{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Когда в стримингах стало тесно, Spotify пошёл в подкасты: к чему это привело и какие проблемы возникли Статьи редакции

Частные инвесторы пока не верят в успех, но у компании есть план.

Spotify уже несколько лет делает ставку на подкасты

Музыкальный стриминговый сервис начал активно инвестировать в подкастинг в 2018 году — после выхода на Нью-Йоркскую биржу. Тогда сооснователь Spotify Даниэль Эк говорил, что компания хочет стать крупнейшей в мире аудиоплатформой: по его прогнозу, в будущем 20% всех прослушиваний будут приходиться не на музыку.

Spotify инвестировал в новое направление около $1 млрд. Среди его покупок:

  • Две компании по производству и монетизации подкастов — Gimlet Media и Anchor, а также студии Parcast и The Ringer.
  • Многолетнее эксклюзивное соглашение с Джо Роганом — автором одного из самых популярных в мире подкастов The Joe Rogan Experience. По словам источника The Wall Street Journal, сумма сделки — более $100 млн.
  • Компания для хостинга подкастов Megaphone. Вместе с этой покупкой Spotify получил полную экосистему: сеть эксклюзивных шоу, проигрыватель подкастов, ПО для их создания, хостинговую компанию и команду специалистов по продажам, писало The Verge.
  • В 2021-м компания также стала инвестировать в аудиокниги: договорилась о партнёрстве с сервисом Storytel, благодаря которому пользователи в некоторых странах смогут слушать аудиокниги в приложении Spotify, и покупке платформы Findaway.

Spotify объяснял увлечение подкастами их растущей популярностью, которая способствует привлечению новых пользователей и снижению оттока аудитории, а также создаёт более надёжную бизнес-модель. Компания получает деньги двумя основными способами: через подписку на музыку и рекламу.

При этом, по мнению Stratechery, у бизнес-модели Spotify была проблема — музыкальные лейблы получали значительные отчисления от прибыли. Консультант по развитию Apple Music Джимми Айовин в 2017 году и вовсе рассказывал, что без наценок на продукт музыкальные стриминги работают себе в убыток.

Есть ещё одна причина, по которой Spotify не приносит прибыли, пишет Protocol: стоимость подписки на музыку почти не изменилась за 20 лет. Всё дело в том, что в сервисах представлен примерно одинаковый контент. «Если кто-то повышает цену, то он становится просто более дорогой версией конкурента», — объясняет аналитик MIDiA Research Марк Маллиган.

Apple Music, Amazon Music или YouTube Music могут себе это позволить, поскольку они — небольшая часть бизнеса корпораций, которые зарабатывают на другом. И хотя в 2021 году Spotify поднял цены на семейные и студенческие подписки в некоторых странах, он должен проявлять больше «творчества», чтобы увеличить доходы, пишет Protocol. После попыток работы с артистами без посредников и монетизации видео, сервис остановился на подкастах.

Чего добился Spotify благодаря инвестициям в подкастинг

По итогам 2021 года Spotify отчитался о 3,6 млн подкастов на платформе против 185 тысяч на начало 2019-го. Количество ежемесячных пользователей (MAU), которые слушали подкасты, удвоилось в четвёртом квартале по сравнению с кварталом ранее. Конкретные цифры компания не привела.

Подкасты дольше удерживают пользователей по сравнению с музыкой, предоставляя больше возможностей для размещения рекламы, отмечает Reuters. Для этого Spotify с февраля 2021 года развивает платформу Spotify Audience Network (SPAN), которая помогает бизнесу покупать рекламу в подкастах.

В итоге в 2021 году выручка от рекламы выросла на 62% год к году — до €1,2 млрд. Это 12% от общей выручки, отчитывалась компания. Основной рост произошёл благодаря росту прослушиваний и повышению цен на рекламу по модели CPM (за тысячу прослушиваний). При этом продажи объявлений в подкастах через SPAN и The Ringer и эксклюзивная лицензия на шоу Джо Рогана также помогли нарастить выручку. В 2020 году реклама приносила лишь 9% выручки, в частности из-за влияния Covid-19.

Рекламная выручка и выручка от подписок за 2019-2021 годы

Сколько в рекламной выручке занимают доходы от подкастов, компания не раскрывает. Но в третьем квартале она отмечала, что рост обеспечили именно шоу. В апреле 2021 года сервис представил и платные подписки на подкасты в США. В отличие от конкурирующей Apple первые два года он обещал не брать комиссию с авторов.

Ещё одним успехом стало опережение конкурентов: осенью 2021 года Spotify сообщила со ссылкой на собственные данные и отчёт Edison Research, что стала «платформой №1 для подкастов в США». Аналитики eMarketer тогда же говорили, что сервис близок к тому, чтобы обогнать лидера Apple Podcasts по количеству слушателей в мире.

