Эволюция продакшн-музыки в России. Часть 2

Продакшн-музыка: учимся экономить в трудные времена

Эволюция продакшн-музыки в России. Часть 2

Удобство применения продакшн музыки в производстве можно условно разбить на две составляющие – правовую и производственную. Первый фактор – правовой – весьма серьезно выступает в свете нынешних реалий охраны Авторского права. Священное слово «лицензия» по-прежнему пугает или завораживает многих телерадиовещателей. До сих пор в отдаленных от центра городах у многих складывается неверное представление о механизме отчета за использование музыкальных произведений в эфире.

На памяти несколько громких дел о несанкционированном использовании авторской музыки на радио и тв, достаточно вспомнить крупные премии и всероссийские конкурсы в области радиовещания. Однако, справедливости ради стоит отметить, что постепенно ситуация исправляется, ужесточаются требования к конкурсным работам, столичные и региональные вещатели начинают уделять должное внимание правовому аспекту.

С приходом продакшн-библиотек процесс отчета перед РАО стал более понятным и доступным. Ежемесячно или раз в квартал необходимо предоставить сводную таблицу всех произведений, которые звучали в эфире, будь то реклама или эфирное промо. Если вы являетесь подписчиком какой-либо библиотеки, то лицензионное соглашение позволит ускорить и значительно облегчить этот процесс. Далее – необходимо направить эту информацию в Российское Авторское Общество в Департамент Радио и Телевидения (ДРТ).

С производственной точки зрения всегда удобно иметь на полке компакт-диски с готовыми музыкальными треками, вводить их в разрабатываемый проект, заменять отдельные треки, если они не подходят по темпу, настроению или подаче. Одним словом, всегда есть свобода выбора в пользу лучшего из целого ряда имеющихся произведений. В случае с нанятым композитором можно потерять время и силы - на постановку задачи, на переделки и технические коррективы. Кроме того, сам процесс создания нужной мелодии и аранжировки займет не один день.

Продакшн-музыка – это своего рода B2B-инструмент, и, как неотъемлемая часть всего медийного и рекламного бизнеса, направлена на получение прибыли.

Основными потребителями продакшн-библиотек по-прежнему остаются радиостанции и телеканалы. Это обусловлено, как минимум, тремя областями применения музыкального материала:

- оформление эфира (джинглы, межпрограммные заставки, отбивки и другое),

- эфирное промо (анонсы программ и событий),

- производство рекламы. Все эти эфирные элементы напрямую или косвенно «продают» медийный ресурс, являясь одним из основных притоков денежных средств.

Эволюция продакшн-музыки в России. Часть 2

Оформление эфира

Рано или поздно любая телерадиокомпания сталкивается с необходимостью создания или обновления эфирного пакета. Здесь возникают два варианта: обратиться в стороннюю производственную компанию за изготовлением уникальной музыкальной оболочки, либо оформить эфир усилиями собственной студии. Понятно, что второй вариант является менее затратным, и в трудные времена – более предпочтительным. Всегда можно пригласить композитора или нескольких для написания уникальных музыкальных произведений, однако имея в своем арсенале одну из продакшн-библиотек, звукорежиссер без труда может выбрать из тысячи музыкальных треков именно те, которые станут основой пакета и придадут уникальное звучание эфиру. Конечно, в этом случае вы будете лишены некой эксклюзивности, однако это поможет осуществить обновление, не дожидаясь дополнительного финансирования.

Наталья Якимовская, Фонд Независимого Радиовещания: «Фонд независимого радиовещания и АНО "Корпорация радио" систематически проводят семинары и тренинги для звукорежиссеров региональных станций, где преподаются основы продюсерского мастерства, даются практические советы по созданию эфирной одежды, проводятся мастер-классы. На этих занятиях мы делаем упор на использование новых технологий, программного обеспечения для студий, подробно говорим о звукорежиссерском инструментарии. Одним из таких инструментов, безусловно, является музыкальная продакшн-библиотека».

