Перспективы рынка подкастов в России

Подкасты в России все популярнее. Минувший год стал для этого направления прорывным – во время пандемии многие люди, оставаясь дома, обратили внимание на этот аудиоформат. О новом тренде рассказывает директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио Юлия Андрюшова.

Перспективы рынка подкастов в России

Наша страна уже имела опыт развития рынка подкастов. Как это бывает в начале, идею называли крутой, но «шарик быстро сдулся» и бума тогда не случилось. Сегодня ситуация иная. Второе пришествие подкастов для России, скорее всего, будет успешным.

«Подкасты – очередной тренд в digital-аудио. Российский рынок, наконец-то, готов к этому аудиоформату. И прошлый год для направления – прорывной: мы стали меняться, формат теперь более понятен потребителю, плюс пандемия внесла свои коррективы в отношение к подскастам».

Юлия Андрюшова, директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио

В первой половине сентября 2021 года холдинг ГПМ Радио на платформе 101.ru провел онлайн-опрос среди россиян в возрасте от 18 до 65 лет на тему: «Что же такое для вас подкасты». Данные озвучили на сессии «MIXX: Digital Audio» в рамках пятого юбилейного Национального рекламного форума.

Исследования показало, что 32% аудитории от 18 до 65 лет в России слушали подкасты хотя бы раз за последний месяц. При этом 17% опрошенных отметили, что слушали аудиопередачи, но не уверены, что это были именно подкасты, что свидетельствует о том, что это относительно новый аудиоформат для слушателей. Если вы тоже еще не в курсе: подкастинг похож на радио, но имеет и ряд отличий – подкасты распространяются в интернете и через стриминговые платформы, их можно скачивать, прослушивать в любое время и не один раз.

Самыми популярными темами подкастов аудитория называла «образование» и «саморазвитие», на втором месте – «художественная литература». А учитывая, что в нашей стране проживает много женщин (по оценке Росстата на 1 января 2021 года – 78,3 млн. человек или 53,6% от постоянных жителей России), большой интерес вызывают подкасты из раздела «психология». Востребован и юмористический формат (входит в ТОП-5), а 66% из числа опрошенных, слушающих музыку онлайн, хотели бы получать и музыкальные подкасты. При этом оказалось, что хронометраж выпусков не так важен.

61% опрошенных сказали, что для них хронометраж подкаста неважен, важен именно интерес к теме. При этом 14% аудитории готовы слушать материал, даже если он длится от 30 минут до часа. В основном люди пытаются найти подкасты на YouTube и «Яндекс.Музыка».

Отдельно стоит отметить отношение к рекламе – 69% аудитории замечают ее в подкастах, и в целом лояльность к рекламным роликам достаточно высокая. Но, как и в любой другой рекламе, важен грамотный подход.

Подкасты – доверительный формат, больше разговор по душам. Не удивительно, что во время пандемии многие обратили на них внимание. Когда весь мир оставался дома, люди стали больше времени уделять самообразованию, искали новые книги, рекомендации по укреплению здоровья, какие-то новые спортивные программы, методики гармонизации семейных отношений или просто развлекательный контент. Соответственно, и основным местом прослушивания большинство называли дом (75%).

«Это включенное слушание – люди потребляют данный контент именно дома. Если радио по большей части актуально в автомобиле, то здесь мы увидели, что аудитория на данный момент точно не готова слушать подкасты в каршеринге или такси, а в личном автомобиле их включает только 13% аудитории. Соответственно, подкасты как аудиоформат дают дополнительный охват аудитории».

Юлия Андрюшова, директор департамента бизнес-коммуникаций и аналитики ГПМ Радио

Для радиовещателей это, действительно, одна из форм интеграции в digital: предоставляя аудитории альтернативу, радио не теряет контакта с лояльными слушателями и получает новые инструменты для развития. Радиостанции давно делают подкасты из своих программ, и топовые из них собирают десятки тысяч прослушиваний, но может быть и наоборот – подкаст модного блогера имеет все шансы стать популярной радиопрограммой.

ГПМ Радио на этом рынке – один из старожилов. В активе холдинга уже более пятидесяти подкастов разной тематики. Это и «Тест-драйв Авторадио» о новинках автопрома и автомобилях, и «Мама знает всё», где мамы игроков сборной России по футболу рассказывают о карьерном пути своих известных сыновей, «Relax Маршруты» и «Relax География» – о городах и странах, популярных направлениях и неизведанных точках на карте, а еще NRJ HOT 30 от Радио ENERGY, «Пранки от Саймона», «Чемпионы», «Личная территория с Аннетой Орловой», «Астрология и чувства», «История бренда» и многие другие. Качественный продукт создает Детское радио, причем в познавательной и развлекательной форме выходят даже клиентские подкасты, которые с удовольствием слушают ребята и их родители. Дистрибуция контента велика – аудиофайлы звучат на Онлайн Радио 101.Ru, транслируются в Яндекс, Аpple, Google и на других популярных аудиосервисах. И это позволяет собирать колоссальные цифры – только подкасты Детского радио, созданные за последние несколько месяцев, набрали 9 млн 100 тыс. прослушиваний, и цифра эта продолжает расти.

11
2 комментария

Они уже с 2004 года набирают популярность и все ни как не наберут, тиктотку чтоб стать популярным понадобилось меньше года. 17 лет и год. Мертворождённая вялотекущая резина как одноклассники, вроде как есть, но вроде как нафиг ни кому  не нужны.

3

в этом сериале (убийства в одном здании) показан пример удачного подкаста https://www.kinopoisk.ru/series/4295380/

даже задумалась, не завести ли мне подкаст

1