Подкасты оставляют сервис убыточным, и это не нравится инвесторам

Акции Spotify росли большую часть 2020 года, но за год с февраля 2021-го упали на 50,32% — до $165,92 за штуку. Инвесторы ожидали, что миллиардные инвестиции компании в подкастинг и рекламные технологии превратят убыточный музыкальный сервис в прибыльный аудиосервис, но в итоге разочаровались, считает Bloomberg.

Динамика акций Spotify с февраля 2021 года по февраль 2022-го
Динамика акций Spotify за пять лет

Убыток Spotify за 2021 год сократился до €34 млн. Основатель DM Martins Capital Management Дэниель Мартинс напоминает, что стабильной чистой прибыли у Spotify пока нет. Он считает, что акции сервиса находятся в зоне коррекции, но пока инвесторы не оказывают достаточного внимания росту компании.

Но компания планирует продолжить уделять внимание росту — тратить деньги на привлечение подписчиков и подкастинг, отмечает WSJ. В первой половине 2021 года рост пользователей замедлился, говорил Даниэль Эк, но эта «нестабильность» закончилась.

В итоге за год количество активных пользователей в месяц (MAU) выросло на 18%, с 345 млн в 2020-м до рекордных 406 млн, а платных подписчиков — на 16%, со 155 млн до 180 млн. Прогноз Spotify на первый квартал 2022-го: 183 млн подписчиков и 418 млн MAU.

Рост необходим, чтобы привлечь больше рекламных денег, указывает Bloomberg. Рынок недооценивает долгосрочный потенциал Spotify, считают аналитики Citi. С ними согласен аналитик LightShed Partners Рич Гринфилд: «Реальность в том, что рекламная выручка растёт почти вдвое быстрее, чем от подписки, и мы считаем, именно здесь есть значительный потенциал в течение следующих нескольких лет».

Сам Spotify призвал к терпению и подтверждал: хотя подкастинг по-прежнему снижает маржинальность бизнеса в целом (profit margins), рекламная выручка продолжает превосходить «даже собственные оптимистичные ожидания», говорил Эк в октябре на звонке с инвесторами.

Подкасты ставят новые вопросы о модерации контента

Росту рекламной выручки могут помешать новые затраты на модерацию дезинформации и проблемного контента в подкастах, отмечает Reuters. По словам Эка, с начала пандемии сервис «принял меры» в отношении более 20 тысяч подкастов.

Один из громких примеров — скандал с подкастом Джо Рогана с участием врача, который высказался о возможной бесполезности вакцин. После появления шоу в конце января 2022 года фолк-музыкант Нил Янг в знак протеста потребовал удалить свою музыку из библиотеки Spotify. К нему присоединились и другие музыканты.

В ответ Spotify заявил, что начнёт помечать подкасты с обсуждением коронавируса, а сам Роган принёс публичные извинения. Из-за скандала Даниэлю Эку пришлось оправдываться перед сотрудниками: он заявил, что несмотря на эксклюзивность подкаста, сервис не может контролировать его содержание.

«Раз у нас эксклюзивная сделка, легко сделать вывод, что мы поддерживаем каждое слово Рогана и верим мнениям его гостей. Это абсолютно не так», — сказал глава компаниии. В беседе с акционерами он добавил, что пока слишком рано говорить о возможных последствиях в виде оттока пользователей.

Одновременно сервис удалил более 100 выпусков подкаста Джо Рогана, но те, что вызвали споры о дезинформации, остались в сервисе. Компания объяснила, что Роган принял решение удалить некоторые выпуски после встречи с руководителями стримингового сервиса и после «собственных размышлений».

Меры касались в том числе шоу с расовыми оскорблениями. Компания также обещала выделить $110 млн на развитие контента «исторически притесняемых групп», чтобы создать более открытую и инклюзивную платформу.

Как вариант для разрешения проблемы сервису нужно попытаться «подписать больше эксклюзивов, которые представят ещё больше голосов на платформе», полагает Эк. Оригинальные подкасты привлекут больше пользователей, а Spotify будет отвечать за их монетизацию, отмечает Nasdaq.

0
5 комментариев
Kleinigkeit

Так вот почему они этими подкастами везде мне тыкают и убрать их с главной невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Вот да. Все стриминговые сервисы музыкальные абсолютно неудобны для потребления подкастов. Приходится держать специализированный АПП, потому что тупо функциональнее и удобнее

Ответить
Развернуть ветку
Lucky Fucko

Видео с подкастов у меня до сих пор не работает

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

Мож abp?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда