Эволюция продакшн-музыки в России

Продакшн-музыка для российской медийной культуры – явление хоть и не новое, но все еще до конца непознанное. Возможности использования продакшн-библиотек в нашей стране еще далеки от идеала, но, тем не менее – прогресс культуры авторского продакшна есть. Сегодня, с ростом медийного производства и стремлением производителей сокращать издержки на свои проекты, обращение к качественному лицензионному авторскому продукту музыкальных библиотек доказывает свою актуальность.

Эволюция продакшн-музыки в России

Телевизионную и радиорекламу можно представить в виде лоскутного одеяла, состоящего из таких кусков как голос, музыка и звуковые эффекты. Если мы говорим о рекламных роликах, эфирном промо или элементах оформления эфира, то музыка здесь играет не последнюю роль. Особенно это касается радио, где именно с помощью музыки ролику придается то характерное звучание и настроение, из которых складывается образ продукта. То же самое можно сказать и о мультимедиа презентациях и корпоративных фильмах. Процесс выбора нужной мелодии – дело кропотливое даже для опытного саундпродюсера. При подготовке проекта важны не только концепция и креатив, но и такие факторы как уникальность мелодии, ее стоимость, а также защита авторским правом. В силу высокой стоимости услуг качественных профессиональных композиторов, а также ввиду сжатых сроков, студии стремятся сэкономить время и бюджетные средства. Здесь на помощь и приходят музыкальные продакшн-библиотеки, которые предлагают не только авторскую музыку в большом количестве и разнообразии, но и лицензионное соглашение на ее использование.

Роман Олегов, Программный директор:

«…Безусловно, при современных технологиях, определённом «богатстве» некоторых радиостанций, а также высокой квалификации звукорежиссёров можно создавать свои собственные эксклюзивные эффекты, подложки, джинглы и так далее. Но у подавляющего большинства станций в нашей стране таких возможностей нет. Продакшн-библиотеки – это эффективно и удобно. Кроме того, это практически единственный выход использовать легальный музыкальный материал в эфире при достаточно скромных расходах».

Как правило, продакшн-музыка представляет собой сборник авторских музыкальных произведений, созданных специально для производства в области радио, телевидения, кино, мультимедиа, а также для создания эфирного промо, рекламных роликов и эфирной одежды. Авторские произведения, входящие в состав музыкальной библиотеки, представляют собой короткие инструментальные пьесы с законченной музыкальной темой, хронометраж которых варьируется от 15 секунд до 3-х минут. Музыкальные композиции являются авторскими, написанными специально для конкретной библиотеки. Чаще всего они распространяются в виде компакт-дисков (CD, DVD) или музыкальных файлов.

Основными пользователями музыкальных библиотек являются звукорежиссеры, саундпродюсеры, музыкальные редакторы, монтажеры и дизайнеры в области медиа. Произведение библиотеки, как любая продукция интеллектуальной деятельности, является объектом Авторского права.

Виталий Старых, Музыкальный редактор:

«Продакшн-библиотеки, однозначно, незаменимая вещь при медиа-производстве на радио. Самостоятельно производить тот объем, который предлагают библиотеки - не только не выгодно, но просто нереально. Поэтому ценность и удобство бибилиотек не поддаётся сомнению - звукорежиссёр в считанные минуты может подобрать необходимые для производства музыкальные темы и звуковые эффекты».

У России путь особый

Интерес к продакшн-музыке как элементу медийного производства пришел в Россию с началом коммерческого телерадиовещания в начале 90-х годов прошлого века. На Западе применение музыки как составной части рекламы относится к 1923 году, когда рекламодатель впервые заказал написание музыкального произведения специально для рекламного ролика. Первые западные продакшн-библиотеки существовали уже начиная с 60-х годов. У России путь особый.

В то время как для американского и европейского рынков развитие продакшн-музыки - давно пройденный этап, в России до сих пор идет процесс формирования культуры использования лицензионной авторской музыки. И это несмотря на то, что основные, в первую очередь, законодательные этапы этого процесса уже пройдены.

В 1911 году в истории российского авторского права произошло важное событие - приняты Положения об авторском праве, отражавшие новейшие для того времени тенденции западных стран в области права. В 1925 году вышел закон «Об основах авторского права», а законом 1928 года за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет.

После вступления СССР в 1973 году в Женевскую конвенцию об авторском праве было создано Всесоюзное агентство по авторским правам, учредителями которого стали творческие союзы и организации-пользователи произведений авторов. В 1991 году Государственное агентство по авторским и смежным правам пришло на смену ВААП, а в 1992 году оно преобразовалось в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).

В 1993 году согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежным правах" в статусе общественной организации было учреждено РАО – Российское Авторское Общество. Целью РАО по сей день является реализация и охрана авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. РАО призвано управлять имущественными правами авторов, других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно (например, сбор авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир, публичное исполнение произведений, воспроизведение, репродуцирование и так далее).

