Почему гифку с Nyan Cat купили за полмиллиона долларов, хотя её легко скопировать Статьи редакции
Возможно, вместо виниловых пластинок и кроссовок в будущем будут коллекционировать цифровое искусство.
Пересказ материала The New York Times.
В 2011 году Крис Торрес создал Nyan Cat — анимированную кошку с печеньем вместо тела, оставляющую за собой радужный след. Спустя десять лет он продал гифку с кошкой на онлайн-аукционе Foundation — за 300 эфиров. 19 февраля, в день сделки, эта сумма была эквивалентна $580 тысячам, а на 27 февраля — $442 тысячи.
Эта сделка подтверждает, что рынок цифрового искусства — или NFT, несгораемых токенов — растёт. Но пользователи приобретают вовсе не владение арт-объектом, не торговую марку, не право на продажу. Они покупают «право на хвастовство» и знание того, что их копия — подлинная.
Другие примеры:
- Видео, где баскетболист Леброн Джеймс блокирует бросок, продали за $100 тысяч.
- Твит инвестора и владельца баскетбольного клуба «Даллас Маверикс» Марка Кубана купили за $952.
- Линдси Лохан продала свой цифровой портрет за $17 тысяч (его быстро перепродали за $57 тысяч) и заявила, что верит в «финансовую децентрализацию», намекая на криптовалюты.
Люди давно наделяют эмоциональной или эстетической ценностью физические предметы: скупают картины и бейсбольные карточки. Но у цифрового искусства до недавних пор такой ценности не было, ведь его легко скопировать и украсть.
Блокчейн решает эту проблему. NFT-рынки используют его, чтобы защитить официальную копию арт-объекта. Это позволяет продавать по высокой цене те вещи, которые иначе бы не стоили ничего. В ходе сделки все компьютеры, подключенные к криптовалютной сети, заносят данные о ней в общую цепочку. Такие публичные записи служат свидетельством подлинности, их нельзя изменить или стереть.
Такие арт-объекты покупают коллекционеры или поклонники артиста. Они хвастаются покупками в соцсетях или показывают их дома на экранах. Некоторые пытаются заработать на скачке цен на криптовалюты.
Высокие цены на цифровое искусство спровоцировали тот же поток насмешек и непонимания, который прежде обрушился на мир криптовалют: технология пока не нашла применения за пределами валютного обмена. Кроме того, неясно, насколько стабильна ценность товаров вроде гифки с Nyan Сat. В сделках используются криптовалюты, а их стоимость сильно колеблется последние пару лет.
Но адепты NFT напоминают, что нередко большие технологии — от Faсebook до мобильного телефона — казались лишь игрушками. «Кроссовки, картины и бейсбольные карточки покупают не ради них самих, а ради того, что они значат для человека. Себестоимость кроссовок за $200 — $5, так что фактически мы покупаем чувство, ощущение», — объяснили инвесторы Бен Хоровиц и Марк Андриссен в недавней беседе в Clubhouse.
Рынок NFT начал расти в 2020-м. Согласно Nonfungible, в продажах на сумму $250 млн участвовали более 222 тысяч человек — в четыре раза больше, чем в 2019 году. Во время пандемии подрос фондовый рынок, так что инвесторы начали искать более интересные и рискованные методы заработка — от кроссовок и стритвира до вина и предметов искусства. Скачки цен на криптовалюту привели к тому, что у владельцев биткоина оказались «лишние» деньги.
Музыкант 3LAU, к примеру, в качестве NFT разметил невыпущенные релизы с эксклюзивными спецэффектами, так как пандемия остановила гастроли. Несмотря на то что авторы сохраняют права на работу, а сами треки легко распространить, поклонники все равно приобретают подлинники. «Зарождается новая культура владения цифровыми активами», — считает музыкант.
А новый сезон NBA привлёк внимание к цифровым карточкам с баскетболистами.
Сайт Nifty Gateway, где продают и покупают NFT, появился ради забавы в 2018 году, но теперь на площадке проходят аукционы на тысячи долларов.
Стартап Dapper Labs продавал цифровых тамагочи-котов. Вместе с падением цен на эфир интерес к ним угас (животных продавали за эту валюту), но в 2020-м Dapper Labs объединилась с NBA и продаёт с ней коллекционные вырезки из матчей на площадке Top Shot. Только в январе 2021 года продажи на ней составили $43,8 млн. В Dapper Labs инвестировал фонд Andreessen Horowitz, но сумма неизвестна.
С открытия 3 февраля 2021-го платформа Foundation провела сделок на более чем $1 млн. Одним из первых продавцов на платформе был Дом Хоффман, он продавал простое видео с летней ночью в Нью-Йорке, записанное в 2012 году.
Этот ролик — один из первых на закрытом сервисе Vine, который с партнёрами сздал Хоффман, запись представляла историческую ценность. Спустя пятнадцать заявок видео продали за $17 200, почти девять эфиров. Цена удивила Хоффмана, он задумывал распределить полученные деньги на другие цифровые покупки.
Пока движение с NFT кажется переоценённым. Но это интересно и что-то развивает. В случае с изображениями, было бы круто, например, если бы продавались реальные экраны-рамы, которые транслировали купленное изображение или набор/коллекцию карточек (вместо классических картин), но так чтобы с подписью автора (наверное, должен быть какой-то ресурс, подтверждающий подлинность и транслирующий подлинность). В общем такой кусочек киберпанка.
Комментарий недоступен
В чем-то я с вами согласен, но так ведь и про рубль можно написать...
Комментарий недоступен
Очень хорошо расписано про цифровые первые копии в iPhuck 10 - Виктор Пелевин, 2017 год :)
Порой у меня ощущение, что у него где-то прорублено окно в будущее.
