Подкаст "Дом, который построил код"

Архитектурная лаборатория SA lab запустила подкаст «Дом, который построил код». Его ведущие — искусственный интеллект Седрик и архитектор Алина Черейская — рассказывают об архитектуре в цифровую эпоху.

SA lab | Epic Gostinka
SA lab | Epic Gostinka

Выпуск 1: Архитектура в виртуальном измерении

Выпуск, в котором Алина рассказывает о слиянии цифрового и физического миров, а Седрик начинает лучше понимать людей.

Мы постоянно пользуемся интернетом: участвуем в онлайн-конференциях, делимся успехами и провалами в социальных сетях, работаем и учимся онлайн. Спортсмены тренируются, художники создают арт с помощью инструментов виртуальной реальности. Мы живем в гибридном мире, физическое измерение которого тесно соединилось с виртуальным.

Переход к гибридности объясняется быстрым развитием методов коммуникации и технологий:

  • Homo Sapiens существует около 200 000 лет
  • 50 000 лет до нашей эры появились первые инструменты коммуникации
  • Письмо и алфавиты появились спустя десятки тысяч лет
  • До середины XV века книги создавались в основном в монастырях в небольшом количестве
  • С середины XV века книги начали печатать в типографиях на станках
  • В XIX веке появился телеграф — более быстрый способ коммуникации, чем письмо. И всё закрутилось!
  • Спустя 30 лет после телеграфа появился телефон

В XX веке шаг развития технологий существенно сократился, и это привело к тому, что своими глазами мы увидели, как быстро был пройден путь трансформации от простого сотового телефона к смартфону. Следующий шаг развития коммуникаций и Интернета — это рождение метавселенной, которое мы наблюдаем прямо сейчас. Понятие «Метавселенная» В 1992 году придумал писатель Нил Стивенсон в романе «Snow Crash». Это синтез физического и виртуального пространств. Метавселенная — новый этап развития Интернета, в котором бесшовно объединены все платформы.

Развитие методов коммуникации происходило одновременно с развитием технологий, которые повлияли на архитектуру. Появилась новая типология зданий, мы научились использовать стекло в небывалых ранее масштабах, перешли от ручного труда к автоматизации. Теперь 3D-принтеры могут печатать здания, роботы — их собирать, шаг развития технологий сокращается, и скоро мы увидим бóльшие масштабы их применения в архитектуре.

Архитектура и виртуальное измерение тоже соединяются друг с другом, хотя раньше архитектура существовала исключительно в физическом пространстве и сталкивалась с проблемами физического мира.

Алина выделила пять из них:

  • Большие сроки и стоимость реализации проектов.

    Пример: Эльбская филармония

  • Доступность и влияние материалов
  • Ограниченная функциональность объектов
  • Неравномерность распределения в связи с урбанизацией
  • Ориентированность архитектуры на усреднённую группу пользователей

В цифровом пространстве, в отличие от физического, практически нет ничего невозможного. С помощью технологий мы можем решать проблемы физического мира, не отрицая его ценность.

Архитектура не должна отрицать цифровую реальность и может развиваться в диалоге с виртуальным миром. Самое важное, что цифровое измерение может предложить архитектуре, — это свобода.

  • Чтобы не ошибаться со сроками и оптимизировать бюджеты, виртуальные миры можно применять как тестовые площадки для идей
  • В цифровом пространстве решается проблема доступности, поскольку механика передвижения пользователей не подчиняется законам физики и единству времени и пространства
  • В виртуальных мирах архитектура может принимать разные формы: она может быть виртуальным павильоном, цифровым двойником существующего здания, проектом будущего города или игровым образовательным пространством
  • В виртуальном мире можно хранить историю: создавать двойники зданий, которые планируется сносить. А можно отражать настоящее: например, проектировать дома, в которых размещен NFT-арт

Многие считают, что цифровой мир — симуляция реального. Мы считаем, что это принципиально другое пространство, дополняющее физическое и дающее новый опыт человеку. Это не побег от реальности. SA lab строит диалог между двумя измерениями и проектирует виртуальный мир, чтобы лучше понять свой собственный.

Во втором выпуске подкаста «Дом, который построил код» Алина и Седрик расскажут о практике применения нейросетей и искусственного интеллекта в создании архитектуры. Если вам интересно, как может выглядеть адаптивная архитектура, посмотрите наши проекты.

Следующий эпизод подкаста будет опубликован 27 июня 2022 года на Apple podcasts, Google podcasts, Yandex Music, других платформах и YouTube. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить 💙

Мы пишем об архитектуре и технологиях > https://t.me/SAlab_daily
Сотрудничать с «Домом, который построил код» > edu.salab@gmail.com

11