Сейчас предмет авторского права в России регулируется 4 частью ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года.

Конечно, в далекие 90-е годы в России не было понятия «продакшн-музыка», для производства рекламы, телевизионных и радиопрограмм звукорежиссеры использовали интродукции известных песен и инструментальные композиции (особой популярностью пользовались сборники Romantic Collection). Главное требование к музыкальной составляющей в рекламе того времени – узнаваемость мелодии, а также ее контекстная составляющая. Конечно, об охране авторского права тогда мало кто задумывался.

Еще несколько лет назад в эфире радиостанций можно было услышать рекламные ролики, в которых в качестве музыкальных подложек использовались произведения «Children» Роберта Майлса или «За пивом» дуэта «Академия». Отрадно, что ситуация понемногу исправляется - сегодня, если у тебя нет договора с правообладателем конкретного музыкального произведения, ты не вправе использовать его в своих (коммерческих) целях.

Интерес к западным библиотекам в России стал возникать приблизительно через 5 лет после начала коммерческого вещания, в середине 90-х годов, когда на руках у саундпродюсеров появлялись первые демонстрационные диски западных «монстров» продакшн-музыки: TM Century, Sound Ideas, Hollywood Edge и др. Этот контент растекался копировальными потоками из рук в руки звукорежиссеров далеким от лицензионного права образом. Культура использования продакшн-библиотек приходила в медиа, как правило, с появлением западных инвесторов - именно владельцы этих радиостанций и телеканалов первыми начали закупать западные библиотеки музыки и эффектов. Конечно, в то время позволить себе это могли далеко не все, и эта культура распространялась точечно среди крупных игроков медийного сектора.

В настоящее время спрос на продакшн-музыку, а также совершенствование законодательной базы в сфере защиты авторского права привели к тому, что вещатели в сферах радио и телевидения начали задумываться о приобретении прав на лицензионное использование и трансляцию музыкальных произведений. С появлением российской продакшн-музыки авторский продукт смогли позволить себе региональные игроки и небольшие продакшн-студии.

Наталья Якимовская, Исполнительный директор, Фонд Независимого Радиовещания:

«Культура использования музыкальных библиотек в нашей стране только зарождается. Я вижу значительные изменения в лучшую сторону на примере наших партнеров – региональных вещателей. С определенной точностью могу сказать, что этот рынок будет развиваться»

В 2001 году появилась первая отечественная продакшн-библиотека «Эволюция», которая была призвана восполнить нехватку качественного лицензионного звука на российском медийном рынке. Первая библиотека соблюдала баланс между требованиями российского рынка продакшна, избалованного западным качеством музыкального материала, и гибкой ценовой политикой, выигрывая тем самым в стоимости перед своими зарубежными аналогами. Идя в ногу с инновациями и технологиями западного авторского права, первая музыкальная библиотека с 2001 года зарегистрирована в IFPI (International Federation of the Phonographic Industry, UK), Международной Федерации производителей фонограмм. Полученный уникальный продюсерский код RU-A57 впоследствии дал право присваивать каждому музыкальному треку, выпущенному под лейблом данной библиотеки индивидуальный ISRC-код*.

Эволюция продакшн-музыки в России

Роман Олегов, Программный директор:

«Эволюция», пожалуй, единственная отечественная библиотека-периодика, выходящая уже много лет. И с самого начала, если не брать творческую составляющую, в основе её создания стоял именно вопрос охраны авторских прав».

Справка*

ISRC (International Standard Recording Code) - Международный стандартный код для точного определения уникальной аудио-, видео- или аудиовизуальных записей.

Код ISRC всегда состоит из 12 символов и записывается в формате "CC-XXX-YY-NNNNN" (Дефисы не являются частью кода ISRC, они пишутся для облегчения чтения). Упомянутые выше четыре части означают:

"CC" - код страны;

"XXX" — трёхзначный алфавитно-цифровой регистрационный код, уникальным образом определяющий организацию, которая регистрирует код;

"YY" — последние две цифры года регистрации;

"NNNNN" — уникальная последовательность из пяти цифр, определяющая конкретную аудиозапись.

Например: RUA570113001 – ISRC код записи произведения Андрея Лаупера «Квартирный Ответ». Цифровой стандарт аудио CD позволяет размещать коды ISRC непосредственно на компакт-дисках.

Арфы нет – возьмите бубен!

Востребованность и актуальность российской продакшн-библиотеки с первых месяцев своего появления стала очевидна. По всей видимости, рынок, «избалованный» заграничным нелегальным звуком, уже был готов воспринимать качественную и недорогую лицензионную музыку в российском исполнении. Ядром целевой аудитории являлись тогда и остаются по сей день теле- и радиовещатели. Также продакшн-музыка нашла своих потребителей и среди кинопроизводителей, продакшн-студий, использующих музыку в производстве рекламы, презентационных материалов и корпоративных фильмов.Арфы нет – возьмите бубен!

