{"id":13585,"url":"\/distributions\/13585\/click?bit=1&hash=5abbdccc3fb020b5689ad8081fa009393de3b75c1e378f7f15bf1276f341927b","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"d9c50f1f-3071-518e-8ae7-e283eb318898","isPaidAndBannersEnabled":false}
Медиа
CoFounder space

Какая разница: чем отличаются менеджер и владелец продукта

Разбираемся с обязанностями, которые предполагают две этих роли.

Если вы уже поняли, чем отличаются продакт-менеджер и проджект-менеджер, вот вам задача со звёздочкой: понять разницу между менеджером продукта (он же продакт-менеджер, product manager, PM) и владельцем продукта (продакт-оунер, product owner). Вопрос непростой, тем более что в некоторых компаниях предпочитают объединять две эти роли, вручая все обязанности одному человеку. Можно ли так делать, и в чём разница между ними?

Кто чем занимается

Если вкратце, продакт-менеджер — лицо, которое принимает окончательное стратегическое решение по продукту: видение, стратегия, бизнес-цели. Владелец продукта — это роль в гибкой методологии.

Продакт-менеджер — это наёмный предприниматель внутри компании, нацеленный на развитие продукта, который принесёт наибольшую прибыль бизнесу с наименьшими вложениями. Он сфокусирован на долгосрочной стратегии. Продакт-менеджер отвечает за исследование конкурентной среды и своей аудитории. Речь идёт о маркетинговых задачах и взаимодействии с клиентами.

Продакт-оунер несёт ответственность за достижение максимальнои ценности продукта как результата работы, которую выполняет команда. И добивается он этого при работе со Scrum — фреймворком гибкой разработки программного обеспечения. Владелец продукта понимает, кто чем в команде занимается, управляет бэклогом, плотно взаимодействует с разработчиками и другими заинтересованными лицами. Он отвечает за то, чтобы все члены команды имели конкретное представление о том, над чем работают, в какой последовательности они будут выполнять поставленные задачи.

Почему возникает путаница

Scrum — простая структура, ориентированная на помощь командам в разработке программного обеспечения. Она не охватывает общие практики управления продуктами, такие как разработка стратегии, составление дорожной карты и финансовый прогноз. Единственный инструмент управления, который предлагает данный фреймворк, — приоритизация бэклога.

Некоторые подходы, такие как SAFe (Scaled Agile Framework — фреймворк для координации работы над проектом или связанными проектами для пяти или более SCRUM-команд), разделяют роли продакт-менеджера и продакт-оунера для облегчения масштабирования. Владелец продукта SAFe — не то же самое, что владелец продукта в Scrum, и это только добавляет путаницы.

Так почему же Scrum вообще ввёл роль владельца продукта? Почему в фреймворке не использовался термин «менеджер продукта»?

В 1990-х годах, когда был разработан Scrum, управление продуктами отличалось от того, что есть сегодня. Менеджеры делали предварительные исследования рынка, планировали выпуск продуктов и определяли требования к ним. Затем они передавали спецификацию и требования менеджерам проектов, которые и занимались созданием продуктов. Продакт-менеджеры возвращались только для постановки задач на внесение правок или помощи на этапе запуска.

Это резко контрастирует с тем, как все происходит сейчас при гибком управлении, когда сотрудники, занимающиеся созданием продуктов, должны постоянно взаимодействовать с командами разработчиков, не пренебрегая рынком и внутренними заинтересованными сторонами.

Кроме того, сейчас Scrum применяется за пределами сферы разработки. Многие организации, которые приняли эту систему управления, — банки, ритейл и медиа-компании — традиционно не имеют команд по управлению продуктами и, следовательно, менеджеров. Но у них есть диджитал-продукты — приложения для онлайн-банкинга, программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, повышения производительности и снижения затрат.

Вводя должность продакт-оунера, эти организации могут начать работать гибко, без необходимости создавать группу управления продуктами и инициировать процесс организационных изменений. Scrum позволяет возлагать эту роль на кого-то из команды. Соответственно, сотрудники соответствующих бизнес-подразделений могут — с некоторым обучением и инструктажем — выступать в качестве владельцев продуктов. (Однако в долгосрочной перспективе выделение этого как отдельной функции, вероятно, будет полезным.)

В итоге, если говорить о практике, термины «менеджер продукта» и «владелец продукта» часто используются как взаимозаменяемые. Однако специалисты не играют одну и ту же роль под разными именами. Это две уникальные функции. Вот их главные рабочие задачи:

Может ли владелец продукта быть менеджером по продукту

Дискуссия о том, где заканчивается одна роль начинается другая и действительно ли эти две функции являются двумя различными аспектами одной и той же должности, вероятно, будет продолжаться вечно.

Но короткий ответ – да: владелец продукта определённо может быть менеджером продукта, и наоборот. А если это всё-таки два разных специалиста, крайне важно, чтобы они понимали, чем различаются их роли и обязанности.

Есть международные двухдневные тренинги для того чтобы называться владельцем продукта. Но проблема в том, что потом человек занимает должность менеджера по продукту, и, прямо скажем, не имеет ни малейшего понятия, что делать. Он на самом деле не понимает всего объёма своих обязанностей и не знает, как добиться успеха в работе.Управление продуктом – это многогранная, сложная дисциплина, которую трудно понять и освоить. Работа в качестве эффективного менеджера продукта требует навыков лидерства, управления жизненным циклом продукта, составления стратегии продукта и исследования рынка, формирования бизнес-модели и работы с финансовыми показателями.

Конспекты книг и дополнительные материалы на канале Цифровая ферма единорогов и в чате Cообщество tech-предпринимателей.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null