Взрывной рост мобильного медиапотребления — позавчерашние новости: тренд это настолько явный, что обсуждению не подлежит. А вот дискуссия в формате «веб (включая мобильный) vs. приложения» всё ещё идет — и многие медийщики до сих пор считают разработку приложений более подходящим занятием для гейм-девелоперов или придумщиков каких-нибудь очередных Todo-листов для домашних животных.
В прошлом декабре, например, я поучаствовал в очередной такой дискуссии на одной из конференций и, набравшись духу, пообещал тогда, что в течение года потребление контента наших Sports.ru и Tribuna.com через приложения догонит потребление через веб. Теперь уже можно сказать, что соврал: это случилось уже по итогам февраля 2014 года. Ладно, месяц сочинской Олимпиады был невероятным во всех отношениях — но только что закончившийся март закрепил эти результаты: 51% vs 49% в пользу приложений. Кажется, мы стали первыми из крупных российских медиа, чей контент потребляется в приложениях интенсивнее, чем на вебе.
Вот как ведут себя кривые использования Sports.ru посредством браузера (включая, повторюсь, те же смартфоны и планшеты) и приложений с июня 2012 года, когда мы запустили первый свой app:
Приложения обошли веб не потому, что с чтением через веб что-то не так: оно у Sports.ru продолжает расти (до 160 млн pageviews в месяц), и по просмотрам веб-страниц Sports.ru заметно опержает почти все популярные российские медиа – хоть «Газету.ру» (95 млн в феврале), хоть «РИА Новости» (73 млн). После продажи «Кинопоиска» «Яндексу», Sports.ru, похоже, стал лидером среди «отдельно стоящих» (не входящих в холдинги), выросших из стартапов медиа по просмотрам страниц на веб-версии. Но темпы мобильного потребления многократно выше.
Отдельно отмечу, что график отражает именно рост количества просмотров, то, что в Штатах называют volume growth. Количество уникальных пользователей у наших веб-версий пока в несколько раз выше (хотя и здесь соотношение меняется на глазах). Неудивительно — «порог входа» у приложений высокий: они только для мобильных гаджетов, и ты должен их для начала скачать, тогда как в веб-аудиторию попадают пользователи любых устройств — и для этого им достаточно хотя бы раз в месяц кликнуть на ссылку в поиске или в соцсетях. Но такое предпочтение приложениям постоянной, лояльной нашей аудитории сигнализирует, где мы увидим основной рост завтра. Вы, кстати, тоже — если как-то связаны с медиа. Вот пара слайдов из
свежайшего исследования ComScore, позволяющих понять, почему.
Только треть американцев использует интернет с одних лишь компьютеров — а мультиплатформенная аудитория стала по ходу 2013 года большинством:
Если говорить о времени потребления интернета, то компьютеры стагнируют уже третий год (всего 7% роста за этот период) — сравните с тем, как прут при этом смартфоны и планшеты с их ростом на сотни и тысячи процентов.
Да, у смартфонов и планшетов тоже есть браузер, но это, по сути, лишь одно из приложений, причем не самое популярное. Вот вам слайд из еще одного свежего исследования, от Flurry (тоже только по американскому рынку — но нет оснований думать, что наш будет сильно отличаться). Доля времени использования интернета через браузер, а не приложения, уже в прошлом году была невысокой, а в этом продолжила падать:
Почему так много людей предпочитают приложения сайтам — вопрос отдельный. Обычно мы на Sports.ru слышим такие пояснения:
- Быстрее работает (что правда);
- Ест меньше трафика (что правда);
- Удобнее (разные люди, правда, включают в это объяснение разные вещи).
Мобильную версию предпочитают в основном light users — люди с конкретной задачей типа «узнать, во сколько сегодня играет «Зенит»», либо просто попадающие к нам по внешним ссылкам. Лояльная аудитория в подавляющем большинстве устанавливает приложения — и, надо думать, становится еще лояльнее, если видит нас 50 раз в день у себя на home screen.
Смотреть на приложения, как на полный аналог веба, неправильно: они позволяют реализовать немало фишек, на вебе пока слабо или вообще недоступных. Геолокация, push-нотификации, интеграцию с контакт-листом, воможность в один тап добавлять матчи любимой команды в свой календарь, и так далее. Видимо, это тоже можно считать одной из причин их популярности.
И пока не видно предпосылок к тому, чтобы эти тренды притормозили — скорее, будут разгоняться дальше:
Самый грустный слайд — про деньги: в мобайле их пока для издателей сильно меньше, чем на вебе, причем это цифры с, опять же, продвинутого американского рынка:
На примере Sports.ru в феврале-марте соотношение было бы еще драматичнее: собрав 51% просмотров нашего контента, приложения в феврале и марте принесли Sports.ru лишь 6% денег (остальные 94% — веб). Но это обычная история: рекламному рынку свойственна инерция, рекламодатели и агентства осваивают любую новую среду медленнее пользователей. С вебом в свое время, в начале 2000-х, было ровно так же: понятно, что в итоге это будет большая штука, но кормить в пути никто не обещал. С другой стороны, те рекламодатели, кто уже сейчас готов работать с мобайлом, получают отличные неконкурентные цены.
Касаясь темы приложений, сложно не заметить еще один тренд. Экран у смартфона маленький, долго скроллить или много кликать для решения собственной задачи никто не любит, потому в мобайле доминируют однозначные, специализированные приложения, быстро решающие задачу пользователя. И для медиа в том числе.
Главными конкурентами флагманского приложения Sports.ru сегодня стали, по сути, наши же тематические приложения для поклонников разных клубов и турниров. Но про фрагментацию и, не побоюсь этого слова, декомпозицию медиа я лучше расскажу как-нибудь отдельно.