Особой популярностью российская продакшн-библиотека пользуется именно у региональных подписчиков, это объясняется невысокой стоимостью библиотеки в сравнении с западными аналогами, а также стремлением региональных радиостанций и телеканалов обладать качественным лицензионным материалом.

Эволюция продакшн-музыки в России

С начала 2008 года в связи с обновлениями законодательной базы в области Авторского права, вещатели стали обращать особое внимание на лицензионную составляющую продакшн-музыки. На основе лицензионного соглашения с издателем библиотеки подписчик получает право на использование произведений в коммерческих целях и может выстроить удобную форму составления отчетных документов для РАО.

Виталий Старых, Музыкальный редактор:

«Московские радиостанции стремятся использовать только легальные продукты, это касается и продакшн-библиотек. Безусловно, использование таких библиотек снимает вопросы авторского права, что важно при производстве рекламы и других музыкальных продуктов на радио. Кроме того, имея лицензионный договор с издателем библиотеки, удобно отчитываться перед РАО».

Илья Бачурин, Продюсер кино и телевидения:

«Использование продакшн-библиотеки дает возможность не содержать в штате дополнительного человека, собирающего и подающего в РАО информацию по авторским правам на контент, так как все ее наполнение уже «очищено» и необходимые смежные права покупатель получает вместе со сборником».

Огласите весь список, пожалуйста

Западные библиотеки по-прежнему присутствуют на российском рынке, и их целевой аудиторией являются крупные холдинги с большим производственным потоком и возможностью выделить соответствующий бюджет.

TM Century (TM Studios) – один из первых американских издателей продакшн-библиотек. Специализируется на музыкальных произведениях, музыкальных конструкторах для производства собственных джинглов и других элементов эфира. Имеет собственный джингл-банк, работает в различных музыкальных жанрах: рок, поп, дэнс, джаз, кантри и т.д.

Британская компания De Wolfe Production Music Library выпускает музыку для оформления ТВ и радио программ, документальных и художественных фильмов, рекламы, и другой мульдимедийной продукции. В среднем, каждый год издается около 35-40 сборников.

Канадские производители Sound Ideas известны своими звуковыми эффектами с 1978 года. В их арсенале много музыкальных библиотек для производства эфирного промо и рекламы. Отдельного внимания заслуживает серия дисков Immersion 5.1, выпущенная на DVD в формате AIFF (шестиканальный звук).

Как правило, лицензионный срок западных продакшн-библиотек ограничен одним годом, то есть подписчик вынужден продлевать лицензионный договор каждый год, что требует определенных и немалых затрат.

Несмотря на то, что отечественные библиотеки порой уступают западным по количеству и многообразию музыкального материала, их существенными конкурентными сторонами являются:

– во-первых, финансовая составляющая. Западные продакшн-библиотеки в несколько раз дороже российских, средние и небольшие игроки рынка с трудом могут выделить средства даже на годовую подписку. Российские аналоги, как правило, по уровню музыкального контента и качеству сведения звука могут конкурировать с западными, оставаясь при этом значительно дешевле и доступнее;

Виталий Старых, Музыкальный редактор:

«Российские производители продакшн-музыки могут конкурировать с западными только при двух условиях: если при аналогичном качестве цена на продукт будет ниже, либо если при аналогичной цене российские производители будут издавать более качественный продукт. На мой взгляд, конкурентное преимущество нашим библиотекам обеспечит именно первое условие».

– во-вторых, отечественные библиотеки учитывают специфику российского потребителя. Подписчики «забугорных» библиотек получают музыкальный материал в несколько десятков дисков, из которых в продакшне используются далеко не все композиции. Например, сложно себе представить обычного регионального звукорежиссера, пытающегося применить в своем ежедневном поточном продашкне 90 однотипных музыкальных тем в стиле кантри. У российского музыкального рынка есть своя специфика – здесь важна мелодика, традиционность в использовании музыкальных инструментов, своего рода ментальность. Отечественные библиотеки учитывают это;

– в-третьих, и о чем уже говорилось выше, это продолжительность лицензии. Большинство иностранных библиотек, а также некоторые российские предлагают лицензионное соглашение сроком на 1 год. Издатели российских библиотек предоставляют 5-летнюю лицензию на использование авторской музыки.

Андрей Лаупер, Генеральный директор ООО «И-Радио» (Эволюция музыкальная библиотека)

Использование материалов разрешено только с письменного разрешения ООО «И-Радио». Вы можете задать свой вопрос по адресу: info@i-volution.net

Продолжение следует...

Эволюция продакшн-музыки в России
Начать дискуссию