Iphuck10:
– Перед нами туалетная дверь из московского офиса Британского Совета [...] По некоторым сведениям, Бэнкси расписал не только эту дверь, но и две другие кабинки в мужском и три в женском туалете, а также создал несколько микрофресок на кафеле. Местонахождение этих материалов в настоящий момент неизвестно… Поскольку дверь была восстановлена по технологии цифрового переноса, подлинность удалось окончательно установить только с помощью специальной квантовой процедуры – и сегодня, после датировки по сохранившимся цифровым фотографиям, сомнений в ней нет… Бэнкси умел быть саркастичным, но жизнь оказалась саркастичней художника: дверь была похищена из Британского Совета и продана за сумму с шестью нулями в коллекцию азербайджанского нефтяного магната. Не выставлялась по политическим и юридическим причинам…
26 января 2019:
Неизвестные похитили работу английского андерграундного художника стрит-арта Бэнкси, выполненную в память о жертвах теракта 13 ноября 2015 года на двери запасного выхода из парижского концертного зала «Батаклан».
у Виктор Олегыча промеж ушей.
Ландроматам мало Ван Гогов. Пошли в цифру.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ммм... И сюда принесли эту хуйню для отмывания денег.
Тема не однозначная, по сути все схемы обмана и навара из офлайна перешли еще и в онлайн увеличив общий абсурд происходящего, если брать схему работы авторских прав в музыкальной индустрии то там уже есть неплохая модель, но в ней есть структуры сервисы которые зарабатывают некий % от авторских прав отслеживая воспроизведение аудио композиции как в онлайне так и в офлайне, к примеру бар который использует некий плэйлист если не платит за его публичное воспроизведение рискует попасть на внушительный штраф. В случае с цифровым искусством такое отслеживание реализовать гораздо проще, но я пока не увидел nft которые бы говорили об этом и реализовывали подобные практики. Возможно я просто не знаю о них.
Ну, у нас на глазах только зародыш формируется. Музыкальная индустрия не первый год существует, а тут пока не понятно, что ещё будет, и чего ждать. Возможно, это как раз некий виток в сторону окончательного регулирования права на цифровые изображения в обществе.
Сейчас полный хаос, можно просто скринить твитты (с браузера) и продавать. Нет никакого контроля, т.к. всё только начинается.
Да по сути авторские права в цифровых продуктах обходят по всюду, знаю человека который покупал на стокфотосайтах за 200$ фото, и далее продавал их по 10$ на темных сайтах для дизайнеров по платной ссылке более 5000 раз, и очень гордился тем что ездит на новом гелике и отдыхает с семьей по полгода в эмиратах. Печально что он реально этим гордился и даже не задумывался о том что по сути он обманщик и вор просто цифровой. Надеюсь в итоге все эти nft помогут поднять вопросы которые назрели давно очень, а не станут просто очередным хайпом на котором как на пузыре кто то заработает просто и раздует пузырь еще больше.
Так а почему он не красавчик, даже, если и вор? Нашёл интересную возможность, воспользовался. Куча других тоже так хотели бы, но не додумались или навыков не хватило реализовать. Людей ведь без моральных принципов много, а на геликах ездят далеко не все из них.
Кстати, не удивлюсь, если он ещё и у кардеров покупал карты, чтобы даже $200 изначальные сэкономить.
если рассматривать его как пример благодаря которому можно в итоге найти решение противодействия такой деятельности то да он молодец.
Неужто прям в таких масштабах?!..
Куда катится этот мир. Гифку за 500 тыс? Отдам за 50))))
В этом ничего удивительного нет. Это авторское право на гифку, а не саму гифку как я понимаю. Право на музыку, книги вас вряд ли удивят.
Авторское право остаётся у автора: "Несмотря на то что авторы сохраняют права на работу, а сами треки легко распространить, поклонники все равно приобретают подлинники". Они покупают просто запись где-то, что их гифка официальная, а у Пети нет.
Комментарий недоступен
Просто против?) Обьясните лучше почему вы против, и сравнение с мифами народов мира не очень то годится так как в ту пору не было понятия авторского права. Если я художник и сделал иллюстрацию которую берут и используют для коммерческих целей скажем на любом сайте, без моего согласия как минимум, вы считаете это логично и справедливо?
Не совсем понятно - покупатель покупает эксклюзивное "право на хвастовство"? Или технология позволяет тиражировать объекты? В оффлайне весомый вклад в ценность составляет редкость объекта. Защищен ли как-то покупатель в случае, если автор решит подпродать еще копий? Ведь в таком случае ценность его копии упадет. И как вообще дела с перепродажей?
Да все так же как и с оффлайн искусством, просто копирование цифрового не стоит почти ничего. Копирование картины все же стоит ресурсов. Еще нужно подкупить (или как то обмануть)экспертов, которые подтвердят что это “оригинал”.
Если сам автор сделает копии то это и будет "авторские копии” (в искусстве это известное понятие).
Походу, копия будет продана с припиской "копия #N". Тогда и первый покупатель сохранит свое право на хвастовство, что его экземпляр самый кошерный, и последующие тоже будут хвастаться, что у них номер ниже, чем у последователей
Готов продать гифку за 100р, писать в лс
Тема была раскрыта ранее - в 2008 году в App Store появилось приложение "I am rich"
С тех пор утилизация денег в цифровом пространстве по существу никак не изменилась.
Как можно купить твит?
Виктор Олегович, как же вы были правы-то, а:
"Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает — или не дает — das Kapital. И только он один. Но перед этим художнику должны дать формальную санкцию те, кто выступает посредником между искусством и капиталом. Люди вроде меня. Арт-элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет."
Теперь можно начать зарабатывать на мемах)