения об экономическом партнерстве преференции затронут более 90% взаимной торговли и свыше 85% товарных категорий.

Источник: ЕЭК

В Казахстане запустят пять трансграничных транспортных хабов

На границе с Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и на Каспийском побережье будут созданы транспортно-логистические хабы.

  • Контейнерный хаб в Актау заработает в 2025 году.
  • Центр трансграничной торговли «Евразия» в Уральске (с выходом на Россию и Восточную Европу) откроют в 2026 году.
  • Хаб у КПП «Карасу» и «Ак-Тилек» на границе с Кыргызстаном, включая мост, запустят в 2026 году.
  • Центр промышленной кооперации «Центральная Азия» на границе с Узбекистаном откроют к 2029 году, учитывая прогноз роста товарооборота до $10 млрд.
  • Хоргосский узел на границе с Китаем будет модернизирован.

Министерство прогнозирует рост экспорта несырьевых товаров на 30% благодаря этим проектам.

Источник: Министерство торговли и интеграции Казахстана

Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индия и Сингапур в течение трех лет намерены запустить систему трансграничных платежей

Прямо сейчас центральные банки пяти стран создают компанию для управления многосторонней структурой, затем они выберут операторов и разовьют систему. Это займет два-три года.

Платежная система будет организована в рамках проекта Nexus Банка международных расчетов. Это позволит обеспечивать мгновенные трансграничные платежи через соединение внутренних систем.

Индонезия присоединится к проекту в статусе наблюдателя.

Источник: ТАСС

Британия и Кипр будут вместе бороться с незаконными финансовыми потоками из РФ

Премьер-министр Великобритании Кир Стармер объявил во время визита на Кипр, что Лондон помогает республике создать национальное подразделение для контроля за соблюдением санкций.

Reuters отмечает, что Кипр активно работает над прекращением использования страны как убежища для российского капитала. В ноябре власти отозвали «золотые паспорта» у 77 иностранных инвесторов, большинство из которых — россияне.

Источник: Ведомости

Ввоз авто в Казахстан через Кыргызстан прикроют с 1 января 2025 года

Регистрация автомобилей, ввезённых через Кыргызстан, может возобновиться не раньше июля 2025 года, если в стране будет внедрена система электронных паспортов транспортных средств (Э-ПТС).

Импорт автомобилей через Кыргызстан в последние годы вырос в десятки раз. Например, в 2023 году экспорт машин из Кыргызстана в Казахстан увеличился в 38 раз по сравнению с 2022 годом. По оценкам экспертов, до 90% автомобилей, завезенных в Кыргызстан, растаможиваются для последующего экспорта в Казахстан и Россию.

Однако кыргызская таможня вскоре ощутит снижение объёмов. И причиной всему — электронные паспорта транспортных средств (Э-ПТС), которые начнут оформлять в странах Евразийского экономического союза.

С 1 января 2025 года при первичной регистрации авто в Казахстане потребуется только Э-ПТС, как указано в приказе МВД РК №743 от 7 октября 2024 года. Без интеграции кыргызской системы с этой системой процесс будет невозможен.

Источник: kolesa.kz

Новый морской терминал в Калининградской области приступил к перевалке грузов

В порту Калининград в городе Пионерский введена первая очередь международного морского терминала для круизных и грузопассажирских судов.

Основные параметры:

  • Причал № 1 длиной 163,9 м и глубиной у стенки 7,5 м.
  • Операционная акватория площадью 304,3 тыс. кв. м.
  • Накопительная площадка на 74 транспортных средства (14 тыс. кв. м) с подъездной дорогой.
  • Возможность приёма судов длиной до 191 м, шириной до 26 м и осадкой до 7 м.

Терминал способен переваливать Ro-Ro грузы, включая грузовые и легковые автомобили, а также генеральные и навалочные грузы по прямому варианту (судно – транспортное средство).

Северо-Западный бассейновый филиал с использованием инфраструктуры морского терминала имеет возможность перегружать до 20 тыс. стандартных грузовых фур в год.

Источник: Росморпорт

«Портовый альянс» ввел первые мощности терминала минудобрений в Усть-Луге

АО «Портовый альянс» запустило комплекс наливных грузов на терминале по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге (терминал Port Favor, Ленобласть).