Эфирное промо

В условиях плотного производственного потока на телеканале или радиостанции перед звукорежиссером всегда стоят такие первостепенные задачи как качественный продакшн и соблюдение сроков. В производственный отдел стекаются заказы от программного, креативного, промо и рекламного отделов, и таких заказов в день может быть более десятка – появление новых программ в эфире, изменения в сетке вещания, анонсы событий и мероприятий, производство рекламы. При таких объемах создать уникальный музыкальный ряд для каждого проекта и записать авторские композиции не представляется возможным. Единственным выходом для звукорежиссера будет использование продакшн-музыки. Имея в наличии диски с несколькими сотнями треков, удобно каталогизированными и описанными стилистически, он без труда подберет нужную подложку для конкретной задачи.

Александр Емельянов, Ведущий звукорежиссер департамента эфирного промоушена ОАО "ТНТ-Телесеть": «Очевидно, что продакшн-библиотеки незаменимы при потоковом производстве. Библиотечную музыку можно использовать для производства анонсов, рекламных и промороликов, для создания эфирных программ и оформления телеэфира (заставок, отбивок), а также для подготовки презентационных материалов в некоммерческих целях. Это избавляет компанию от излишних затрат и способствует соблюдению интеллектуальных прав. Подписка на продакшн-библиотеки очень выручает и в том случае, когда времени до эфира остается минимум, а возможности написать музыку нет, также как и нет времени связаться с правообладателями существующих композиций».

Производство рекламы

Производственные отделы крупных холдингов, также как и независимые студии тратят на производство рекламы от 30 до 60 % времени. Заказчиком при этом могут ставиться совершенно разные задачи – от ординарных до мега-креативных. Звукорежиссеры опять же работают в условиях сжатых сроков, когда готовый ролик должен быть сделан «еще вчера». Используя в производстве библиотечную музыку, производители рекламных роликов могут сэкономить время и силы, сосредоточившись на написании яркого сценарного плана. Также важно помнить, что в производстве рекламы существует четкие стандарты хронометража роликов: 5, 15, 30, 60 секунд. В этом смысле продакшн-библиотеки учитывают потребности рекламного рынка: как правило, все треки имеют коммерческий хронометраж наряду с полными версиями музыкальных произведений.

Использование библиотек в производстве рекламы позволяет быстро окупить стоимость подписки. Порой затраты на покупку библиотеки окупаются и за счет лишь одной рекламной кампании.

Александр Подъяпольский, Заместитель директора музыкального вещания Первого канала: «Для потребителя принципиально важно не только качество музыкального продукта, но и его доступность. Именно доступная цена на лицензионные библиотеки в нашей стране играет важную роль в развитии культуры использования авторской музыки и способствует уходу от «пиратства».

Музыкальный брендинг

В последнее время компании, крупные или небольшие, начинают уделять должное внимание своему рыночному образу и музыкальному брендингу. Музыкальная и звуковая составляющие бренда могут существовать в виде аудиорекламы, составлять «музыкальную среду» офисов и торговых залов, формировать образ компании как дополнение к визуальной «картинке». Обычно компании стремятся иметь собственную, профессионально сделанную «под заказ» фирменную мелодию, но в силу высокой стоимости услуг композиторов ее создание становится самой затратной статьей музыкального брендинга. В связи с этим многие стремятся сэкономить бюджетные средства путем использования музыкальных продакшн-библиотек. Очень часто можно встретить примеры создания фирменных мелодий для небольших компаний на основе материала музыкальных библиотек. Из всего многообразия произведений они выбирают именно те треки, которые максимально точно соответствуют их «формату» и позиционированию на рынке.

Еще одна среда применения продакшн-библиотек для позиционирования компании на рынке - это звуковое оформление call-центра, основными элементами которого являются голосовое приветствие, фирменная мелодия, которая часто используется на «холде», пока клиент ожидает ответа оператора, и IVR (Interactive Voice Response) — система предварительно записанных голосовых сообщений, выполняющая функцию навигации звонков внутри call-центра.

Проекты мультимедиа

Если говорить о музыкальной библиотеке как об инструменте продакшна, то она востребована и в таких областях как создание компьютерных игр, разработка мультимедийных презентаций, подготовка бизнес-отчетов, флеш-анимация и 3D-моделирование. Всем этим проектам также необходимо уникальное качественное звучание.

