Как придумать идею для подкаста, которая сработает?

Кейс подкаста «Плюс-минус деньги»

Подкасты — те самые аудио-программы, которые можно послушать в разных приложениях, например, в Apple Podcasts или на Яндекс.Музыке — стали очень популярными в последнее время. А если есть спрос, должно быть и предложение. Недавно мы с подругой успешно запустили свой подкаст «Плюс-минус деньги» о первом заработке молодых людей, и теперь хотим рассказать, как сделать это максимально быстро и эффективно, а главное — бесплатно.

В этой статье мы разберем первые три шага в создании подкаста — идею, формат и анализ конкурентов.

1 шаг: придумать идею

Все идеи делятся на два типа: закрывающие чью-то потребность или боль и инновационные. С идеями для подкастов то же самое: вы либо нащупываете проблему, которую можно и нужно осветить, обсудить, возможно даже решить в вашем будущем подкасте, либо придумываете что-то совершенно новое, необычное, о чем еще никто никогда не слышал. Второй вариант, конечно, менее вероятен, особенно если придерживаться мнения, что все в этом мире уже придумано до нас.

В случае с подкастом «Плюс-минус деньги», это идеальный пример первого типа идей. Я и моя соведущая — студентки, мы столкнулись с проблемой первого заработка: не знаем, где, как и с чего начать, а главное как не попасть к недобросовестным работодателям, которые будут нас, неопытных, бесплатно использовать. Расспросив наших друзей, мы выяснили, что почти у каждого — ого! — найдется какая-то неприятная, трешовая, а иногда на удивление успешная история первого заработка. Тогда стало понятно — тема болезненная, а значит рабочая.

2 шаг: подобрать формат

Для каждой идеи нужен свой формат. Самые распространенные сейчас форматы в русскоязычном подкастинге — это интервью и «болтовня на кухне», когда ведущие просто обсуждают какую-то тему. Самые популярные они, потому что самые простые с точки зрения исполнения, наименее энергозатратные. У этих форматов есть много плюсов. Например, они подходят почти под любую идею, а ещё многие слушатели к такому привыкли и других форматов в подкастах, возможно, вообще не знают. Но минусы тоже значительные: из-за того, что таких подкастов стало уже очень много, интерес к ним угасает, конкуренция растет, а слушатели ждут уже более сложных по звуку и смыслу форматов. К более сложным относятся те, для которых нужно прописывать сценарий и разнообразить монтаж.

Так что выбирать, какой формат будет у вашего подкаста, стоит, опираясь не только на вашу идею, но и на тенденции рынка. В случае нашего подкаста мы отталкивались от концепции — мы захотели, чтобы ребята честно делились своим даже самым неприятным опытом первого заработка, поэтому интервью стало основой для нашего подкаста. Тем не менее мы стараемся разнообразить наши форматы, например, выпуск про создание своего бизнеса получился скорее нарративным. В нем мы смогли рассказать истории сразу 5 ребят-предпринимателей всего за полчаса.

3 шаг: сделать рисерч

Да-да, теперь нужно представить себя настоящим медиаисследователем и приготовиться к довольно нудному занятию — изучению уже существующих подкастов по вашей или похожей на вашу теме. Удобнее всего для этого сделать таблицу, где будут ячейки для названия, темы, формата и гостей каждого подкаста. Также можно обращать внимание на ведущих, их экспертность и манеру подачи, общее настроение подкаста, музыкальное оформление (джингл и фоновая музыка, звуки) и другие детали.

Когда таблица готова, заходим на подкастерские площадки и по ключевым словам, связанным с вашей темой, ищем уже существующие подкасты и слушаем все по очереди, постепенно заполняя таблицу. В итоге у вас должна сложиться целостная картинка с пониманием того, что в русскоязычных подкастах по вашей теме уже обсудили, как это преподнесли и что нового вы можете сделать. После рисерча часто приходится корректировать свою идею или формат, чтобы не повторять за кем-то.

Когда мы сделали рисерч, стало понятно, что наша идея не только закрывает боль молодых ребят, отчасти она еще и инновационная — подкастов на тему первого заработка и культуры оплаты труда больше нет! Есть несколько подкастов про карьеру, особенности разных профессий, а есть отдельный блок про финансы и управление деньгами. Но вот как начать зарабатывать эти деньги — о таком до нас еще никто не рассказывал, во всяком случае на русском языке.

После прохождения этих трех шагов у вас должно появиться четкое понимание того, о чем будет ваш подкаст, в каком формате вы будете обсуждать эту тему и чем вы будете отличаться от всех уже существующих подкастов. Лучше всего эти пункты записать кратко и емко, одной-двумя фразами. Когда мы прошли три этих шага, у нас получилось вот такое описание:

В подкасте «Плюс-минус деньги» мы собираем истории молодых людей о том, как они пытаются заработать свои первые деньги любым способом.

В следующей статье я расскажу о шагах по запуску подкаста без вложений. А пока расскажите, у вас есть идеи для своего подкаста?

11
реклама
разместить
5 комментариев

Я бы шел от ценности. Почему слушатели будут слушать ваш подкаст, какая в нем для них ценность? А потом уже эту ценность упаковывать в формат.

Ценности вы доносите через содержание подкаста, это можно сделать в любом формате. Но чтобы подкаст послушали, должна быть цепляющая идея и подходящий для этой идеи формат)

Отличная статья, спасибо!

Полезно наверное, жаль я не подкастер. 

Ну... я хочу рассказать в своем подкасте о последних научных достижениях. Думаю, что людям это будет интересно