Ключевые факты:

  • Терминал стал первым в России для перевалки аммиака, ранее экспортировавшегося через иностранные порты.
  • План на 2025 год — перевалка 1 млн тонн аммиака, на 2026 год — 1,5 млн тонн.
  • Весной 2026 года откроется комплекс по перевалке сухих минеральных удобрений. Общая проектная мощность терминала достигнет 14 млн тонн.

Характеристики терминала:

  • Обработка до 350 вагонов в сутки (24,5 тыс. тонн).
  • Протяжённость морских причалов — более 800 м, одновременная загрузка 3 балкеров до 200 тыс. тонн за судозаход.
  • Складские мощности: 8 купольных и 2 хребтовых склада общей вместимостью более 500 тыс. тонн для хранения 14 марок удобрений.

Инвестиции в проект составят 80 млрд рублей.

Источник: Интерфакс

FESCO запустила прямую контейнерную линию Владивосток — Шанхай

Транспортная группа FESCO запустила новую контейнерную линию FESCO China Direct Line-5 (FCDL-5), которая связывает Шанхай и Владивостокский морской торговый порт (ВМТП).

Основные параметры линии:

  • Транзитное время: 3 дня.
  • Частота отправок: еженедельно.
  • Флот: два контейнеровоза вместимостью 3200 TEU.
  • Первая отправка: 7 декабря из ВМТП, прибытие в Шанхай — 10 декабря.

Ранее рейсы в Шанхай выполнялись через линию FESCO China Express-3, которая охватывает другие порты Китая. Рост спроса побудил компанию создать прямой маршрут.

Еженедельная вместимость флота FESCO между Китаем и Владивостоком увеличится до 6 000 TEU, что на 39% больше, чем в начале года.

В ближайшее время все морские линии FESCO China Express будут переименованы в FESCO China Direct Line.

Источник: FESCO

Достигнуты принципиальные договоренности по проекту Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС

ЕАЭС согласовал основные принципы соглашения об электронной торговле, направленного на создание единого рынка для цифровых и материальных товаров, а также сопутствующих услуг.

Основные положения:

  • Свобода торговли: Участники союза обязуются не вводить тарифных и нетарифных ограничений для продавцов и маркетплейсов, если это не предусмотрено Договором о Союзе. Маркетплейсы не будут дискриминировать пользователей из других стран ЕАЭС.
  • Единые правила: Для снижения регуляторной нагрузки будут введены наднациональные нормы для оформления оферт, карточек товаров, возвратов и других процессов. Это стандартизирует бизнес-процессы и гарантирует высокий уровень сервиса для покупателей.
  • Переход на цифровизацию: Бумажный документооборот будет заменен электронным. Электронные документы будут признаваться всеми странами ЕАЭС на основе единой модели.
  • Защита прав потребителей: Покупатели смогут защищать свои интересы по законодательству своей страны. Также вводится единый срок возврата товаров — 14 дней.
  • Ограничение спама и защита данных: Предусмотрены меры по ограничению спама, защите персональных данных и досудебному урегулированию споров.

Для регуляторов:

Соглашение упростит взаимодействие между странами, улучшит доступность данных и позволит эффективнее предотвращать нарушения в электронной торговле.

Теперь проект документа пройдет внутригосударственные согласования для последующего подписания.

Источник: ЕЭК

Ozon планирует запустить первый в РФ таможенный склад электронной торговли

Ozon Global планирует в 2024 году открыть бондовый склад в Подмосковье. Такие склады позволяют хранить импортные товары без немедленной уплаты налогов, что ускоряет доставку и снижает издержки.

Детали проекта:

  • Интеграция с ФТС: Склад будет связан с системами Федеральной таможенной службы, обеспечивая прозрачность операций и более быструю обработку заказов.
  • Инфраструктура: У компании уже есть статус таможенного представителя, склад временного хранения в Благовещенске и интеграция с ФТС.
  • Инвестиции: Проект обойдется в 6–8 млрд рублей и выйдет на полную мощность к 2026–2027 годам.

Спрос на бондовые склады растет среди зарубежных продавцов, а запуск такого объекта сделает Ozon Global одним из лидеров электронной торговли в России.

Источник: ТАСС

Начать дискуссию