Современные компьютерные игры обладают профессиональным саундом, они далеко ушли от своих предшественников (Dendy, Sega, Atari, Commodore) использовавших в играх лишь один тон или 8-битное сэмплирование. Сейчас это полноценные звуковые дорожки, или, как говорят саундтреки, соизмеримые по качеству и фундаментальности со звуковыми дорожками высокобюджетных голливудских фильмов.

В настоящее время на создание музыки для проектов оказывают влияние стандартные бизнес-процессы, которые раньше подобного влияния не имели. Для написания игровой музыки привлекаются не программисты, а именно композиторы и популярные исполнители, так же, как это делается для написания саундтрека к кинофильму. Игровая индустрия подталкивает издателей музыкальных библиотек к заполнению таких производственных ниш, как музыка для трейлеров в формате 5.1, телевизионных анонсов и онлайн-демо. Создатели музыки, в свою очередь, предлагают арт-директорам, режиссерам, дизайнерам и разработчикам мультимедиа широчайший выбор музыкальных стилей и направлений, удивительное разнообразие по настроению и характеру мелодий - от гитарных пассажей до симфонических-драматических произведений. Безусловно, такой подход значительно сокращает проектные затраты.

Мифы вокруг…

Итак, мы рассмотрели основные сферы использования продакшн-библиотек. Порой приходится сталкиваться с заблуждениями об отечественных библиотеках. Некоторые звукорежиссеры до сих пор настороженно относятся к произведениям российских композиторов. Наверное, тому есть ряд причин. Тем не менее, хочется развеять те мифы, которыми до сих пор овеяна наша продакшн-музыка.

Миф о высокой стоимости.Российские библиотеки значительно дешевле иностранных изданий, экономить позволяет и срок лицензионного соглашения. Как уже говорилось выше, некоторые отечественные библиотеки предлагают договор на использование в течение 5 лет. При этом стоимость одного произведения при подписке на несколько дисков по-настоящему мизерна.

Миф о низком качестве отечественной продакшн-музыки по отношению к западным аналогам. Рекординговый бизнес в России уже давно перестал быть автономным. Развитие глобальной сети и средств коммуникации позволяет российскому производству все сильнее интегрироваться в мировой медийный бизнес. Реальность такова, что сейчас все активнее для производства библиотек привлекаются западные музыканты. При этом учитывается специфика и потребности отечественного слушателя.

Миф о безнаказанности «пиратства». Несмотря на существующие пробелы в законодательной базе и технические сложности процесса мониторинга, вряд ли мы вернемся к тем временам, когда и вещатели, и производители медиа-контента несанкционированно использовали музыкальные произведения в коммерческих целях. Законные правила и условия игры на рынке совершенствуются, и за чистоту эфирного вещания уже сегодня выступают все большее количество компаний.

Говорить о перспективе развития продакшн-музыки в России можно много, но факт остаётся фактом - пока развивается теле- и радиоиндустрия, пока создаются креативные команды и крупные медиахолдинги, потребность в продакшн-музыке будет только расти. Перспектива развития отечественных библиотек изначально определяется ценовой политикой. Покупать дорогостоящие западные библиотеки по-прежнему весьма накладно, как небольшим студиям, так и достаточно крупным. Рынку музыкальных библиотек в России от силы 10 лет, мы новички в этом бизнесе, но новички с большими амбициями.

Уверен, что со временем и западные коллеги обратят достойное внимание на русский саунд, и тогда можно будет с уверенностью заявить, что эволюция звука продолжается!

Эволюция продакшн-музыки в России. Часть 2

Андрей Лаупер, Генеральный директор ООО «И-Радио» (Эволюция музыкальная библиотека)

Использование материалов разрешено только с письменного разрешения ООО «И-Радио». Вы можете задать свой вопрос по адресу: info@i-volution.net

1 комментарий

По мере развития музыкальной индустрии продюсеров будет больше. В то же время количество песен, используемых в качестве рингтонов на https://toquecelular.com также увеличивается с каждым днем. Потому что песни очень нравятся пользователям в качестве бесплатных рингтонов.

1
Ответить